«Прибыла в Одессу банда из-за МУРа»
Автор идеи сериала Андрей Калитин вместе с историком Славой Селивановым долго работали в архивах и анализировали текст легендарной композиции.
– Песня «Мурка» не о криминальном мире, а о секретной операции ЧК, – рассказывает автор сценария Андрей Калитин. – Маруся Климова – реальный персонаж, она всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, потом и в НКВД. И уволилась из милиции в звании капитана в 1952 году.
Долгое время «Мурка» считалась народной песней. Мы нашли примерно 25 ее вариантов. У большинства из них разные первые строчки первого куплета: «Прибыла в Одессу банда из Ростова...», «Прибыла в Одессу банда с Петрограда...», «...банда из Амура...» Логики ни в одной из этих географических привязок нет. Непонятно, зачем приезжать в портовый город с многочисленным количеством местных банд криминалу из Питера, Ростова или Амура?
Но автор у «Мурки» все-таки есть – одесский поэт Яков Ядов, написавший ее в 1921–1922 годах. Он же автор таких хитов шансона, как «Бублички» и «Гоп со смыком». Имя свое, опасаясь репрессий, Яков предпочитал скрывать. А положил слова «Мурки» на музыку композитор Оскар Строк в начале 1923 года. И песня стала шлягером, ее знала вся Одесса, но никто даже не подозревал, что Мурка, Мария Климова, – агент МУРа… Там в первом куплете такие слова: «...банда из-за МУРа...». Именно ее мы и взяли за основу.
К слову, на истинную роль Мурки автор песни Яков Ядов намекал строкой: «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган». Ни одна девушка, связавшая себя с криминальным миром, не пошла бы в ресторан в традиционном чекистском костюме, да еще и с наганом наперевес.
Строка песни «И за ней следила ГУБЧЕКа» указывает на то, что действие разворачивается в Одессе с 1918 по 1922 год. Губернская чрезвычайная комиссия в стране работала до начала 1922 года, а затем ее переименовали в ГПУ. Одесса – крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. В городе процветали контрабанда, криминал, наркопритоны, которыми заправляли китайцы, действовали фальшивомонетчики…
«Варягам с Лубянки» было ясно, что полагаться при проведении серьезной операции на силы одесской милиции нельзя: в местном УГРО процветала коррупция – информация о готовящихся операциях шла к лидерам банд.
Чуть раньше в 1920 году в Одессу уже приезжала особая группа чекистов под руководством Федора Мартынова. Тот рейд закончился массовыми расстрелами бандитов прямо на улицах. На этот раз на Лубянке решили, что действовать надо тоньше: ведь лидера одесского криминального подполья – вора по кличке Бриллиант – даже чекистские агенты и осведомители не знали в лицо. Поэтому в Одессу отправили «группу гастролирующих бандитов» – оперативников МУРа под руководством чекиста Берга. В ЧК понимали, что появление в Одессе заезжей банды могло привести к маленькой гражданской войне. В городе действовало несколько крупных группировок, которые соблюдали «воровскую концессию». Поэтому опергруппе придумали легенду, по которой они должны были предстать перед лидерами местного криминала как разведчики, засланные в Одессу самим Нестором Махно.
«Речь держала баба, звали ее Мурка. Хитрая и смелая была»
– Зачисление в опергруппу МУРа женщины в то время случалось часто. Но женщина в банде не могла играть роль главаря, скорее она была подругой лидера. Как говорили тогда: «Баба в банде – вору на фарт». Руководство ЧК знало, что Бриллиант неравнодушен к представительницам прекрасного пола, и Мурка должна была сыграть роль приманки. Надо сказать, что Климова не догадывалась об отведенной ей роли. Но легенда для нее была придумана настолько реальная, что ее фигура внушала страх даже видавшим виды одесским бандитам. Чекистов было 12, поэтому их банду назвали «Апостолы».
Как в реальной жизни, так и у нас в фильме у Климовой случился роман с главарем всего преступного одесского мира Бриллиантом. Когда Мария приступила к операции, ей исполнилось 25 лет. И у нее была дилемма между чувством и долгом. С одной стороны, ее обязали помочь ликвидировать этого человека, а с другой – она его полюбила и хотела быть с ним. Бриллиант ответил Мурке взаимностью, не зная, кто она на самом деле. Так что в нашем фильме хоть и сплетаются многие жанры, но на самом деле картина получилась про любовь.
