Советский и российский телеведущий, народный артист РФ. Наиболее известен по музыкальным телепрограммам: «Утренняя почта», «Утренняя звезда» и «Достояние республики».
– Конечно, если бы в далеком 1990 году, когда «Утренняя звезда» только начиналась, мне сказали, что столько звезд появится в программе, столько удивительных имен, то я сказал бы: «Да ладно, откуда?!» — вспоминает Юрий Николаев. — Я ведь не задумывал передачу как конкурс, я задумывал ее как игру, но мне нужно было как-то связать выступающих сюжетом. Я думал примерно год над тем, как это будет, на какой сцене, и придумал такую связующую сценарную нить как конкурс. Я не претендовал на объективность, это была игра. Когда ко мне приходили друзья — члены жюри и спрашивали, сколько кому ставить, я им рекомендовал расслабиться и ставить пятерку тем, кто понравится, и четверку — тем, кто понравится меньше.
Название «Утренняя звезда» появилось по аналогии с «Утренней почтой» (эту музыкальную телепередачу Юрий Николаев вел с 1974 по 1998 год. — Прим. «Антенны») как рождение чего-то нового и необычного. Когда я созрел, чтобы делать эту часовую еженедельную программу, собрал команду операторов, режиссеров, постановщиков и сказал им об этом, они были очень удивлены и не верили, что у меня что-то получится. Но я настаивал, потому что делать ежемесячную программу не имеет смысла.
Детишек на первые передачи мы подбирали с трудом. Я открывал свои записные книжки, вспоминал, где видел детские коллективы и исполнителей. Мы набрали состав на первые съемки, которые длились 12 дней. Это был тяжелый труд. В 19:00 давали команду «Мотор!», я выходил на сцену, начинал разговор со зрителем — и мы не останавливались до конца. А с утра до 19:00 репетировали каждый номер, выстраивали его, проверяли со светом и звуком. При этом у каждого артиста был танец, и они все время двигались. Иногда на репетиции с камерой и светом они пели лучше днем, чем вечером, но запись не могла передать сиюминутность. У зрителей было ощущение, что идет прямой эфир. И так оно и было. Если случался брак, то мы заканчивали съемку, выставляли оценки, а потом переснимали неудавшийся момент.
После первого трехмесячного цикла у нас было уже 12 программ, и если для первых мы искали детишек, то дальше наша небольшая комнатка в «Останкино» была завалена записями, дисками, фотографиями. Сначала их просматривали прекрасные профессиональные редакторы по вокалу, потом на совещании уже со мной отбирали основных конкурсантов.
Я, конечно, рисковал — делал эту передачу полностью за свой счет в своей студии «Юникс» и продавал ее Первому каналу. Это дорого стоило: декорации, аренда помещения, свет и еще масса всего. Я получил кредит под льготные проценты и уже через 9 месяцев смог его вернуть. Тут мне очень помог Никита Михалков, который дал мне сопроводительное письмо в ленинградский банк, выдавший деньги под честное слово Никиты Сергеевича. И сегодня я говорю ему: «Спасибо большое, Никита!» Потом он приходил на знаковые выступления и говорил со сцены хорошие слова.
В первых программах у меня еще был небольшой конкурс юных телевизионных ведущих. Я задавал глупые вопросы, получал еще более глупые ответы, но при этом привлек к экранам мужское население посмотреть на красивых девушек в красивых платьях, которые хорошо двигались и произносили правильные речи.
Через полгода мы стали делать настоящий конкурс. Я испытываю сладостную ностальгию по этому времени, когда мы экспериментировали, добивались идеального света и потрясающей сцены, которая вращалась, и у каждого исполнителя был свой отдельный выход.
Я горжусь, что на фоне огромного количества конкурсов «Утренняя звезда» дала такое количество имен, которые стали звездами нашей эстрады.
