Инна Выходцева
В фильме — режиссер телевидения.
– До этой роли я снималась с Меньшовым в одной картине («Последняя встреча» 1974 года. — Прим. «Антенны»), и мы подружились. Он пригласил меня в свой новый проект. Предложил небольшую, но интересную роль телевизионного режиссера. А я телевидение обожала и всегда мечтала попасть на большой экран.
Меньшов сказал, что полностью мне доверяет, и даже разрешил самой подобрать костюм из реквизита или принести из дома. И я решила принести наряд, который мой муж, актер Лев Поляков, купил в Италии. Лева также мне подсказал знаменитую операторскую «козу», когда я показываю двумя пальцами, как надо снимать. Наш оператор, замечательный Игорь Слабневич, чуть не упал от смеха, когда увидел, как я делаю этот их фирменный жест.
Мы снимали на заводе, где штамповали металлические детали, и был такой шум, что все актеры буквально оглохли. Нам помогали все рабочие и даже останавливали станки, чтобы не было такого грохота. Так что, когда узнала, что завод закрыли, даже расплакалась.
Когда фильм получил «Оскар», я попросила Володю разрешить нам, актерам второго плана, наделать маленьких «Оскариков», и вот такую фигурку я храню уже 40 лет. Счастлива, что выбрала эту профессию и что работаю в ней до сих пор. Мы, актеры, самые выносливые и рисковые после летчиков-испытателей. И мои эпизодические роли часто бывали важнее главных.
Людмила Стоянова
В фильме — Людочка, корреспондент телевидения.
– Попала я в картину случайно. Узнала, что запущен такой проект, прочитала сценарий, поговорила с ассистентом режиссера и поняла, что там делать особенно нечего. Но потом пришел Меньшов и пообещал что-нибудь придумать, и я осталась. А теперь мне все говорят, что я попала в историю. Конечно, приятно, что все так повернулось, хотя никто этого не ожидал, включая Меньшова. У меня родственники за границей живут и в праздники эту картину смотрят — получается, что мы видимся хотя бы так.
Это был всего один обычный съемочный день. Меньшов снимает очень быстро — приехали на завод, отрепетировали и сняли. Мне было очень неудобно с микрофоном в руке. Я ведь левша, а там нужно было туда-сюда ручку двигать, а она рассчитана на правшей. Но я это потом обыграла тем, что за моей спиной кто-то лез в кадр, а я не давала ему попасть и разворачивала Веру Алентову вокруг себя. Что удивительно, ни режиссер, ни съемочная группа, ни зрители потом не заметили, что микрофон у меня в левой руке.
Художники-костюмеры одели меня очень ярко: красная кофта, красная блузка, розовая юбка, черный ремень с блестящей пряжкой… Это ведь 1958 год, когда в моде были прозрачные капроновые блузки. Я надела сверху кофточку, потому что на огромном заводе мне было холодно.
Я давно на пенсии. Со мной случилась беда 13 октября (в 1995 году актрису сбила машина, она получила тяжелые травмы, которые до сих пор дают о себе знать. — Прим. «Антенны»), и с тех пор я 13-го числа никуда не хожу, а сижу тише воды, ниже травы. Муж вскоре после этого умер, детей нет. С актерами не общаюсь. С Алентовой мы пересеклись пару раз на съемках фильма «Время желаний», куда меня пригласил режиссер Юлий Райзман, и я не смогла отказаться, хотя это роль без слов.
Александр Бородянский
В фильме — друг Гоши на пикнике.
– На роль меня пригласил Меньшов. Главный герой — слесарь Гоша — такой выдающийся, и надо было, чтобы в лаборатории его окружали доктора наук. А у меня были борода и усы — я на Ленина был похож и на ученого. Вот меня и взяли. Я и на пикнике речь произношу о том, какой Гоша выдающийся.
Я до этого снимался несколько раз и после этого, но актерской карьеры не хотел, хотя мне и главные роли предлагали. Мне это было неинтересно. Живу за городом, пишу сценарии, не хожу ни на какие тусовки и премьеры. У меня мастерская во ВГИКе уже почти 40 лет, и я туда езжу раз в неделю преподавать. Со своими друзьями-коллегами в основном встречаемся на юбилеях.
У меня как у сценариста в этом году еще юбиляры: «Афоня», которому 45 лет, и «Зимний вечер в Гаграх», которому 35 лет.
Помню, был смешной случай, когда наша делегация сценаристов поехала в США на встречу с голливудскими коллегами, и я пошутил, что это благодаря мне фильм Меньшова получил «Оскар». А американцы — люди без юмора и восприняли это очень серьезно. Стали меня уверять, что это благодаря другим актерам тоже.
