a-ha, «Take on me»
Три главные достопримечательности Норвегии: фьорды, семга и a-ha (электрическая группа периода неоромантики). Главный хит этих горячих норвежских парней «Take on me» был записан в 1984 году. Но сказать, что они сразу проснулись знаменитыми, – это не факт. Ой, не факт! Песня провалилась в США и в Британии, даже на родной Норвежчине выше третьего места в хит-парадах не поднялась.
Как и в сказке про репку, позвали на помощь профи. Американский клипмейкер Стив Барон (делал видео для самого Майкла Джексона) навертел кучу прибамбасов, чумовую графику и мультяшки. Запустили клип. И вытянули репку. Первые места во всем мире, полгода прочного сидения в чартах, а также на музыкальных телеканалах. И 11 миллионов копий сингла в статусе «горячих пирожков».
Солист группы Мортен Харкет со своей стильной прической, кожаной курткой и пятью октавами в голосе моментально стал иконой синти-попа.
Depeche Mode, «Enjoy the Silence»
Мрачные и знаменитые. Это про них. Главная британская группа электрического направления – Depeche Mode. Начинали они не с одного, а сразу с трех синтезаторов. Потом уже добавили гитару, для того чтобы делать прикольные риффы. Долгие годы экспериментировали со звуком и в 1990 году записали венец своего творения: «Enjoy the Silence».
Мартин Гор вообще-то хотел скромную балладу, с флейтами и прочей средневековой ерундой. Но соратники и (особенно) продюсер услышали в песне совсем другое – звон монет и шуршание толстых пачек денег. Поэтому решили делать хит со всей возможной агрессией. А на горе Гора всем было глубоко фиолетово.
Песня настолько хороша, что исполняется на всех концертах, попадает во все сборники «зэ бест оф». И в этом топ-10 мы, конечно, не могли обойтись без нее.
Alphaville, «Big in Japan»
Название группы заимствовано у Жан-Люка Годара. «Альфавиль» – так назывался фантастический фильм про недалекое будущее, где всем правят компьютеры. Музыканты как посмотрели фильм, сразу и влюбились. Позднее на них еще большее впечатление произвел «Сталкер» Тарковского. Но синти-поп-группу переименовывать не стали. Ибо слава и популярность уже обуяли добрых молодцев. К тому времени.
Песня «Big in Japan» (1984) высмеивает музыкантов, которые едут на японские гастроли. Захват азиатского рынка всегда был в зоне интересов рок- и поп-групп. Например, Deep Purple или Scorpions давали в Токио стадионные концерты. Но это считалось как бы «фууууу», и музыкальная тусовка хихикала: если альбом не стал «номером один» в Европе или Америке, ну стань крутым хотя бы в Японии. Об этом и песня. Кстати, сам «Альфавиль» никогда не ездил посмотреть на цветущую сакуру. А зря: это красиво.
Duran Duran, «View to a kill»
Кто был круче Duran Duran в начале 80-х? Правильный ответ: никто. Британская «новая волна» сметала все на своем пути, а эти ребята была гребнем волны. Когда в 1984 году снимали «Вид на убийство» – очередной фильм про Джеймса Бонда, продюсеры умоляли солиста группы Саймона Ле Бона спеть песню для титров. «Дюраны» долго капризничали, мол, некогда, мировое турне и все такое. И премьеру кино отложили на год. Лишь бы заполучить песню. Вот эту самую.
Саймон не мечтал стать звездой. В детстве он пел в церкви, потом спокойно работал медбратом в больнице. И если бы его девушка в тот день не работала официанткой в баре, где проходило прослушивание в группу... Мог бы стать доктором. Или хотя бы ветеринаром. Но стал звездой.
Pet Shop Boys, «It's a sin»
Два британских гопника – Крис Лоу (он все время в темных очках) и Нил Теннант. Плюс синтезатор. Вот и вся группа Pet Shop Boys. Выпустили ворох песен на пластинках – еще винил застали, сняли несколько клипов, разной степени готичности. Сейчас пишут музыку к сериалам, поют с Робби Уильямсом и делают ремиксы с Леди Гага.
Одна из лучших песен в их творчестве – «It's a sin». Краткий курс по смертным грехам для тех, кто не учился в церковной школе. Снятый в 1987 году клип даже показывали по телевизору в СССР. Но после полуночи, разумеется. Потому что перестройка – это да, конечно. Но ведь стыдобища!
