Раймонд Паулс: 85 — еще не вечер
Фото
Сергей Джевахашвили
Раймонд Паулс
Раймонд Паулс
Фото
Сергей Джевахашвили

Досье

Родился: 12 января 1936 года в Риге (Латвия) в семье стеклодува и вышивальщицы жемчугом.

Образование: Латвийская консерватория.

Карьера: работал художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра, дирижером Оркестра легкой и джазовой музыки Латвийского радио и телевидения, министром культуры Латвии. В 2002 году совместно с Игорем Крутым инициировал Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» в Юрмале. Первый музыкант, выступивший в «Музыкальной паузе» телеигры «Что? Где? Когда?» в январе 1979 года. Автор музыки множества эстрадных хитов, джазовых композиций и мелодий к фильмам. Самые известные песни написал в соавторстве с Ильей Резником, Андреем Вознесенским и Янисом Петерсом. Их исполняли Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Лариса Долина, Ренат Ибрагимов, Эдита Пьеха, София Ротару, Роза Рымбаева, Людмила Сенчина, Николай Гнатюк, Александр Малинин, Яак Йоала, Андрей Миронов, Валентина Легкоступова, Анне Вески и многие другие. Народный артист СССР.

Семейное положение: женат на лингвисте Светлане Епифановой. Дочь Анета (1962 г. р.), внуки Анна-Мария (1989 г. р.), Моник-Ивонн (1994 г. р.), Артур (1995 г. р.).

– В новогоднем «Голубом огоньке» 1987 года я исполнила сразу два хита маэстро — «Вернисаж» с Валерием Леонтьевым и «Еще не вечер», — говорит Лайма Вайкуле. — Причем вторую песню изначально отдали Алле Пугачевой, но та не стала его исполнять. Аллочка решила, что «еще не вечер» можно понять как раз наоборот, что уже для кого-то наступил вечер. А мне, не так хорошо владевшей русским языком, напротив, показалась такая фраза классной. После этого выступления на меня обрушилось бремя всесоюзной славы — в Советском Союзе, без преувеличения, тебя знал каждый, тебя любил каждый. Я одна из последних почувствовала, каково это — быть популярным артистом в самом большом государстве в мире. В феврале того же года Паулс предложил мне принять участие в его сольнике в концертном зале «Россия», но я в Москву приезжать не хотела. Думала: у меня и так полно работы. Но он мудрый, он настоял. И к моему огромному удивлению, оказался прав. Он объяснил: это выступление важнее, оно будет стоить тебе всех других концертов. И так и оказалось. Я проснулась наутро от того, что у меня одновременно звонили два телефона. В мае меня отправили на международный песенный фестиваль в Братиславу. Я снова отказывалась ехать, ведь, если бы я провалилась, то моя карьера была бы обречена. Но Раймонд вновь меня уговорил. Он сказал: езжай — и без первого места не возвращайся. С его «Вернисажом», исполненном уже сольно, я взяла Гран-при. Без его участия в моей судьбе вы бы сегодня у меня интервью не брали! Желаю юбиляру крепкого здоровья, творческой удачи и всего, чего он сам пожелает!