Лариса Данилина
В фильме — невеста в клубе «За 30».
– Я тогда служила в Театре киноактера при киностудии «Мосфильм». Меньшов — замечательный сердечный человек, открытый, любящий людей. Во время съемок он сказал такую фразу: «Жаль, что я вас не знал раньше». Наверное, это значило, что я ему подхожу как актриса.
Моя напарница, тоже невеста в клубе «За 30» Таисия Шутова, была случайным человеком, она нигде не работала как актриса. Ее взяли как типаж, и после съемок мы ее больше не видели.
Моя актерская судьба сложилась в дубляже — в этой сфере в моей фильмографии больше 200 картин. Я озвучила много западных звезд, среди них Элизабет Тейлор, Ингрид Бергман, Клаудия Кардинале, Софи Лорен, Ванесса Редгрейв, Анни Жирардо… А сама я в основном снималась в сказках.
Татьяна Жукова-Киртбая
В фильме — Полина, сотрудница химчистки, коллега Люды (в титрах Т. Жукова).
– Мне позвонил Вова Меньшов и попросил его выручить, потому что на съемки не пришла актриса. Сказал: «Танька, спасай!» Я сначала отказалась, потому что у меня как раз была дома стирка, а он и говорит: «Мы снимаем в прачечной, собирай все и вяжи узлы». Я взяла два раскладных чемодана, с которыми ездила за границу, собрала все белье и чудно все постирала… на съемочной площадке. Они мне его еще и погладили, так что я даже денег не взяла за съемочный день.
Мы тогда много ездили за границу, и везде по телевизору показывали куски из этого оскароносного фильма, и везде я в кадре с Ирочкой Муравьевой произношу знаменитую фразу: «Чтоб генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить да помотаться с ним по гарнизонам лет 20, по тайге всякой, по пустыне». Почему-то эта фраза вошла во все зарубежные ролики, и я по ней учила язык страны, в которой мы находились. Начали мы с Болгарии и проехали всю Европу до самого Парижа.
Владимир Фирсов
В фильме — стиляга на улице.
– Меня долго утверждали. Все стиляги тогда носили кок — объемную прическу с зачесанными назад волосами. А у меня волос было мало! Кое-как удалось их взбить в кок. В кадре я такой стиляга в цветном пиджаке с такими же девочками иду по улице. Изначально планировалось сопротивление дружинникам. Я начал играть выяснение отношений с фразой: «Вы почему меня бьете, как, за что?!» И тут раздалась команда «стоп», потому что я переигрывал. В итоге в фильме вышла сцена, когда ко мне просто подходят дружинники и говорят: «Прекратите обниматься!» Еще запомнилось, что туфли нашлись только на два размера меньше, они ужасно жали. Сейчас я на пенсии, иногда снимаюсь, но редко.
Лариса Барабанова
В фильме — работница хлебозавода.
Та самая симпатичная и немного наивная коллега героини Ирины Муравьевой, которая искренне восхищается ее модными обновками. «Хорошенькая, не могу!» — восклицает она в кадре. Лариса Барабанова преимущественно играла эпизодические роли. Хотя ее дебют в кино был многообещающим: среди десятков девочек ее выбрали на роль сестры-близняшки Аси в фильме «Дорога к морю». Режиссер Ирина Поплавская была удивлена упорством девочки, которая одна — самостоятельно, без родителей — пришла на пробы. Несмотря на то что Лариса чаще всего появлялась на вторых планах, ее эпизоды очень запомнились зрителям. Болтливая пассажирка из «Экипажа», Красная Шапочка из фильма «Эта веселая планета», буфетчица из «Мимино». Дальнейшая судьба артистки сложилась трагично. В 1986 году она попала в аварию и получила тяжелые травмы. Неправильный диагноз и недосмотр врачей привели к ухудшению здоровья, и в 1987 году 39-летней Ларисы Барабановой не стало.
Геннадий Ялович
В фильме — Дима, доктор наук, на пикнике.
Сокурсник и лучший друг Владимира Высоцкого больше проявил себя в театральной сфере в качестве режиссера. Еще в студенчестве он организовал молодежный театр, который закрыли через три года, посчитав его постановки чересчур смелыми для того времени. В кино появлялся очень редко. Ялович очень чутко реагировал на критику: когда его очередной проект, московский театр «Альбом», был закрыт после двух лет существования, у артиста случился инфаркт. Он перенес 14 клинических смертей подряд, но нашел силы восстановиться и вернуться к работе. С 1992 года работал художественным руководителем театра «Товарищество артистов МХАТ». В 2002 году у Геннадия Яловича случился очередной инфаркт, после которого артист не смог оправиться. Ему было 64 года.
