– Ваши костюмы – просто одежда или один из способов самовыражения?
— Конечно, второе. И не только те костюмы, которые предназначены для сцены. С ними как раз проще – они просто дополняют и усиливают тот сценический образ, в котором я нахожусь, исполняя ту или иную композицию. Но есть еще одежда для обычной жизни, которую зачастую приходится выбирать из соображений конспирации – в ней ты должен остаться неузнанным в общественных местах: аэропортах, магазинах, ресторанах. Ты обязан одеться так, чтобы раствориться в толпе, стать незапоминающимся, практически безликим. Это задача уровня хорошего агента. И я за жизнь научился ее неплохо решать.
– Как в вашем детстве обстояли дела с вещами? У родителей была возможность часто покупать вам новую одежду?
— Я вырос в простой семье, без особого достатка, да что там говорить – откровенно небогатой. Добавьте сюда удаленность от больших городов, таких как, скажем, Москва, Ленинград, плюс вечный советский дефицит. Так что речи о какой-то заграничной, особенно дорогой и красивой одежде для меня никогда не шло. Одевался, как все мальчишки того времени: брюки, рубашки, свитеры. Но уже тогда, в старших классах, я начал заниматься в драмкружке и, конечно, как все другие его участники, был озабочен проблемой найти, а то и изготовить те костюмы, в которых нам предстояло выходить на сцену. Я тогда не шил – этим занимались девочки или их мамы, но все вместе мы что-то искали в магазинах, придумывали, моделировали.
– Кто из ваших близких рукодельничал? Откуда у вас это увлечение?
– Какую вещь изготовили первой?
— В начале 70-х годов взяться за иголку и нитку меня заставило желание выходить в сцену в тех костюмах, которые рождало мое воображение. Сначала я пытался свои костюмы все-таки сшить у профессионалов. Рисовал эскизы акварельными красками, цветными карандашами, в общем, всеми доступными средствами и приходил с ними в так называемый Дом быта или комбинат бытового обслуживания, где как именовалось. Показывал свои рисунки, и тут начиналась потеха. Сбегались все – от уборщицы до директора и, смеясь, доказывали, что это нельзя сделать: не существует такой фурнитуры и крой такой невозможен… Ну и что мне оставалось? Я научился все кроить сам, а потом и отшивать. Тогда был в моде клеш. Своим балетным, они же все худые, я кроил из одной длины, на полных людей требовалось две. Так что я и из двух длин кроил, и из одной, обшивал, в общем, коллектив. Но это не от какой-то большой любви к швейному делу. Просто отсутствие костюмов было препятствием на моем пути к воплощению задуманного на сцене, и я его таким образом преодолевал. Свой первый костюм я надумал сшить в 1973 году. Нарисовал эскиз. Ткани мне достали и отделочную фурнитуру тоже. Это была такая то ли рубашка, то ли гимнастерка, очень приталенная, а к ней бриджи и белые сапоги на платформе, высокие. Сапоги мне сшили из белой лаковой кожи. Хотя, возможно, это была клеенка, но мне тогда подобные мелочи казались не важными. Костюм был атласный, а на груди красовалась вышивка – огромный мотылек. По тем временам все это было очень сильно. И я познакомился с каким-то закройщиком, которого уломал немного помочь за бутылку коньяка. Тот костюм служил мне долго.
– Он сохранился?
— Нет, первые костюмы не храню. Я же много работал в них, и от постоянного использования, гастрольных перевозок в набитых чемоданах, вечных стирок, сценического дыма они поизносились и превратились в тряпки. Что там хранить? Костюмы органично смотрятся, когда они в работе, на артисте, когда сшиты специально для него, для его образа, когда в них есть идея, им передана определенная энергетика… А в противном случае это просто груда пестрых тряпок.
– Как друзья-парни отнеслись к вашему увлечению?
– А как за модой следили? Покупали журналы?
− Имидж какого артиста вас вдохновлял?
– Где брали ткани для нарядов? Все же дефицит был страшный…
– Как публика встретила ваши экстравагантные наряды?
– А КПСС, пресса? Сильно ругали? Бывало, что из-за имиджа «вызывали на ковер»?
– Да, конечно, и ругали, и осуждали, и запрещали, и даже переодевали. На своих первых эфирах на телевидении я, например, в костюме. И когда надо было меня продемонстрировать комиссии, сразу выдвигалась эта запись – достаточно приличного молодого человека при галстуке и с «Дельтапланом» на устах. А потом на сольных концертах уже начинался разгуляй.
– Как вас встречали в западных странах соцлагеря?
— На Западе меня звали русским Майклом Джексоном. Но я этим не хвалюсь, потому что мне быть Валерием Леонтьевым нравится больше. Просто иностранцам нужны были какие-то ориентиры, чтобы как-то себе представить, осознать, что это за артист такой из спрятанного за железным занавесом СССР. Да, у них такие наряды были не в диковинку, но им все очень нравилось, и к тому же мои костюмы ломали стереотип, что люди из СССР все сплошь в гимнастерках или в телогрейках.
– Сколько у вас концертных нарядов?
– С Филиппом Киркорым не мерялись коллекциями?
— Филипп куда больше внимания придает значение одежде в повседневной жизни, он специально, скажем, ездит на шопинг в Милан, покупает вещи известных дизайнеров в Штатах. Я уже этим всем давно «наелся». Тоже, конечно, покупаю, но без фанатизма, просто по случаю. А что касается сценических костюмов, у нас настолько разные фигуры, что сравнивать наши наряды просто бессмысленно.