Eurythmics, «Sweet Dreams»
Энни Леннокс и ее оранжевые волосы – это самая душа синти-попа. Эксперименты Eurythmics, запредельная театральность их клипов и концертных шоу прославили группу на весь мир в 1983 году. Хотя группу – это громко сказано. Энни выступала со своим бывшим бойфрендом Дейвом Стюартом. Даже разбежавшись как сладкая парочка, они сумели остаться просто дуэтом. Заметили? Когда есть синтезатор, не нужно много музыкантов.
Композиция «Сладкие сны» получилась случайно. Стюарт включил басовую партию на синтезаторе задом наперед. А всем понравилось. Так тупая (на первый взгляд) машина с клавишами стала соавтором мирового хита. Песня звучала в рекордном количестве фильмов и сериалов – аж в 47, включая «Горькую луну», «Американский пирог» и «Симпсонов». И, что немаловажно, принесла группе первый миллион долларов. А вскорости и второй.
Modern Talking, «Brother Louie»
И еще один суперпопулярный дуэт с синтезатором – Modern Talking. Два юноши из Гамбурга. Все как положено: один красавчик (Томас Андерс), второй умеет играть на клавишных и гитаре (Дитер Болен). Изначально они пытались петь на родном немецком языке, но успеха не достигли. Кроме слова «капут», никто же ничего не понимал. Тогда они стали клепать хиты на языке Шекспира и «Битлз», и сразу – гром аплодисментов! А заодно 75 платиновых дисков.
Лучше всех приняли песню «Братец Луи» (1986). Ее перевел на русский Сергей Минаев, а в Индии включили в саундтрек легендарного фильма «Танцуй, танцуй».
Дуэт пару раз распадался и собирался снова. Но до сих пор любят тряхнуть стариной: выступают на «Дискотеке 80-х».
Harold Faltermeyer, «Axel F»
Как вы уже поняли, самый расцвет синти-попа пришелся на начало 80-х. И поэтому совершенно неудивительно, что Голливуд активно платил большие деньги за жанровые хиты к хорошим фильмам.
«Полицейский из Беверли-Хиллз» (1984) – энергичный боевик, сделавший Эдди Мерфи настолько крутым, что даже солистка Spice Girls потом захотела родить от него ребенка. Ну а крутому парню нужна крутая музыка. Малоизвестный электронщик из Германии по имени Гарольд Фальтермейер написал нехитрую танцевалочку Axel Fдля сцены с банановой атакой (кто смотрел, тот поймет). Но мелодия, полностью сделанная на синтезаторе, так понравилась продюсерам, что ее сделали темой всего фильма. А потом еще и «Грэмми» вручили.
Уже в 2005 году музыку замиксовали в проекте CrazyFrog,и она получила вторую жизнь. А также первые строчки всех хит-парадов Европы и Америки.
«Ласковый май», «Белые розы»
Первые синтезаторы звука, известные советским музыкантам, назывались «Ионика». Привозили их из ГДР, играли чуть лучше нынешних детских игрушек китайского производства. Но тогда это было нереально круто.
Когда в 1986 году собрался ансамбль «Ласковый май», он сразу сделал ставку на клавиши. И трогательный вокал Юры Шатунова. Так что, по сути, песня «Белые розы» – это самый что ни на есть синти-поп. Советского разлива. Вся страна рыдала. А выступление на «Песне года» и в «Утренней почте» тогда было круче чарта Billboard раз в семьсот!
Ray Parker Jr., «Ghostbusters»
И снова синтезаторы на службе Голливуда. В фильме «Охотники за привидениями» (1984) было сразу много модных по тем временам штучек. Конечно, в первую очередь это привидения и призраки, сделанные без единого компьютера. А еще песня Рэя Паркера – младшего. Она звучит в мультсериале, а также в десятках компьютерных игр. Стала настоящей визитной карточкой «Охотников» и настоящей головной болью для Билла Мюррея, который старается забыть те годы и всячески сопротивляется идее снять продолжение культового кино 80-х.
На самом деле хороших песен под синтезатор гораздо больше десяти. И вы их знаете, любите, возможно, вспоминаете с ностальгией. Оставьте в комментариях название вашей любимой песни, которая не вошла в наш топ-10. И мы обязательно соберем еще один хит-парад: любимые песни читательниц сайта Woman's Day.