По тем временам слова «дыба», «пытка», «допрос», «казнь», которые присутствовали в повести, были не очень приняты. И только в 85-м году, когда произошла перестройка и был написан сценарий, нам удалось отстоять кое-какие позиции. Хотя мы рассчитывали на пять серий, но нам сократили фильм до четырех, которые и увидели зрители. Сценарий был переписан мною и Ниной, поэтому в титрах в строке «Сценарист» стоит и моя фамилия.
Изменить название повести «Трое из навигацкой школы» было моей идеей. В начале 70-х я снимала фильм «Исполнения желаний» по роману Вениамина Каверина. Помню, когда мы вместе с ним в Переделкине работали над сценарием, то сильно спорили из-за творческих разногласий, разбегались, а потом Каверин говорил: «Светлана Сергеевна (подчеркивая отчество, потому что я была совсем молодым режиссером)», ну, «Гардемарины, вперед!». Это был любимый клич Каверина из его романа «Два капитана». Вот благодаря этой памяти я и назвала фильм «Гардемарины, вперед!».
Такая милая «мочалка»
– Во всех моих фильмах хорошие актеры. Я ведь и сама актриса. И у меня есть нюх. Я горжусь тем составом, и все они с удовольствием снимались: Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Михаил Боярский, Виктор Павлов, Иннокентий Смоктуновский, Александр Абдулов, Олег Ануфриев, Семен Фарада и молодые ребята.
К примеру, совсем юную Татьяну Лютаеву мы взяли почти без проб. Долго не могли найти актрису на роль Анастасии Ягужинской. И тут пришел Миша, наш сын, он учился в это время с ней вместе во ВГИКе, и сказал: «У нас есть такая милая «мочалка». В то время был в моде «Мочалкин блюз» группы «Аквариум». Пришла Таня, а она из Одессы и говорила с сильным акцентом, усеченными гласными. Действительно красивая, старательная и хорошо сыграла. В конце съемок у Тани в животе уже билось сердечко ее дочечки Агнии, актриса была на седьмом месяце беременности, мы прикрывали ее черным плащом и старались делать крупные планы. Но озвучивала ее героиню моя любимая Анна Каменкова – у нее дивный теплый голос, и она часто меня выручает. Тут надо отдать должное Лютаевой, она с пониманием отнеслась к тому, что ее озвучивала другая актриса, и никогда этого не скрывала.
А вот Сергей Жигунов, сыгравший Сашу Белова, не упоминал, что за него говорил Олег Меньшиков. В фильме нет ни всхлипа, ни вздоха Жигунова. Более того, в картине Евгения Герасимова «Поездка в Висбаден» Меньшикову тоже предлагали озвучить Жигунова. Но Олег сказал: «Хватит ему делать подарки, пусть его озвучивает Герасимов». И Герасимов действительно это сделал.
В роли Алеши Корсака должен был сниматься Юрий Мороз, но он нас подвел. Дмитрия Харатьяна предложил мой муж (оператор Анатолий Мукасей. – Прим. «Антенны»). Когда мы готовились к работе над «Гардемаринами», он вернулся со съемок мексиканского фильма «Надежда» («Эсперанса»), сказал мне, что видел там молодого талантливого мальчишку, и предложил попробовать.
Во второй части «Виват, гардемарины!» появилась Кристина Орбакайте. Я помнила ее с 10 лет, со съемок «Чучела», когда она отважнейше, не по-детски выступила в своей первой работе. Когда Быков пытался ее уговорить, чтобы в «Чучеле» в титрах поменять фамилию на Пугачева, она сказала: «Что вы? Я Орбакайте, из рода Орбахов». На роль Фике я пробовала многих, в том числе и Марию Максакову, которая тогда была похожа на своего отца, а не на красавицу-мать. Но я знала, что будет играть Кристина.
У нас был серьезный договор со всей съемочной группой и актерами с четкими условиями. К примеру, всем, кто в фильме скачет на лошадях, необходимо было пройти всем курс подготовки и получить документ, что они скакуны третьей группы. Саша Домогаров, который снимался в третьей части, так научился ездить на лошади, что его пригласили в Польшу на роль в картине «Огнем и мечом» Ежи Гофмана. Также у нас проходили тренировки в спортивном зале, которые проводил Владимир Балон. Он обучал фехтованию на шпагах, ставил все сцены драк. Как правило, трюки актеры выполняли сами, были хорошо подготовлены. А самое главное условие – актеры не имели права совмещать эту картину с другими проектами. В то время утаить совмещение было невозможно. Тогда в Госкино и на телевидении знали всех актеров, занятых в тех или иных фильмах по Советскому Союзу. Поэтому, когда кто-то говорит, что был в то время в черном списке по идеологическим соображениям, мне становится смешно, потому что знаю: этого человека не снимали из-за того, что он нарушал условия договора – мог запить или опоздать на съемку из-за того, что параллельно снимался в другой картине.
