В центре сюжета — три брата, которые оказались разлучены еще в детстве. Один воспитывался в цыганском таборе и стал бароном Романом Алмазовым. Второй — знаменитым дирижером Иннокентием Шниперсоном, а третий — аферистом Василием Кроликовым. Именно он умудряется обмануть главаря мафии и похитить огромный сибирский алмаз. А в процессе бегства от бандитов встречается со своими родственниками. Позже выясняется, что у них есть еще четвертый брат — темнокожий Патрик Кроликоу.
– Идея картины зародилась случайно, в разговоре, — рассказывает «Антенне» продюсер фильма Александр Литвинов. — Изначально Андрей Самсонов и Виталий Москаленко писали сценарий детектива. Спустя время поняли, что ничего не получается и надо придумывать что-то другое. Попросили Владимира Меньшова подключиться к работе. В результате появилась на свет комедия. В самом названии ленты не было заложено определенного смысла. Оно родилось из песни, которую напевает Кроликов: «Ширли-мырли, шир-манирли, шир-матыркин, мур-мур-кин…» То есть абракадабра.
Картина стала отражением обстановки 90-х годов, царившей в только что распавшейся стране. Позже Меньшов признался, что хотел снять фильм именно про время перестройки. Кстати, для оскароносного режиссера комедия стала первой работой, которой он заинтересовался спустя десять лет после выхода ленты «Любовь и голуби».
Присмотрелся на седьмой день
Главных героев — Кроликова, Шниперсона, Алмазова — сыграл один актер, Валерий Гаркалин. Хотя среди кандидатур были Никита Михалков и Александр Абдулов. Меньшов отметил, что у последнего были хорошие пробы. Но роль ему не доверил — из-за занятости и отсутствия должной дисциплины. Что касается Гаркалина, режиссера смущало то, что тот не был известным артистом (до этого снялся в «Белых одеждах» и «Катале». — Прим. «Антенны»). Поэтому долго раздумывал над его кандидатурой.
– Было много проб с разными актерами, но Владимира Валентиновича они не устраивали, — продолжает Литвинов. — Потом его ассистент посоветовала обратить внимание на молодого актера Театра сатиры Валерия Гаркалина. Есть такая информация, что якобы худсовет «Мосфильма» не утверждал артиста. Это неправда. Актеров отбирал только режиссер. Даже в частных беседах никто ничего не говорил против Гаркалина. Скажу одно: в начале работы над фильмом Валерий не очень нравился Меньшову. Только на седьмой съемочный день он к нему присмотрелся и понял, что сделал правильный выбор.
– При первой встрече Владимир Валентинович мне сказал: «Конечно, если бы сейчас был жив Андрей Миронов или был бы помоложе Евгений Леонов, я бы вас не пригласил. Потому что они готовые исполнители для этой роли», — делился Валерий Гаркалин в программе «Тайны нашего кино». — Также режиссер предлагал Олегу Табакову похудеть на 20 килограммов, загримироваться и сыграть этого персонажа. Но тот мудро сказал, что для него есть другой, не менее интересный материал (Табаков в «Ширли-мырли» сыграл алкоголика Суходрищева. — Прим. «Антенны»). Я около пяти месяцев приезжал на «Мосфильм» и пробовался в разных эпизодах. Рад, что прошел через такой мучительный этап. Понимал, что попасть в такой фильм — вытащить лотерейный билет. Конечно, картина принесла популярность самого высокого класса, о которой мог мечтать каждый артист.
– В то время было технически сложно сделать подобный фильм, — говорит Александр Литвинов. — Не было компьютерной графики, как сейчас. В одном из кадров должны были находиться сразу четыре Гаркалиных! Каждый поворачивается, разговаривает, действует. Эта уникальная работа художника комбинированных съемок Владимира Васильева (до него никто этого не делал). Нужно было искать дублеров, похожих по фигуре на Гаркалина. Ежедневный кропотливый труд.
Нескольких героинь — Люсьену Кроликову, Кэрол Абзац, Земфиру Алмазову и Уитни Кроликоу — Меньшов доверил сыграть своей супруге, актрисе Вере Алентовой. Больше всего ей по душе пришлась роль белокурой американки в подвенечном платье. В течение нескольких дней она в свадебных магазинах перемерила множество нарядов. Ведь у молодой актрисы и начинающего режиссера в свое время не было возможности устроить роскошное бракосочетание. Только в фильме Алентова почувствовала себя настоящей невестой.
Двенадцать народных артистов
Роль капитана милиции Жан-Поля Пискунова сыграл Игорь Угольников. В то время его телешоу «Оба-на!» зрители смотрели, не отрываясь от экранов. Кстати, он тоже был одним из претендентов на главную роль. И когда пришел на съемочную площадку, удивился, увидев в гримерке милицейский костюм.
– Подумал, что, наверное, ошибся комнатой, — вспоминает Угольников. — Но мне сказали, что это все-таки мой костюм. Пошел к Владимиру Меньшову, чтобы прояснить ситуацию. На что он ответил, что я утвержден на роль Пискунова. Я надел костюм, потом появился мой напарник Сергей Баталов. Мы начали с ним импровизировать.
В последний съемочный день Угольников и Баталов воспользовались служебным положением. Актеры отправились в милицейской форме в местную ГАИ, чтобы восстановить права.