Со стороны я наблюдал историю Валерии, которую продюсировал Александр Шульгин, и Иосифа Пригожина, который продюсировал другую девушку и очень хотел, чтобы та выиграла. Естественно, отношения были не самые доброжелательные. Обе дошли до суперфинала, победила Валерия. Потом она развелась и создала прекрасную семью с Йосей, а если бы не наша передача, то, возможно, они бы и не встретились. Потом Пригожин говорил, что в конкурсе все-таки победила его певица, хотя сначала он этого не понял.
Пелагея представляет нашу страну на международной арене с ранних лет. У нас она была очаровательной малышкой лет восьми, которую мама привела на прослушивание. Я послушал и сказал, что точно беру ее в свою новую программу «Призвание», которую я решил сделать на базе «Утренней звезды» где-то в 1995 году. Там уже было серьезное жюри, которое отбирало лучшего художника года, поэта, вокалиста, народного исполнителя. И жюри, включая Надежду Бабкину, полностью проголосовало за Полюшку, когда она спела «Валенки», причем частично а капелла. Победители «Призвания» получали денежный приз — 1000 долларов, которые могли потратить на что угодно. Это были честно заработанные ими деньги. Пелагее конверт вручал я, а цветы и подарки — Надя Михалкова, которая уже к тому времени снялась в оскароносных «Утомленных солнцем».
Наши взаимоотношения с ребятами из «Утренней звезды» не заканчивались съемками. Я приглашал их уже не в качестве конкурсантов, а как гостей. Они были в жюри, выносили подарки, пели свои новые песни.
Самая светлая память осталась о Юлии Началовой. Я помню ее первое появление в «Утренней звезде» — это был просто фейерверк, настолько здорово она исполняла песню «Птичка-синичка» и актерски, и вокально. У нее были милый блондинистый хвостик, синее платьице. Моя коллега из музыкальной редакции даже решила, что она поет под фонограмму. Тогда я попросил Юлю спеть а капелла — и подруга с абсолютным слухом была просто поражена. Юля очень хорошо двигалась и была на сцене совершенно естественна в передаче эмоций. В 2016 году, когда многие участники собрались на передаче у Андрея Малахова, там была и Юля в перчатках — теперь понятно, что они скрывали болезнь, но я об этом ничего не знал до самого трагического момента. Она все держала в себе, считала, что на экране ее должны видеть только красивой. Юля была очень позитивной. Когда она входила, появлялось ощущение, что взошло солнце.
Сейчас есть договоренность с Первым каналом, что я в тандеме с «Красным квадратом» открываю Мастерскую Юрия Николаева «Утренняя звезда». Я вижу в этом проекте продолжение истории. У тех, кто там будет обучаться, появится реальная возможность посетить съемки других программ канала, встретиться со звездами. Надеюсь, что эта идея будет воплощена в ближайшие месяцы. Я буду вести мастер-классы, отвечать на вопросы учащихся и постараюсь их не подвести. Ждем детей в возрасте от четырех до пятнадцати лет.
Анжелика Варум: участвовала в 1991 году
– Появление в «Утренней звезде» — мой сольный дебют на сцене, благодаря этим эфирам песни разошлись, стали популярными. Я пыталась восстановить в памяти какие-то нюансы первого выступления, но не могла вспомнить ничего, кроме жуткого волнения. Моя привычка держаться двумя руками за микрофон от страха упасть в обморок. Я тогда даже не смотрела телевизионную версию, и не от чувства стыда — скорее неловкости. Рядом были мэтры, а ты рядом такой несуразный цыпленок… Бабушка, человек очень переживающий, когда узнала, что я собираюсь участвовать в каком-то конкурсе, схватилась за голову: «Зачем тебе это нужно? Это же не спорт, не соревнование». Ответила ей: «Бабуля, там ведущий и автор Юрий Николаев», и она махнула рукой: иди.
Комментирует Юрий Николаев, автор программы:
– Анжелика Варум и Леонид Агутин — очень разные, но при этом точно доносят смысл произведения. Маша (настоящее имя Анжелики. — Прим. «Антенны») очень точно схватывает то, что предлагает Леонид как музыкант.