Обмен композиторами
— Композитор Виктор Лебедев в «Гардемаринах» появился случайно. Я всегда работала с Геннадием Гладковым, с которым мы друзья. Считаю, что музыка в кинематографе – колоссальная краска, во многом помогает вытянуть как отдельные образы, так и фильм в целом. Лучшей своей работой с Гладковым считаю «Дульсинею Тобосскую». И мы должны были сотрудничать и в «Гардемаринах», но у него появилось весьма заманчивое предложение от Аллы Суриковой в фильм «Человек с бульвара Капуцинов». А Витю Лебедева меня долго уговаривали принять в команду, и в итоге мы с ним подружились. Он великолепный композитор, питерский интеллигент. Прекрасно работал в «Небесных ласточках», но он не навязывает себя никогда. Мало кто знает, он весьма раскручен за рубежом. Например, Спилберг пригласил его написать музыку к документальной картине «Холокост допустили люди». Так что в «Гардемаринах» обмен композиторами получился достойным. Песни пошли в народ. За многих, к примеру, за Шевелькова (в первой части сыграл Никиту Оленина. — Прим. «Антенны») поет Олег Ануфриев. Так как Харатьян пришел на роль после Мороза, его партии тоже записал Анофриев. И мне пришлось доказывать Лебедеву, что все нужно переделать, петь должен Харатьян. Никогда не забуду тот день: была суббота, Дима исполнил свои песни не под фонограмму, а под живой оркестр. Витя послушал и сказал: «Оставляем эту запись!»
Выбивала деньги музейным работникам
— Я научилась работать на минимальных деньгах. Многое сняли в Твери, потому что она была последней остановкой из Москвы в Петербург по дороге на коронацию. Там потрясающие окрестности, масса прекраснейших путевых дворцов и один роскошный голубой. Набережная на Волге тоже застраивалась как бы под петербуржскую. Нам пришлось лишь что-то декорировать. Когда мой муж снимал «Чучело», я бывала в тех местах и видела, насколько там прекрасен русский пейзаж. А все остальное – это съемки в музеях Кускова, Петергофа, Архангельском…
Я делаю исторические фильмы и очень люблю музейных работников. В 80-е годы практиковались договоры, и я приглашала директоров музеев на должность консультантов фильма и по возможности выбивала им какие-то приличные суммы. Мы отлично работали, аккуратно, после нас не было нареканий, нас любили смотрительницы, которым мы тоже давали возможность подзаработать. В Петергофе в основном снимали белыми ночами, после ухода последнего посетителя. А потом в 90-е, когда я снимала «Тайны дворцовых переворотов», как говорят, долг платежом красен, мне было позволено работать с реквизитом, до которого даже дотронуться никому не дают, платя совсем небольшие деньги.
Помню, один эпизод меня просили вырезать. Сцена в храме, две женщины – графиня Анна Бестужева (Нелли Пшенная) и ее дочь Анастасия Ягужинская. Красиво, мерцание свечей, идет обряд миропомазания, целование креста, благословение, все крестятся. И в этот момент де Брильи (Михаил Боярский) сообщает Анастасии о заговоре. У нас был хороший консультант, ритуал мы сняли грамотно. Но художественная элита выступила против... Я за редактуру, но это была цензура! И тут я случайно встретились с владыкой Тверским. Он сказал: «Эти сцены не трогайте. Наступает тысячелетие крещения Руси. И ваша картина будет первой, где вы грамотно покажете все, что полагается делать в храме». Эпизод остался в фильме.
Зашли в зал под оглушительный вой
– О том, что проект получился успешным, мы поняли только после премьеры второй части «Виват, гардемарины!». До этого было некогда: работали. Помню, на «Гардемаринах-3» снимали на «Мосфильме» скачки по манежу с Сашей Домогаровым. По сюжету все происходило в Венеции, были отстроены потрясающей красоты декорации… И тут пришел администратор кинотеатра «Россия», говорит: «Светлана Сергеевна, я вас умоляю. У нас сегодня премьера вашего фильма. Представьте, пожалуйста, картину, появитесь буквально на минуту». Я поначалу отказывалась, а потом поняла, что надо. И, почти не переодеваясь, в обеденный перерыв мы – Домогаров, Мамаев, Харатьян – отправились на премьеру. Подъехали на площадь Пушкина, а там все перекрыто милицией, народу тьма. Еле пропустили. А в кинотеатре нас уже ждал Миша Боярский, приехавший из Питера на «Красной стреле». И Миша говорит: «Сейчас мы с тобой пойдем в зал, и ты почувствуешь себя звездой». Я в каких-то джинсах, треуголке на голове… И действительно, когда вошли в зал, мы услышали не аплодисменты, а оглушительный вой. Вот так любили нашу картину! После этого мы поняли, что надо делать заключительный фильм о гардемаринах.