– Мы ногой открыли дверь отделения, — смеется Игорь Станиславович. — Милиционеры не обратили внимания на наши лица. Их больше взволновала форма моего героя. Ведь Пискунов тогда уже дослужился до маршала! В общем, они сразу же отбросили стулья и строевым шагом подошли ко мне. Быстро нарисовали права, и мы убежали.
Все опасные трюки актер делал сам. Например, в погоне на трамвае висел вниз головой, привязанный автомобильными тросами. Также вылезал на капот машины на опасном повороте.
– Когда жена узнала, что все трюки делал я, заявила, что больше не буду сниматься в кино, — добавляет он.
Инна Чурикова долго сомневалась, когда ей предложили сыграть в фарсе с несерьезным названием «Ширли-мырли». Убеждала режиссера, что роль тети близнецов гораздо лучше исполнит Нонна Мордюкова. Даже признавалась, что сначала пожалела о съемках в этой картине. Спустя время все-таки признала работу.
Для съемок сцены в консерватории Меньшов искал танцоров, которые смогли бы исполнить степ. Но ни один не понравился. Тогда дочь Юлия посоветовала папе своих однокурсников — Ирину Апексимову и Валерия Николаева. На тот момент им были нужны деньги. Они воспитывали новорожденную малышку Дарью. К тому же театральной зарплаты едва хватало, чтобы прокормить семью. Поэтому пара с удовольствием согласилась принять участие в картине.
Кстати, зрители приняли фильм «Ширли-мырли» на ура, а критики отнеслись к нему очень холодно.
– Кинематографическое сообщество не признало фильм, — утверждает продюсер. — Трудно сказать почему. Зато зрителю понравилось! По тем временам, когда прокат был развален, мы стали лидерами по всем показателям. У нас снялось около 12 народных артистов. Картина до сих пор живет. Ее показывают два-три раза в год по центральным каналам. А фразы оттуда стали крылатыми. Это главное!
Кстати
Многим зрителям запомнилась бронзовая лошадь с крыльями, которая стояла в квартире дирижера Шниперсона. Прежде чем оказаться в этой картине, фигура участвовала в таких лентах, как «Семнадцать мгновений весны», «Бриллиантовая рука», «Пакет», «Секретная миссия», «Мой ласковый и нежный зверь». Звездным часом статуи стала комедия «Служебный роман», где Новосельцев пытается всеми силами ее удержать. На самом деле это копия работы французского скульптора Эмиля-Луи Пико «Персей и Пегас».
– После «Ширли-мырли» лошадь больше нигде не снималась, — сообщают сотрудники «Мосфильма». — Боялись, что у нее отломаются крылья. Правда, ее еще брали в рекламу Пенсионного фонда. Раньше фигура находилась в Доме костюма и реквизита на «Мосфильме». Сейчас она отдана на реставрацию. Когда вернется обратно, поместим ее в отдельный музейный фонд. Также было принято решение сделать ее копию. Сама она бронзовая, очень тяжелая. Скорее всего, ее дубликат будет меньше весить.
Крылатые фразы
Ой, мама! Капусточка, конечно, дело хорошее, но в доме нужно держать и мясные закуски!
Варя помирает, Иван Израилевич в соседней комнате, роялем придавленный…
Дарлинг, какой ты разный! Непредсказуемый!
Третья мировая? Из-за меня? Уже идет? Ах, идиот!
Думать будем, когда алмаз добудем!
– Это у вас называется «кое-что»??? По-моему, вы слишком много кушать…
Есть крупные бабуси, а есть мелкие бабуси. Бабушка Муся карлик была.
Пара фраз
Ваша любимая цитата из фильма?
Владимир Грамматиков, режиссер:
– «Заключенный! Из трамвая! Я кому сказал: на выход, с вещами!» Сам я частенько ездил зайцем, но никогда не попадался контролерам, так как уже на входе умел быстро отличить их от пассажиров и, если что, ретироваться.
Михаил Кокшенов, сыграл в фильме охранника посла № 2:
– «Ешкин, что делают. Все вывозят: лес, уголь, куриный помет, — теперь за пословицы взялись» в исполнении великого Олега Павловича Табакова (дебошира Суходрищева).
Елена Ландер, телеведущая:
– «Скажи, мама, как русский человек русскому человеку… Фактически я что, Изя Шнипперсон?» А больше всего понравилось, как гениально Инна Чурикова каждый раз «вспоминала» своих многочисленных сыновей, произнося одну и ту же фразу. Для меня сцены с ней — самые смешные моменты в фильме.
Александр Панкратов-Черный, сыграл в фильме охранника посла № 1:
– «Южноафриканские шахтеры поклялись не выходить на поверхность, пока не отыщут более крупный самородок». Сразу вспоминаю, как трудился с шести лет в родной деревне Конево Алтайского края, таская на коне копны сена и соломы.
Рената Пиотровски, актриса:
– «На фига мне эти Канары… Я белье замочила». Однажды отказалась от похода на гламурную премию, приглашение на которую мечтала заполучить много лет, ради того, чтобы полететь в Таллин к папе на день рождения. Семья важнее тусовок!
Виктория Токарева, писательница:
– «Папа у него — голубь!» Вот, к сожалению, только эту цитату с ходу и назову, хотя Владимира Меньшова обожаю. Но, считаю, «Ширли-Мырли» — не самая удачная его работа. То ли дело «Любовь и голуби»! Оттуда помню наизусть десятки фраз, ставших любимыми на годы.