Ани Лорак: участвовала в 1994 году
– Участие в «Утренней звезде» было моей детской мечтой. В 1993 году (певице было 15 лет. — Прим. «Антенны»), когда я только познакомилась со своим продюсером Юрием Фалесой, мы отправили на программу кассету. Шанс, что она попадет в руки музыкальному редактору, был очень маленьким, потому что со всего постсоветского пространства их отправляли горы, ведь этот конкурс — уникальный, единственный в своем роде, ничего подобного тогда не существовало. Твою запись могли прослушать только благодаря каким-то счастливым обстоятельствам, в чем я позже убедилась, когда через месяц-два пришел официальный ответ из Москвы с приглашением, я попала в офис компании, которая занималась производством программы, и увидела там груды кассет. Приглашение дает только право на выход на сцену, все остальные нагрузки, связанные с билетами, проживанием, питанием, ложатся на плечи участника. Мы едва насобирали деньги на дорогу из Киева в Москву, а костюм сшили из мешковины. Для выступления с песней «Боже мой» мы придумали платье-робу с кожаным шнурком на талии и большим крестиком. Подходящей обуви у меня не было, взяла ее у подружки, на размер больше.
Когда мы приехали в зал на репетицию выступления, меня поразил размах: огромное количество специалистов, большая сцена и прекрасный прием. Дядя Юра (Юрий Николаев. — Прим. «Антенны») очень любил детей, все подбегали к нему, чтобы сфотографироваться и получить напутствия. В 1994 году я выиграла конкурс, а в 1995-м на сцене собрались победители всех лет, чтобы принять участие в суперфинале. Тогда я уже могла позволить себе костюм, дом моды «Крещатик» пошил мне платье, в котором я теперь уже как королева приехала на программу с песней «Я і ти» («Я и ты» в переводе с украинского) и снова победила.
Это знаковый для меня проект, потому что с него начался путь Ани Лорак. Я выступала под своим именем, в титрах было написано: «Каролина Куек, город Киев». Юрий Николаев тогда сказал, что если хочу дальше развивать карьеру, то нужно взять псевдоним. Прочитали мое имя наоборот, родилась Ани Лорак. Так что с конкурса «Утренняя звезда» началось мое восхождение как артистки, которая сегодня отмечает более 25 лет на сцене.
Юрий Николаев:
– Ани Лорак собирала на конкурс вся Украина. Спела она хорошо и сказала, что ее зовут Каролиной. А у меня уже была одна Каролина, и, чтобы не путать зрителей и жюри, я предложил ей приехать на следующий цикл — через 2,5 месяца. Но она не захотела и придумала себе псевдоним Ани Лорак. Довольно звучное и запоминающееся имя, и выступила очень достойно. А потом она пела на концерте, который я вел на Украине и куда ее специально пригласили ради меня.
Сергей Лазарев: участвовал в 1997 году
– Программа «Утренняя звезда» была очень популярна, ее смотрели все! Я всегда мечтал в нее попасть, поэтому в детстве менял различные музыкальные коллективы, чтобы меня делегировали на этот конкурс. Сначала пел в ансамбле имени Владимира Локтева, потом пришел в «Непоседы», они часто выступали на «Утренней звезде». В 12 лет я вышел на сцену конкурса в составе этой группы, одно время вручал цветы и призы победителям. Программа снималась в Театре Российской армии, помню, что когда я в первый раз оказался на «Утренней звезде» в массовке, скажем так, шестым человеком в восьмом ряду, эмоции были невероятные. Постепенно, так как «Непоседы» часто выступали там, то открывая, то закрывая серию съемок, я стал выходить на эту сцену чаще. Конкурс тогда вела Юля Малиновская, она тоже из «Непосед», мы дружили. С Юрием Александровичем Николаевым я познакомился, в том числе будучи другом Юли. В 14 лет меня делегировали выступать как сольного исполнителя. К тому времени я уже участвовал в других детских конкурсах, занял первое место в итальянском «Браво Брависсимо», дорос и до «Утренней звезды» и там победил.
