Вера Глаголева фото
Фото
Артем Петрович / Starface.ru

Вера Глаголева умело сочетала женственность с волевым характером. Первым это заметил ее будущий супруг Родион Нахапетов. Их встреча произошла в 1974 году. Будучи выпускницей школы, пришла по приглашению подруги на показ закрытого заграничного фильма. В буфете ее и увидел молодой режиссер.

– Долго искал актрису на главную роль в картину «На край света…», — делится Родион Рафаилович. — Представлял себе героиню странной, преданной и душевной девочкой. Вдруг случайно увидел Веру на «Мосфильме» и предложил попробоваться в ленту. Помню, тогда у нее еще была французская стрижка под Мирей Матье. Свой отказ она объяснила тем, что не хочет быть актрисой. Ведь она мастер спорта по стрельбе из лука, и ей это неинтересно. Тогда попросил ее хотя бы подыграть главному герою.

Она пришла. Встала за кадр. Я дал ей текст. Вера его посмотрела, отложила и начала говорить слова по памяти. Причем делала это очень свободно.

А парень, наоборот, был очень зажатым. Тогда я повернул камеру на Глаголеву и начал снимать. Ее глаза в кадре были глубокими и драматичными. Она очень органично выглядела. Потом меня все больше стал увлекать ее типаж, с которым было интересно работать. Мне казалось, я ее создаю… После дебюта Вере стали поступать предложения от других режиссеров. Я воспринимал это как победу!

Вера Глаголева

Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссер, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации.

Вскоре Родион Нахапетов и Вера Глаголева поженились: «Я сказал Вере, что, может, нам как-то закрепить отношения. На что она ответила: «Хорошо». Ей было 19, ему 31. В браке у них родились две дочери — Анна и Мария. Вместе они прожили 19 лет.

Вера Глаголева фото
Фото
Кадр из фильма «На край света…»

– Вера помогла мне пережить январь тяжелейшего 2013 года, — рассказывает Сергей Филин, балетмейстер. — Поздно вечером со мной случилась беда (на артиста было совершено нападение. — Прим. «Антенны»). Я оказался в больнице. Глаголева приехала ко мне первой. Зимой она не садилась за руль. Обычно у нее были водители. Но, узнав о том, что произошло, сразу сама примчалась. Разговаривала со мной и пыталась не дать мне никаких шансов отступать назад. Это было бесценно. Никогда этого не забуду!

Помню, как-то приехал к Вере в загородный дом. Там была только Аня. Я был очень голодным. Мы сели на кухне, и я сказал: «Вот прямо умираю, есть хочется». Тогда она предложила: «Не поверишь! У нас ничего нет, кроме маминой каши. Но ее невозможно есть». Я все же согласился и с удовольствием все съел. Каша для меня была самой вкусной, так как Вера готовила ее для себя. Это была овсянка, перемешанная с другими крупами. Потом приехала Глаголева. Она обрадовалась, что я попробовал ее блюдо.

Вера Глаголева фото
Фото
«Инстаграм» (запрещенная в России экстремистская организация) Анастасии Шубской

– Вера была киношной актрисой, — говорит Владимир Долинский. — В 1991 году посчастливилось сыграть с ней в спектакле режиссера Леонида Трушкина. Удивительно, но Глаголева очень боялась выходить на сцену, волновалась! Ее можно понять, это было не ее поле деятельности.

Признаюсь, у меня не было ни одной такой трогательной партнерши. Она была такая хрупкая, изящная… Перед выходом к зрителям у нее тряслись ручки.

Вообще ее редко называют Вера, обычно Верочка. Она была как белый мышонок на ладони, которого хотелось защитить.

Вера Глаголева фото
Фото
«Инстаграм» (запрещенная в России экстремистская организация) Анастасии Шубской

– Вера была сильным и умным человеком, — говорит сценарист Ольга Погодина-Кузмина. — Но, несмотря на внутреннюю силу, в ней до последних дней сохранялось это хрупкое, девичье обаяние.

«Сломанный свет» — так называлась ее первая режиссерская работа. И она все время пыталась как будто починить, исправить, восстановить этот свет, эту гармонию мира. Наша последняя совместная работа — фильм «Не чужие» о двух сестрах, которые любят одного мужчину, «чужого», нацмена — поставлен по моей пьесе «Глиняная яма». Изначально в пьесе был мрачный, трагический финал. Но Вера убедила меня изменить финальные сцены. И я рада, что сейчас картина заканчивается не гибелью, а спасением — надеждой на будущее. Светом, который внезапно вспыхивает в сердцах героев.

