Официально причина смерти актера не называлась, но сообщалось, что он страдал от острой сердечной недостаточности. Андрей Васильевич последние десятилетия практически никуда не выходил из дома и почти ни с кем, кроме супруги, не общался. Интервью давал настолько редко, что их по пальцам можно пересчитать. Но если с кем-то откровенничал, то говорил все, как есть, без прикрас.
– Вы сказали, вам понравилось, как я сыграл эту роль, — будет, наверное, нескромно, неприлично сказать, что мне в основном ничего не нравится в своем исполнении, — делился Андрей Мягков с Дмитрием Гордоном в его авторской программе. — Вот я давно не снимаюсь и не переживаю по этому поводу, совсем не переживаю, потому что прошло уже увлечение кинематографом. Думаю, что сейчас его просто нет в России.
На вопрос, считает ли он Женю Лукашина в мелодраме «Ирония судьбы, или С легким паром!» своей лучшей ролью, артист ответил:
– Это пусть считают другие, правда, я ничего не могу сказать. Когда у Рязанова однажды спросили: «Эльдар Александрович, вы, когда снимали, знали, что это будет шедевр на многие годы?» Он сказал: «Ничего похожего, я снимал обычный фильм. Я думал, что фильм пройдет незаметно и сгинет». Думаю, что если кто-то думает о шедевре, то у того-то и не получается. Не знаю, почему он остановился на мне — мы никогда с ним не говорили об этом. Знаю, он уже почти утвердил какого-то артиста, и к нему меня привела Наташа Коренева. Она работала ассистентом на Мосфильме. Это жена Алексея Коренева — режиссера, мы дружили. Рязанов меня попробовал. И когда сдавал пробы на утверждение, Ермаш (председатель Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш. — Прим. «Антенны») сказал ему: «Эльдар, все пробы хорошие, мне нравится, но вот этого артиста, я тебя прошу, не назначай, не бери». «Почему?» «Видишь, он даже на пробах пьяный, и это видно». На что Рязанов сказал: «Все, Андрей, после этих слов я тебя окончательно утверждаю».
Исполнитель роли главного героя отметил, что сам никогда не смотрит под Новый год шедевр 1975 года, который уже неизменно показывают по центральным каналам на главный государственный праздник:
– Это перебор, он уже должен вызывать отторжение.
– В чем секрет этого фильма, как вы думаете? — поинтересовался ведущий.
– Он другой. Он беззлобный. И даже Юрочка Яковлев — очарователен, да? Вот и все. И почему-то не жаль первую девушку или жену, которая Ольга Науменко. И почему-то такие обаятельные подруги прелестные у этой Нади, да? Он добрый. Я думаю, вот это.
– После выхода картины мне дарили веники, подходили, пальцем трогали, — добавил актер в интервью Андрею Малахову для передачи «Прямой эфир». — Сейчас все это закончилось, возраст сделал свое дело. На самом деле, я не был уверен, что фильм вообще будет кому-то интересен. На площадке у Эльдара была теплая, очень домашняя атмосфера. Он умел делать это как никто другой. Не помню, как проходили съемки. Я приходил и получал удовольствие.