Я благодарен этому конкурсу за хорошую школу жизни, Юрию Александровичу Николаеву — за прекрасное счастливое музыкальное детство. Помню, что перед поступлением в школу-студию МХАТ приезжал к нему, читал свою программу, он давал мне советы, комментарии. Кстати, со многими взрослыми артистами, с которыми сейчас дружу, я впервые увиделся там, на программе, подходил к ним, говорил: «Можно с вами сфотографироваться?», а теперь мы с ними общаемся. Многие из них сидели в жюри, в том числе Филипп Киркоров, Лариса Долина, когда я выступал, и ставили мне оценки, а сейчас мы дружим.
Юрий Николаев:
– Сергей великолепно спел «Очи черные». Тогда ситуация для него сложилась не очень хорошая, потому что у него в 14 лет началась ломка голоса, он хотел отказаться от суперфинала, но рискнул и победил. Сцена его привлекала уже в то время. Он хотел поступить в театральный институт, и я помогал ему: мы разбирали отрывки, необходимые для поступления. Он окончил ГИТИС, поступил в Театр имени Пушкина, где потрясающе сыграл в спектакле «Одолжите тенора!» и получил за эту роль «Хрустальную Турандот». Он был и остается разносторонним актером, который радует нас выходом каждого своего альбома, где делает настоящее шоу. У меня же пел совсем маленький Влад Топалов, у которого тогда и передних зубов не было, и кто мог знать, что через некоторое время судьба соединит их с Сергеем в группу Smash!! , которая буквально выстрелит. Первая их песня была «Белль» из «Нотр-Дама» с шикарной обработкой, и они просто блистали.
Зара: участвовала в 1997 году
– Помню, мы отправили записи. Вскоре нам перезвонил редактор «Утренней звезды» — Кира Евгеньевна Ким. Мы приехали к ней на встречу, она еще раз посмотрела и прослушала меня, а после пригласила выступить. На тот момент мне было 13 лет. Вместе со мной в программе участвовали талантливые и подготовленные к такого рода музыкальным конкурсам дети. К слову, я тогда приехала на съемки с родителями. У меня не было педагогов по вокалу или какой-то профессиональной подготовки, опыта. Тогда я исполнила песню из репертуара Мэрайи Кэри. А уже впоследствии пела песни, написанные специально для меня композитором Олегом Квашой. Именно в этот период вышел мой первый альбом «Сердце Джульетты».
Помню первое выступление на «Утренней звезде». Меня восхищало абсолютно все: декорации, свет, популярные артисты, которые находились за кулисами. Мой младший брат Ромка успел взять автографы у всех известных гостей, чем несказанно гордился. Мне было сложно справиться с волнением. Я любила петь, но навыком держать себя на сцене не обладала. Опускала глаза и не могла смотреть в зрительский зал. Когда посмотрела на свое выступление со стороны, осознала, какую большую работу предстоит провести над собой и актерским мастерством. Зрителя невозможно завоевать лишь голосом. «Утренняя звезда» дала мне возможность увидеть себя на большой сцене. Никогда не забуду доброго отношения Юрия Николаева ко всем участникам и ко мне в том числе. Так приятно, что спустя десятилетия, когда мы встречались на других программах, он вспоминал скромную и застенчивую кудрявую девчонку, которой я пришла на этот конкурс.
После этого проекта меня заметил фонд народного артиста РФ Махмуда Эсамбаева, великого танцовщика. Меня стали приглашать к участию в конкурсах как всероссийского, так и международного уровня. Я стала лауреатом первых премий и гран-при. Конечно, это важно для молодого артиста. Меня это воспитало, закалило и помогло приобрести бесценный опыт. Так я поняла, что хочу связать свою жизнь исключительно с музыкальной и артистической сферой.
Юрий Николаев:
– Зара стала заслуженной артисткой России, поет очень достойные, патриотичные песни. При этом она любящая мама двоих сыновей и прекрасный педагог, который умеет разговаривать с учениками и может сама показать, что она от них хочет. На передаче она запомнилась своим обаянием и тем, как умеет общаться с залом: взять за душу, заставить зрителей плакать и улыбаться вместе с ней. Зара все время в поисках нового, у нее обширный репертуар. Каждую песню она выстраивает как отдельный рассказ. Это удивительная артистка и вокалистка.