Владимир Гусев
В фильме — красавец-генерал в химчистке.
Роль статного мужчины в военной форме, с которым кокетничает героиня Ирины Муравьевой, исполнил 47-летний Гусев. В его актерской копилке более 70 ролей, и все преимущественно военного плана. Кстати, именно он должен был сыграть Павла Громова в легендарной «Угрюм-реке». Но перед началом съемок актер сломал ногу, и роль отдали Георгию Епифанцеву. К сожалению, больших предложений на главные роли Гусев так больше и не получал. Последний раз на экране он появился в фильме «Ермак» в 1996 году и после этого уже не снимался. В 2012 году Владимира Гусева не стало. Ему было 78 лет.
Муза Крепкогорская
В фильме — жена генерала.
Неказистую, но очень забавную генеральшу сыграла супруга Георгия Юматова. Будущая пара познакомилась на съемках фильма «Молодая гвардия». На тот момент Музе было 24 года, Георгию — 22. Юматов с первого взгляда влюбился с симпатичную веселую блондинку и сделал предложение, не дожидаясь окончания съемок. Некоторое время Муза еще соглашалась на роли в кино, а потом решила посвятить себя заботе о муже и доме. Лишь изредка появлялась в эпизодах. Порой Юматов просил режиссеров выделить супруге небольшую роль в картинах, в которых он снимался. Актриса пережила любимого мужа на два года: Юматова не стало в 1997 году, Крепкогорской — в 1999-м.
Пара фраз
Помните свой первый эпизод в кино?
Кристина Бабушкина:
– Впервые снялась в начале 2000-х в фильме Леонида Марягина «Здравствуй, столица!». Действие происходило в 60-е годы, одна из первых сцен у меня была на Тверской улице около телеграфа. Я оканчивала четвертый курс Школы-студии МХАТ и, конечно, была горда, что практически напротив моего института снималось кино. Играла девушку не очень тяжелого поведения, но с драматической судьбой. Шла в красивом платье, с невероятной прической, вся Москва на меня оглядывалась. Казалось, что у меня в кино все дальше так и будет красиво. Кто бы знал, что потом появятся окопы, болота, ссадины, мороз… А в первый раз было ощущение невероятного карнавала.
Эльвира Болгова:
– У меня была крутая первая эпизодическая роль у Петра Тодоровского в фильме «Ретро втроем». Волнения не помню, в памяти осталось любопытство, интересно было смотреть на матерых артистов. Там снимались Елена Яковлева, Евгений Сидихин, Сергей Маковецкий. Я же играла девочку с ангельским личиком в перестроечном времени. Это было в 1997 году, я училась на втором курсе Щепкинского училища, а на третьем курсе у меня уже главные роли были.
Сергей Дорогов:
– Было это в 1991 году, я уже служил в театре «Сатирикон» и сыграл в короткометражном фильме «Кешка и маг» Самира Багирова. Это комедия. Играл милиционера, который стоит на посту у «Останкино», на меня катилась коляска, ударялась о бордюр, и из нее выпадал ребенок и летел прямо мне в руки. В роли ребенка была кукла. В фильме этот эпизод длился секунд 20. Конечно, впервые было все волнующе. Любопытно, что снимали мы на главном входе в «Останкино». Там стояла огромная толпа людей, я еще удивился: «Какая любовь народа к отечественному кино». Оказалось, что приехала бразильская актриса Вероника Кастро, сыгравшая в сериале «Богатые тоже плачут», и так встречали ее.
Лариса Лужина:
– Мне не было еще и 20, когда случайно увидели и утвердили на эпизодическую роль певицы кабаре в фильм «Незваные гости». Вызубрила песню на английском языке и пошла на площадку, трепеща от страха. Меня одели в красивое вечернее платье, натянули длинные перчатки, дали микрофон и сказали: открывай рот, звуков не издавай. Оказывается, меня за кадром озвучивала профессиональная певица, притом иностранка. А после съемок меня взяли во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова.
Марина Яковлева:
– Это был фильм «Ветер странствий» режиссера Юрия Егорова в 1977 году. Я была еще студенткой второго курса ГИТИСа. Волновалась очень, когда проходила кастинг. Боролась с неуверенностью в себе. Но меня даже ставили в пример моему партнеру, уже профессиональному артисту, говоря: «Вот как в кадре играть надо!»