Возвращение «Бандитского Петербурга»: что интересного в новом сезоне
Фото
Первый канал

Только события в «Экспроприаторе» разворачиваются задолго до тех, что происходили в «Бандитском Петербурге». В 1941 году семья 13-летнего Юры Алексеева становится разменной монетой в операции НКВД. В тюрьме гибнет отец Юры, следом убивают и мать мальчика. Бабушка умирает во время ленинградской блокады. Сначала мальчика отправляют на фронт, а после по ложному обвинению сажают в тюрьму. На свободу он выходит с нужными связями и желанием отомстить всем, кто наживался на голоде в Ленинграде.

Оба проекта, и премьерный, и прошлый, сняты по мотивам произведений писателя и журналиста Андрея Константинова.

Возвращение «Бандитского Петербурга»: что интересного в новом сезоне
Фото
Первый канал

– Ко мне много раз обращались с предложениями написать сценарий продолжения «Бандитского Петербурга», — говорит Константинов. — Было неинтересно. Но при этом я всегда с особой заинтересованностью относился к биографии Юрия Алексеева, вора в законе по кличке Горбатый, реального прототипа Барона. Знаком был с ним, брал у него интервью. Он жил по собственным принципам. Не грабил музеи, а лишь частные коллекции. Любовь к прекрасному была обусловлена тем, что он вырос в образцово-показательной семье. В третьем классе у него даже был домашний учитель, который помогал ему освоить английский и немецкий языки.

Возвращение «Бандитского Петербурга»: что интересного в новом сезоне
Фото
Музей истории воровского мира ПРАЙМ КРАЙМ

В трудовую колонию он впервые попал, украв дорогой воротник, чтобы купить молока. Целых 27 лет провел по тюрьмам и зонам, где и стал вором в законе, возглавившим однажды тюремный бунт и получившим за это дополнительно 8 лет. Кстати, свою кличку Горбатый получил за то, что, убегая с места преступления, обычно очень талантливо прикидывался калекой-горбуном и спокойно проходил сквозь милицейские кордоны. Историю его жизни я как-то рассказывал на телепередаче, которую увидел российский продюсер Анатолий Чижиков. Он и выступил с предложением снять об этом отдельный фильм. И тогда я согласился.

Возвращение «Бандитского Петербурга»: что интересного в новом сезоне
Фото
Стоп-кадр из сериала «Экспроприатор»

Других знакомых по «Бандитскому Петербургу» героев в сериале нет. И на это у автора были свои причины.

– Это рассказ о человеке со своим кодексом чести, — продолжает писатель. — Он вор, но для него истинное крысиное отродье — те, кто наживался на умирающих от голода блокадниках в осажденном Ленинграде. Те, кто выменивал, допустим, за несколько спичек картины или антиквариат. События в стране позволяют раскрыться характеру героя в полную силу. И зачем нам в этой истории нужен, к примеру, Антибиотик (криминальный авторитет, Виктор Павлович Говоров по кличке Антибиотик фигурирует с первого по третий сезон. — Прим. «Антенны»)? Я и раньше его не любил. А сейчас вовсе незачем возвращаться к его истории.

В «Бандитском Петербурге» Юрку-Барона сыграл актер Кирилл Лавров, а в «Экспроприаторе» сюжет охватывает 40 лет жизни Алексеева, а потому исполняют его сразу три актера. Артем Шаффер — в детстве, Павел Меленчук — в юности и Артем Ткаченко — уже во взрослом возрасте.

Возвращение «Бандитского Петербурга»: что интересного в новом сезоне
Фото
Личный архив Натальи Кругловой

– Ткаченко на Лаврова, конечно, не похож совсем, — делится с «Антенной» режиссер Владимир Краснопольский. — Но мы сознательно выбрали этого артиста, потому что он очень похож на реального Юрия Алексеева. Этот факт стал решающим.

Первую любовь Барона, Клавдию, в сериале сыграла жена Константинова, актриса Наталья Круглова.

– Моя героиня познакомилась с Юрием Алексеевым в партизанском отряде, — рассказывает Круглова. — А после войны они вновь встретились, но уже в тюрьме. Он — в качестве осужденного, а она работает там врачом и спасает ему жизнь. Правда, ради этого совершает служебное преступление, диагностируя фальшивый диагноз «туберкулез», с которым Барона отправляют умирать домой.

Действие картины разворачивается в Москве и Петербурге. Однако большая часть съемок при этом прошла в Минске. Именно в Белоруссии снимали Москву сталинской эпохи.

– Там та же архитектура, широкие проспекты, площади, но город пока не завешен рекламными щитами и не застроен небоскребами, — говорит Краснопольский. — Когда мы не находили нужных нам планов, то отправлялись в Бобруйск и Брест. В Петербурге же снимали все блокадные эпизоды.