У нас в фильме «Две женщины» героиня Наталья Петровна давит ложкой осу, которая попала в блюдце с медом. Я эту деталь придумала, и Вере очень понравилось. Это такой символ ревности, когда ты хочешь уничтожить соперницу, но не можешь — и давишь надоедливую осу. Все эти вещи Глаголева очень тонко чувствовала. Потому что творческий мир, кино, театр — это не только триумфы и награды. Это боль, ревность, злость. Умение отстаивать свою правоту, умение быть сильной.

У Веры были борзые собаки. Она очень любила именно эту породу — тонкие, хрупкие, но сильные и выносливые. Наверное, находила что-то сходное в них со своим характером.

– Вся страна знает Веру Глаголеву прежде всего как замечательную актрису. Но она была еще состоявшимся, очень интересным режиссером, — делится подруга, журналист, сценаристка Лариса Максимова. — Когда Вера взялась за свой первый фильм — это был «Сломанный свет» — мало кто верил, что ей удастся достичь на новом поприще больших высот.

Инна Чурикова вспоминала, что они говорили с мужем, известным режиссером Глебом Памфиловым, о том, как опасно, будучи знаменитой и хорошей актрисой, браться за дело, которое может не получиться. Быть отважной на глазах у всех совсем непросто. У Веры получилось.

Свой последний фильм «Не чужие» Вера уже не увидела. А вот предыдущий — «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» — был приглашен на многие кинофестивали, получил призы и награды, вышел в прокат, его показали по телевидению. Верин фильм выбивался из общей картины российского кино. Он был абсолютно несовременным. И одновременно исключительно нужным именно здесь и сейчас. Как глоток кислорода в пространстве, наполненном ароматами дорогих парфюмов. Чистый, глубокий, воздушный, щемящий… О романтической любви, почти исчезнувшей сегодня с киноэкранов.

Вера изменилась, когда стала снимать кино. Правда, сама она так не считала, но это было видно невооруженным глазом. Например, стала собраннее. Ее бессменным продюсером все эти годы была Наталья Иванова. «Наши крошки» — называли их друзья. Эти крошки — обе маленького роста, миниатюрные — уверенно и твердо добивались своих целей. У Веры появилась (а может, и всегда была, но мы не замечали) твердость в суждениях. Если она считала себя правой в чем-то, то ее было практически невозможно переубедить. Качество, наверное, для режиссера самое важное.

Вера Глаголева фото
Фото
Legion-Media / Мосфильм

И еще очень важное о Вере. Она умела и любила дружить. В нашей девичьей компании, не имеющей к кино никакого отношения, Вера была лидером. «Звеньевая нашего маленького отряда», — так мы ее называли.

Раз в месяц мы ходили в кино или чаще, как получится, обязательно в кинотеатр «Пионер», только туда. Там не хрустят попкорном, и все фильмы идут на языке оригинала. Это было важно. Вера придумала название нашему клубу — «пионерки». Мужчин принимала в него только в том случае, если они соглашались признать себя пионерками. Встречи назначались ею, мы подстраивались. Все понимали, что Вера снимает, или монтирует, или дает интервью, или едет на фестиваль, или дома надо чем-то помочь девочкам… Мы уважали ее занятость. Она всех тормошила: заставляла закончить книгу, снять еще кино, дописать статью, пойти на лекцию обожаемого ею Быкова, купить новые туфли, поменять прическу…Она придавала драйв нашим посиделкам, меняла наши планы, а иногда и жизни. И никогда ни на что не жаловалась.

Она вообще предпочитала молчать о себе. Вера всегда старалась говорить о работе. Она говорила о личном с большой неохотой. Во-первых, потому, что ей не хотелось жить воспоминаниями, ей нужно было нестись вперед на больших скоростях. Она-то знала, что времени у нее не так уж и много… Во-вторых, это дошло до меня значительно позже, чтобы остаться цельным и сберечь свой мир, человек не должен в него пускать никого чужого. Вера понимала, что откровенной можно быть с самыми близкими, и то не всегда.

И поэтому ей удалось невозможное — будучи публичной и очень заметной фигурой, остаться человеком. Такой редчайший дар.

Вера Глаголева: «Жила на больших скоростях — знала, что времени немного»
Фото
Legion-Media

Досье

Родилась: 31 января 1956 года в Москве.

Образование: средняя школа.

Карьера: сыграла в более чем 50 фильмах и сериалах, среди них «Не стреляйте в белых лебедей», «О тебе», «В четверг и больше никогда», «Звездопад», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Зонтик для новобрачных» и другие. Как режиссер сняла семь картин, в том числе «Сломанный свет», «Заказ», «Чертово колесо», «Одна война», «Две женщины».

Семейное положение: первым мужем был Родион Нахапетов (с 1975 по 1991 год). Дочери — Анна, актриса, балерина (42 года), Мария, художница, дизайнер (40 лет). Второй супруг — предприниматель Кирилл Шубский (с 1992 года). Дочь Анастасия (27 лет).

Умерла: 16 августа 2017 года в Германии. Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.