С женской точки зрения одним из главных недостатков советской эпохи был дефицит модных и просто красивых вещей. Советские автомобили, предметы мебели или телевизоры были угловатыми и неуклюжими в сравнении с западными аналогами, одежда порой откровенно нелепой, уродующей самую красивую фигуру, а о многих средствах по уходу за кожей и волосами люди и не подозревали.
Поэтому модницы и были готовы стоять в многочасовых очередях за пусть безнадежно жмущими, но красивыми «импортными» сапогами или отдавать ползарплаты (или всю) с трудом найденному через знакомых фарцовщику за фирменную кофточку. А джинсы один специалист по истории культуры как-то назвал «штанами, погубившими советскую империю».
В то же время, не подозревая об этом, советские граждане задали мировые тренды, которые не сходят с подиумов и витрин магазинов уже много лет. Пора и нам взглянуть на творения советских дизайнеров и просто умельцев по-новому и начать ими гордиться!
Лоскутные одеяла
Холодными зимними вечера деревенские женщины шили из старой одежды ватные одеяла, даря ей вторую жизнь. Эти ручные, сделанные с любовью предметы часто передавались по наследству и хранились в семьях долгие годы.
То, что когда-то было вынужденным шагом из-за бедности и дефицита, теперь во всем мире известно как популярное направление в рукоделии — пэчворк. Такие поделки продаются за большие деньги.
А советские домашние коврики, которые похожим образом делали из старых вещей, вдруг вошли в моду как аксессуар популярнейшего скандинавского стиля (читайте также: Как выглядит изнутри дом, где жили самые богатые люди СССР: фото).
Авоська
Собственно говоря, первые сетчатые сумки придумал не советский гражданин, а чех Ваврижин Крчил, производитель сеточек для волос. Было это в 1920-е годы. Однако у него на родине сумки популярны не стали, зато в СССР оценили их долговечность, вместительность и способность выдержать до 70 кг! Стирать их тоже было очень просто.
Название авоська по одной из версий получила в 1930-е благодаря писателю Владимиру Полякову, писавшему монологи для Аркадия Райкина. Хотя кто-то считает, что слово встречалось и в 1920-е годы. «Авось-ка я что-нибудь в ней да принесу…» — по такому принципу долго жили советские граждане. В эпоху дефицита, когда полиэтиленовые пакеты считались предметом роскоши, такие сумки стали еще более актуальны.
Сейчас такие сумки стали символом эко-френдли образа жизни и модным аксессуаром по всему миру. А в России после их жуткой непопулярности в 90-е и начале 2000-х, когда люди охотнее ходили с теми самыми пластиковыми пакетами, они также возвращаются в моду (читайте также: 7 бытовых привычек из СССР, которые сейчас на пике моды).
Ватники
Телогрейки, или ватники — «куртка в стиле стеганого одеяла», как описывают ее европейцы — зародились в эпоху царской России. Похожую одежду традиционно носили многие народы России.
Но популярным этот предмет одежды стал во время Великой Отечественной войны: ватные куртки оказались более практичными в сравнении с тяжелой суконной одеждой. Изначально предназначенные для солдат, они стали распространяться среди рабочих, колхозников, водителей, студентов и заключенных концлагерей благодаря легкости и дешевизне.
Со временем появились и женские версии с более разнообразным кроем: однобортные и двубортные, с накладными карманами и без. Непременными атрибутами этой одежды были застежка с навесными петлями, манжеты на пуговицах и хлястик на спине.
Вариации на тему классического серого ватника, который также называли фуфайкой или ватником, с успехом использовались даже парижскими дизайнерами. А еще телогрейки стали предками так актуальных сейчас теплых стеганых курток, без которых теперь невозможно представить ни один зимний гардероб.
Сапоги на молнии
Если вы все еще уверены, что все модные новинки приходят к нам из-за рубежа, вспомним еще один интересный пример. Сапоги на молнии, которые многие считают изобретением Запада, на самом деле были созданы советским дизайнером Верой Араловой.
До начала 1960-х выбор теплой обуви у советских женщин был невелик: одинаковые сапоги с верхом из кирзы и низом из юфти, ботильоны чуть выше щиколотки без застежек, которые было очень неудобно надевать. А зимой валенки. Вера Аралова, главный дизайнер Всесоюзного дома моделей, решила изменить ситуацию, создав практичные демисезонные сапоги на молнии с небольшим каблуком, в которых можно пойти «и в пир, и в мир». Отшить их удалось в мастерской Большого театра. А вскоре их высоко оценили на Неделе моды в Париже. Но несмотря на успех за рубежом, в СССР модель не прижилась. Производство началось только спустя 15 лет и то по австрийским лекалам.
Рейтузы со штрипками
Подобные предметы существовали и в Европе: например, в цирках их носили еще в XVIII веке. Но все, рожденные в СССР, знают их как классическое советское «термобелье». В стране они были неотъемлемой частью гардероба и зимой были дополнительным слоем для сохранения тепла благодаря плотному прилеганию к телу. Ранние версии рейтуз напоминали колготки без нижней части и часто задирались, из-за чего вскоре их стали оснащать теми самыми штрипками-держателями. Трикотажные брючины обычно имели только один внутренний шаговый шов, а для большей свободы движений вставлялась ластовица.
Современные модели рейтуз со штрипками выпускаются как отдельные элементы одежды. Они намного более стильные, лучше облегают ноги, но по-прежнему прекрасно согревают. Напротив, благодаря появлению новых тканей и техник пошива, термобелье теперь в штрипках не нуждается.