– Я встречался с ним на нескольких картина, — поделился с «Антенной» оператор Вадим Алисов. — Одна из последних — замечательная комедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Как ни странно, но на роль главного американского мафиози он пригласил Андрея, который всегда был очень избирателен в отношении режиссеров и кинематографического материала. А здесь согласился. Такая трансформация была в духе Аркадия Райкина. Андрей играл разных людей: Сталина, Хрущева, арабского террориста. У него было несколько эпизодов. Для каждого делали специальный грим, но ему надо было не только загримироваться, но и изменить походку, манеру разговаривать. Они что-то фантазировали вместе с Гайдаем и что-то допридумывали. Андрей с удовольствием сделал эту историю так, что из примитивного главаря мафии превратился в клоуна. Для меня клоун — это самая высокая оценка актерского мастерства. А для Андрея эта клоунада оказалась одной из вершин творчества. Он всегда был невозмутим и спокоен. Свою личную жизнь он никогда не выносил на люди. В семье у него с женой все было гладко, и никаких возмутимых событий между ними не происходило, я думаю. Он был очень глубокий человек, и каждая история, которая происходила с ним, оставляла шрам. На съемках мелодрамы «Жестокий романс» Эльдара Рязанова он чуть не погиб под железными колесами парохода «Самара». Андрей должен был как можно ближе подплыть на лодке к этой «Самаре», чтобы на нее пересесть и попросить капитана довезти его до «Ласточки», на которой уехала вся компания с Ларисой и Паратовым. Он греб и все время слышал команду «Ближе!». Я снимал Андрея средним планом, чтобы было видно, что это он сидит в лодке, а не дублер, и вдруг — он исчез! Стали всплывать мелкие детали лодки. Сначала нос лодки, потом выплыл Андрей, а потом корма. Он вышел и сказал свою дурацкую фразу: «Очки я спрятал в карман, а нашлепку потерял». Он всегда ходил в очках из-за близорукости героя Карандышева, а нашлепка — это было что-то вроде парика, которая приклеивалась и, естественно, потерялась в воде. Это произнес человек, который фактически перенес физическую смерть, а думает о сохранности реквизита. Ему помогли выйти из воды. Это было мелководье рядом с Ипатьевским монастырем. Отвели его в вагончик и показали на мониторе, что с ним случилось. Я ушел, не стал смотреть, какое впечатление это произвело на Андрея. С ним случилось то, что я снял. Вечером он должен был уезжать в Москву очень медленным поездом, который шел от Костромы 12 часов. Я зашел в ресторан и увидел Андрея в компании — он был навеселе. Я сказал, что это на него непохоже, на что он ответил: «Это девятый день с моей гибели, надо меня помянуть». И весь путь до Москвы он простоял, куря, в тамбуре. Хотя у него был плацкартный билет и он мог лежать на полке, но места не было и наша администрация этот момент прошляпила. Он был абсолютно не скандальный, никогда не требовал никаких преференций и особого внимания к себе, всегда оставался спокойным и сдержанным. Это был добрый, интеллигентнейший человек, настоящий МХАТовец не только на сцене, но и в жизни. Я скорблю, что не стало великого актера и порядочнейшего человека, что не так часто встречается в жизни. Знаю, у него были какие-то распри с Никитой Михалковым в «Жестоком романсе», но они никогда не выходили наружу. Он никогда не выносил бытовые проблемы на сцену или съемочную площадку.
– Как-то мне привезли детектив, автором которой оказался Андрей Мягков, — рассказал «Антенне» сценарист Александр Бородянский. — Я удивился тому, что он пишет, но книгу взял, прочитал, и она мне очень понравилась. Детектив назывался «Сивый мерин» — о молодом следователе, который пришел работать в милицию. Мне предложили написать по нему сценарий. Андрей приехал ко мне на дачу, и мы коротко все обсудили на террасе. Мой принцип — не выдумывать своего, а из хорошего литературного произведения сделать драматургическое. Мы расстались, я написал сценарий. После этого он опять ко мне приехали на обсуждение. Я немного развил одну сцену, добавил в нее смешное, которое уже там было заложено, и Андрей в принципе согласился и ничего не поменял. Сказал, что у него нет претензий или замечаний, и мы расстались довольными соавторами. После этого сняли хороший сериал, в котором сыграли известные актеры. Потом Мягков написал продолжение этой своей повести. Я снова прочитал, и мне снова понравилось. Я был готов писать сценарий, но наш режиссер Михаил Туманишвили заболел и ушел из жизни. А книжка так и лежит у меня дома. В эти дни Мягкова вспоминают все. И среди прочего я слышал, что именно он был инициатором продолжения «Иронии судьбы». Я в это не верю. Он считал, что стал заложником этой роли, что в нем видят пьяницу, и даже хотел запретить крутить картину на ближайшие полвека. Конечно, актеру, который сыграл много прекрасных ролей, обидно, когда восхищаются только одной. Человек он был молчаливый, потому что он не хотел говорить ради того, чтобы лишь бы что-нибудь сказать. Да ему и не требовалось: с ним было интересно и помолчать.