«…и за это пулю получай»
– Песня заканчивается этими словами. Одесские историки искали возможное место захоронения героини песни и пришли к выводу, что на местных кладбищах могилы Мурки нет. Краеведы рассказывали мне историю о том, что в 20-х была убита девушка, очень похожая на Мурку. Случайно, а может и специально, чекисты подставили двойника Климовой.
К ответу!
Кинорежиссер Антон Розенберг:
«Мурка» для меня очень необычный и весьма важный проект. Мы, работая в узнаваемом жанре «бандитская Одесса 20-х годов», хотели сделать нечто совершенно новое. В том числе поэтому мы сняли нашу историю в духе стилизованного кинокомикса. До «Мурки» я не припомню, чтобы кто-то в нашей индустрии делал что-то подобное в таком ключе на эту тему.
Действие картины происходит в придуманной Одессе. Поэтому мы сознательно не вводили в историю знаковых и узнаваемых объектов. Натуру мы снимали в Крыму и в Москве.
Значительная часть картины снята в натурных и интерьерных декорациях «Мосфильма». Там есть две универсальные исторические улицы, которые многие могли видеть в разных кинофильмах. Мы решили придать им новый вид, преобразив для нашей комиксной истории. В частности, мы возвели новые фасады, например городской банк и гостиницу «Лондонская». А также изменили существующие. Внутри многих объектов появились интерьеры. Но самое основное: весь «город» был перекрашен в яркие утрированные цвета и тщательно зафактурен. В результате эти улицы утратили былую узнаваемость и стали уникальными. Теперь это был город для одного- единственного фильма «Мурка». Кстати, после съемок нас попросили вернуть улицам первоначальный облик.
Для исторического кино оружие – это особая узнаваемая деталь эпохи.
В портовой Одессе того времени помимо обычных наганов и винтовок Мосина было множество образцов оружия, привезенных из-за рубежа. И это отражено в нашей картине. К примеру, у основных персонажей всегда особое и зачастую уникальное оружие, подчеркивающее статус и дополняющее образ.
По сценарию в городе находят гильзу от «Маузера» и предполагают, что в Одессу приехал некий «гастролер». Меня это смутило, потому что в то время обычный «Маузер» был весьма распространен, и эта деталь становилась неправдоподобной. И тогда я вспомнил, что у «Маузера» была специальная модель иного калибра с другой формой гильзы. И такая модель действительно могла оказаться редкостью для Одессы 20-х.
Поэтому у нашей Мурки особенный «Маузер». Это специальная модель для российского рынка под названием К-96 «Боло» (Большевик). Внешне он выглядел как классическая модель, но у него были более короткий ствол и уменьшенная рукоятка. «Боло» выпускался под привычный калибр 7,63 мм и под патрон 9 мм с большим останавливающим действием пули, как у Маруси.
Циля (Нина Дворжецкая) по сценарию – значительный персонаж в криминальном мире Одессы. Для нее я подобрал уникальный обрез однозарядного карабина «Мартини-Генри» 1871 года. Он был распространен в Афганистане. Его укорачивали, обрезая ствол и приклад, а из-за добавления пистолетной рукоятки он выглядел как диковинный пистолет. Нередко их даже украшали узорами. Такие обрезы были доступны только состоятельным людям, что лишний раз подчеркивает статус Цили.
У лидера преступной группировки Гриши Попугайчика (Евгений Крушинский) – необычный английский крупнокалиберный револьвер Webley-Fosbery 1896 года.
Его необычность – в уникальной конструкции. Это револьвер с автоматическим повторным взведением курка и поворотом барабана за счет отката верхней части рамы, что больше свойственно именно пистолетным конструкциям. Про него мало кто слышал, и это тоже музейная гордость «Мосфильма».
Правая рука Гриши – Ося Шифоньер (Артем Гайдуков) стреляет из знаменитого гангстерского пистолета-пулемета Томпсона. Его стоимость в то время приравнивалась к цене автомобиля.
В общей сложности в картине было задействовано около сотни единиц разнообразного оружия. И все это было в бандитской Одессе 20-х годов.
Мария Луговая (Мурка):
– Хотя моя Маруся Климова и реальная героиня, но в этом образе нет документальной достоверности. Это моя Мурка, мой персонаж. Она не волчица, а волчонок, точнее, зверек, похожий на Рикки-Тикки-Тави. Ей чуть больше 20 лет, она профессионал своего дела. Мурка абсолютно непредсказуема, именно поэтому за ней следует полк из 11 сильных и опасных мужчин. Непонятно, что она предпримет в следующую минуту: нападет, ударит или обнимет. И от этого страшно другим. Поначалу ей самой чувство страха неведомо: она видела тысячи трупов и сама убивала не раз. Но когда погибает ее близкий человек, Мурка осознает, что такое смерть.