Когда же будет четвертая часть?
«Гардемарины-3» заканчиваются тем, что Пашу Горина (Домогаров) за своеволие ссылают на Камчатку. Это место политзаключенных, и там происходили волнения.
Я работаю по историческим документам, и тут у нас было два пути развития сюжета фильма. Один — Петропавловск-Камчатский, а другой — вторая крымская война, где гардемарины впервые были объединены с сухопутными войсками в уникальнейшей битве при Кинбурне. Я изучила «Науку побеждать Суворова», прочитала много исторических материалов. Во время сражения под предводительством Суворова было три атаки, в которых участвовали и наши гардемарины. В результате мы склонились ко второму варианту.
Первую заявку мы написали в 1992 году, но нам сказали: «Нам бы сейчас выжить», потом еще были попытки… И вот совсем недавно мне вновь отказали в финансировании в Попечительском совете Фонда кино.
В предыдущем фильме у Софьи (Ольга Машная) на руках уже был мальчик-младенец, когда она провожала Алешу Корсака… И в четвертой части у нас в основном повзрослевшие дети на главных ролях. Анастасия умирает во время родов, поэтому Софья растит своего сына Шурку с ее дочерью Александрой, и со временем дети влюбляются друг в друга. А в морском сражении все поколения — старики и дети — объединяются.
Старые персонажи все остаются. Нельзя обойтись без трижды француза Советского Союза Михаила Боярского. Причем он говорит: «Я уходящая натура, поторопитесь». Будет и Александр Домогаров, Дмитрий Харатьян, Миша Мамаев, Олечка Машная, Кристина Орбакайте, которая станет императрицей Екатериной, Александр Лазарев-мл. в роли Алексея Орлова. Появятся и новые актеры: Федя Добронравов, Анна Семенович, Татьяна Навка, Дин Махаматдинов. Сейчас ищу на главные роли молодых ребят и актера, который смог бы сыграть Суворова.
Музыку будет писать тот же Виктор Лебедев. Миша Боярский просит, чтобы ему сделали хорошую песню.
Нам выделили 5 миллионов на запуск, мы выбрали натуру, ездили в Севастополь, нас ждут. И все были уверены, что мы в 2017 году уже презентуем фильм, но этого не произошло. Причина отказа — некассовость проекта. Но это бездоказательное утверждение. И некоторые эксперты считают иначе. Сейчас я буду подавать на субсидии в Госкино. И искать спонсоров и даже инвесторов на достойных условиях.
Как герои фильма могут выглядеть в четвертой части фильма, смотрите в галереи ниже!
пара фраз
Ваш самый любимый персонаж в фильме?
Семен Альтов, писатель-сатирик:
– Для меня это агент Тайной канцелярии Василий Федорович Лядащев, потому что его сыграл Александр Абдулов.
Борис Галкин, актер, режиссер:
– Все трое гардемаринов — любимые, одного выделить невозможно. Как у них у всех светились и горели глаза! Еще отмечу роль вице-канцлера Бестужева, потому что она досталась Евгению Евстигнееву, у которого не получиться просто не могла.
Андрей Карпов, архитектор, танцор (победитель шоу «Танцы со звездами»):
– Конечно же это великолепный Михаил Боярский, которого я полюбил задолго до этого телефильма как Д'Артаньяна в «Мушкетерах». И как же я был рад, увидев его в «Гардемаринах» в роли де Брильи.
Александр Легков, лыжник:
– Мне больше всего запомнился реальный исторический персонаж — загадочный кардинал де Флери, который, как я помню из уроков истории, в свои 73 года сделался фактическим правителем Франции. Его образ воплотил один из наших лучших артистов — Иннокентий Смоктуновский.
Анастасия Спиридонова, певица (финалистка шоу «Голос», победительница шоу «Три аккорда»):
– Для меня самая главная звезда — Дмитрий Харатьян и его гардемарин Алеша Корсак. Обязательно, как только пересекусь по работе с Дмитрием Вадимовичем, поздравлю его с 30-летием выхода на экран знаковой картины, а также сама ее пересмотрю.