– Я встречалась с Андреем только по работе, и последний раз мы виделись на съемках «Гаража», то есть в конце 1970-х, — призналась «Антенне» Светлана Немоляева. — Он был особенным, не публичным человеком. Полагаю, что у него был такой характер. Есть люди, которые не любят публичность, а другие жить без этого не могут. Но как партнер — это было счастье играть с ним. Он очень помогал и был великолепным импровизатором. Он был соавтором Эльдара Рязанова. Режиссер оставлял в картинах все, что он исполнял так талантливо и вдохновенно исполнял.
– Трудно было бы найти другого такого внимательного человека, заботящегося о своем партнере, — отметила в разговоре с «Антенной» Вера Васильева, партнерша Мягкова в его дебютном фильме «Похождения зубного врача». — Я его очень хорошо запомнила как вдумчивого человека. Он прекрасно сыграл свою роль, и у меня было даже впечатление, что он преподает в театральном училище. Я воспринимала его как человека, который может серьезно думать о жизни и прививать какие-то хорошие человеческие черты ученикам или людям, с которыми связан по работе. Мне с ним было очень удобно репетировать и сниматься. Во время съемок чувствовалось очень дружелюбное отношение. Он мне часто советовал посмотреть какой-то его спектакль. Я приходила и видела, что это, действительно, живой разговор со сцены через пьесу со зрителем. Не могу сказать, что мы сильно дружили, ввиду разницы в возрасте, но у меня было ощущение, что я могу обо всем с ним посоветоваться и он поможет во всем найти какое-то разумное начало. Мы частенько о чем-то мечтали, даже о пьесах, в которых можно было бы по-новому раскрыться. Я запомнила Мягкова как человека очень творческого, очень доброжелательного и всегда ищущего новые подходы к роли, к произведению. Человека, который не закостенел, а остался любознательным юношей. Это меня в нем очень подкупало. Я долгие годы приглашала его к нам в театр посмотреть новые спектакли, и то, как он их разбирал, показывало, что он очень хорошо мыслит как театральный деятель. Он и преподавал уже в те годы, хотя был очень молодым, а мне было приятно, что ко мне дружелюбно расположен молодой, любознательный и много знающий актер. Мы частенько говорили по телефону. Я ему рассказывала о своих мечтах, и он мне какие-то роли советовал, а какие-то наоборот не рекомендовал. Он остался в моей душе как человек талантливый, думающий, свободный в своих мыслях и заинтересованный в судьбе даже случайно проходящей по его жизни актрисы. Мне грустно, что его не стало, и я благодарю судьбу за то, что я немножечко знала его очень хорошую человеческую натуру. Светлая память.
– Мы участвовали в общих сценах, но никогда не считались партнерами, — сказала «Антенне» Лия Ахеджакова. — Он был очень закрытым человеком, который не располагал к общению просто так, с ходу из-за того, что снимаешься в кино. Но это был человек очень умный, глубокий, интеллигентный. И очень хороший артист. Слышала, что Андрей в последние годы очень тяжело болел.
Досье
Родился: 8 июля 1938 года в Ленинграде в семье педагога и инженера.
Образование: Ленинградский технологический институт, Школа-студия МХАТ.
Карьера: с 1965 по 1977 года служил в театре «Современник», с 1977 года — в МХТ имени А. П. Чехова. Снялся более чем в 40 фильмах, среди них — «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс». Народный артист РСФСР.
Семейное положение: с 1963 года был женат на актрисе Анастасии Вознесенской. Детей нет.
Умер: 18 февраля 2021 в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.