Мне нравилось стрелять на съемках. Сцен, где нужно это делать, в сериале много, поэтому я училась работать с огнестрельным оружием у суперпрофессионала. А вот драки, которых было также немало, я не люблю. Несмотря на стойкость характера, я достаточно ранима физически, и количество синяков на моем теле увеличивалось к концу съемок. Конечно, в самых сложных сценах был дублер, но в основном трюки выполняла я сама. В одной из сцен бежала, а мне стреляли под ноги, пуля попадала в стеклянную витрину, которая разлеталась на осколки. Оператор и другие участники процесса были в масках, шлемах, а я в легком платье… Мне говорят: «Ничего не бойся, только лицо прикрывай!» Я даже не поняла, почему меня предупреждали. И только потом, когда разбилось стекло, до меня дошло… Признаюсь, было страшно, но, слава богу, все обошлось.
Владимир Никифоров, художник по костюмам и гриму:
– Чтобы воссоздать атмосферу Одессы 20-х годов, мы использовали как подлинные костюмы, так и сшитые по лекалам того времени. Кое-что приносили на съемки и из своих личных коллекций: часы, цепочки к ним, кружева, ткани…
И хотя в те годы вещи были в основном приглушенных тонов, мы позволили себе немного пошалить: у нас достаточно открытые цвета, яркие детали. Считается, что в кино костюм не должен быть особо заметен, а у нас он бросается в глаза – это требование жанра комикса, на который мы ориентировались с художественной точки зрения. Например, типичный комиксовый стереотип – полосатый черно-белый костюм героя Джаника Файзиева.
Мурка ходит как в гимнастерке, так и щеголяет в модном по тем временам французском платье в цветочек. Героиня Светланы Ходченковой – аристократка Варвара Шаховская, дама голубых кровей, вынужденная жить на содержании. Одевается она по последней моде, выписывая наряды из Парижа. Голубую полупрозрачную ткань 30-х годов на одно из платьев Ходченковой мы купили в одной из лавочек Франции, сейчас такие материалы уже не выпускаются.
Каблук женских туфель того времени – рюмочка от 3 до 4 см.
Модные в 20-х годах мужские шляпы английской фирмы «Стетсон» имели не очень широкие поля. Изготовили их мы по эскизам подлинного «Стетсона», который был в нашем арсенале.
Наталья Горина, художник по гриму:
– Прически актрисам я делала щипцами 20-х годов прошлого века. Они не электрические и нагреваются на огне. При этом дают правильный и устойчивый завиток, который может продержаться до следующего мытья волос. Такую завивку я делала Светлане Ходченковой, у нее в фильме свои волосы.
А вот Машу Луговую пришлось немного подстричь. Для роли Мурки ей сделали каре и к волосам еще прикрепляли косу.
Комиссарская стрижка Алены Бабенко – парик.
Отличительные черты в облике героинь также алая помада и, как я их называю, черно-махровые глаза, характерные для кадров немого кино. Оно ведь как раз и снималось в 20-е годы.
Пара фраз
Ваш любимый исторический фильм?
Елена Борщева, участница Comedy Woman:
– Британская лента «Король говорит!». Видна огромная внутренняя работа короля Георга VI над собой. Фильм подкупает глубиной чувств, а не помпезностью декораций или костюмов.
Макар Запорожский, актер (сериал «Молодежка»):
– Из последнего «Трудно быть Богом» Алексея Германа. Достоверно! Кино берет своей историей, а не спецэффектами.
Наталья Лесниковская, актриса:
– Американские «Унесенные ветром». Не совсем исторический, но все же лучшая картина об Америке 1860-х годов.
Полина Максимова, актриса (сериал «Деффчонки»):
– «Девушка из Дании» Тома Хупера. Невероятный Копенгаген 20-х годов. Вместе с героями переносишься и гуляешь по совершенно иному времени.
Антон Привольнов, телеведущий (программа «Контрольная закупка»):
– «Иван Грозный» Эйзенштейна. Тут, я думаю, без вопросов, это история нашей страны. И Иван Грозный – фигура выдающаяся и любопытная.
Кстати
Песню «Мурка» исполняли Леонид Утесов, Михаил Гулько, Борис Рубашкин, Дина Верни, Алеша Димитриевич, Константин Сокольский, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич, Алексей Козлов, Петр Подгородецкий, Алексей Кортнев.