– Мы познакомились в 1992 году, — рассказывает Татьяна Буланова. — Он оказался очень обаятельным, приятным и харизматичным человеком. Он тогда был для меня мэтром и остается им тем более сейчас — гениальным композитором и необыкновенням музыкантом. Столько лет прошло, а у меня в памяти ясно осталось то, как мы общались. Я очень благодарна стечению обстоятельств, которые нас свели и познакомили. Это было невероятное удовольствие и от знакомства, и от общения. На самом деле, он написал для меня десять песен, но записали мы только две — «Птицу Феникс» и «Синее море». А в отношении остальных восьми — их время просто прошло. На них написаны стихи Ильи Резника, и есть кассета с мелодиями Паулса, но без моего голоса. Помню, одна из этих восьми песен была очень яркая, и она бы точно выстрелила, но сегодня я и слов уже не вспомню. Если бы «Синее море» пролежало так же долго, то с ним было бы то же самое. Но, к счастью, песня вышла в свет. Я благодарна судьбе, что хотя бы две из десяти песен увидели свет. Это был бесценный опыт для меня как для артистки и певицы. Помимо своего гениального таланта Раймонд еще и в общении необычайно приятный человек. И я счастлива, что в моей жизни был и есть такой автор. Нашу встречу спродюсировал один человек, который договорился с ним, и я приехала к нему из Питера в Ригу. Он сначала не особенно хотел сотрудничать, говорил, что не пишет для молодых, но потом попросил дать послушать что-то в моем исполнении. Это оказалась запись песен «Не плачь» и «Как бы не так». Паулс послушал и сказал, что голос чем-то похож на Эдит Пиаф. Мне было очень лестно это слышать в свой адрес. И тогда он сказал, что попробует — может, что-то получится. А через месяц позвонил и пригласил приехать, потому что у него уже был готов какой-то материал. Это было «Синее море», и он стал играть на рояле, как волна подкатывает и откатывает, прилив и отлив. И я услышала море, а потом вставили в мелодию слова Резника, которые уже были написаны и очень подошли — и песня родилась. Аранжировка делалась без меня, и даже Паулсу она не очень понравилась — эффекта звучания моря в ней не вышло. Но будучи очень деликатным человеком, маэстро не стал требовать переделки. А у меня уже не было времени и возможности что-то исправлять, поэтому что вышло, то вышло. Но даже не неудачная аранжировка гениальную песню не убила. Песня получила яркую, достойную жизнь, и у многих мое имя ассоциируется именно с этой песней. Для меня это песня не про какое-то конкретное море, а про жизненные обстоятельства. А во время совместной работы мне очень понравились их очень нежные, уважительно-доверительные отношения с его женой Ланой. Чувствовалось, что это любовь, трепетное чувство друг к другу, которое не прошло за много прожитых вместе лет. Это было очень приятно видеть со стороны. У них еще была такая забавная собака — бульдог, которой я почесала спинку, а, когда остановилась, она посмотрела на меня вопросительным взглядом — мол, чего остановилась, продолжай! На юбилейном концерте в Москве пять лет назад я пела «Феникса», которая мне даже больше нравится, чем «Море», но не получила такой щирокой и яркой жизни. Там, наверное, сложнее стихи, а по музыке и аранжировке просто классная. Раймонд Паулс играл на рояле поверх фонограммы — и это для меня было как прикосновение к истории, то есть он как бы аккомпанировал. А во время первого представления песни «Море» в «Октябрьском» концертном зале Санкт-Петербурга он вышел и произнес какие-то приятные слова в мой адрес. Я была начинающая певица, а он сказал, что верит, что у меня большое будущее. Это добрейшей души человек. Желаю ему здоровья, силы духа, вдохновения, много красивой музыки, которую он напишет, а мы будем слушать и радоваться ей еще долгие-долгие годы.

– Раймонд Вольдемарович — человек фантастической интеллигентности и культуры, — подчеркивает Мариам Мерабова. — Очень воспитанный и благожелательный, но при этом профессионально требовательный. Даже своей немногословности он дает понять, когда ему что-то нравится, а его улыбка дорогого стоит. Он сам захотел, чтобы я приняла участие в двух его юбилейных концертах 2016 года. Он выбрал для меня две песни — «Старый друг» и «Возвращение». Однако из-за неожиданных обстоятельств я смогла исполнить в Москве только «Возвращение», а в Питере — только «Старый друг». И там, и там зато у нас было невероятное взаимопонимание. Кстати, «Возвращение» до меня пела великая Пугачева, и она была ее визитной карточкой. Но он решил, что я тоже смогу справиться и исполнить через свою призму. Есть еще две песни, которые он мне позволил исполнить совсем недавно. Это малоизвестные композиции, которые дождались своего исполнителя. Мы планируем их записать и издать в 2021 году. Эти песни — его подарок. Это человек, служащий искусству. Деньги для таких людей, как он, никогда не стоят на первом месте. И еще одно проявление величия — это то, что когда он видит талантливых людей, стремится помочь им проявить себя. Так случилось и со мной и моим коллегой Георгием Юфа, когда мы участвовали в третьем сезоне шоу «Голос». Уверена, Раймонд Вольдемарович не расстроится, что нынешний юбилей не получится отметить с таким же размахом, как предыдущий. Он вообще любит уединение, ему и не нужна вся эта мишура.

– В 2005 году я стал победителем конкурса «Новая Волна», — вспоминает Интарс Бусулис. — Главный режиссер этого конкурса утром позвонил мне и сказал, что я должен уже вечером петь «Я тебя рисую», которую написал Раймонд Паулс на стихи Андрея Дементьева. В то время еще не очень был распространен Интернет — и я получил ноты, но в них не было написано, в каком темпе исполнять песню, которую до этого никогда не слышал. Я подумал, что это, наверное, «медляк», и сделал к вечеру лирическую версию и дико переживал, как она будет воспринята, пойдет или не пойдет. На вечерней репетиции был полный восторг и у Раймонда Паулса, и у режиссера «Новой волны», что у исполнителя такое оригинальное решение этой композиции. Ведь песня была свсем не медленная! Вот это пример величины таланта композитора. Раймонд Паулс — гений. Горжусь, что рос на его музыке и имею счастье жить с ним в одно время.