«Чучело», 1984 год

Ксения Филиппова — Миронова (Железная Кнопка), одноклассница Лены Бессольцевой.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Persona Stars

На момент выхода фильма — 14 лет, сейчас — 49 лет.

«Чучело» — это точка отсчета, все в жизни дальше потекло с оглядкой на фильм, — рассказывает Ксения Филиппова «Антенне». — Хотя образование у меня было экономическое, полученное в МГИМО, но работа складывалась околотворческая: и пиар, и реклама. Последнее место — в маленькой картинной галерее, пока она не прогорела и, к сожалению, не закрылась. Так что пока я не работаю. Не перестаю надеяться, что все образуется с нашей галереей. Мы там жили, устраивали концерты, было прекрасно».

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Persona Stars

«Из моих коллег-актеров по фильму я общаюсь только с Мариной Мартановой, которая сыграла дочку парикмахерши в исполнении Светланы Крючковой. С ней мы дружим очень близко, родные люди. А остальные все разбежались. Кого-то уже и нет. И Быкова, и саму картину, конечно, вспоминаю с теплотой. Это было хорошее время, а на съемки я попала очень неожиданно. Пришел в школу человек и спросил, кто хочет поехать на «Мосфильм» на пробы к Ролану Быкову. Поехали все, а осталась только я.

Потом Быков передавал мне письма от поклонников, и одно из них оказалось от будущего мужа, за которого я вышла в 18 лет, так мы и живем вместе с тех пор. Письмо пришло из Ленинграда, как говорится, на деревню дедушке — на «Мосфильм», Ролану Быкову. Я удивляюсь, что он их читал, — охота ему была этим заниматься! Но вот он выдернул из вороха именно это письмо. Прочитал, проникся и мне передал. Тогда же не было интернета, найти человека было очень сложно. Будущий муж только из титров узнал имя и фамилию. А потом переехал ко мне в Москву, работает в сфере информационных технологий. У нас взрослый сын — 27 лет, часовой мастер, внучке 2,5 года, она чистая радость».

«Приключения Электроника», 1980 год

Оксана Фандера — школьница, называвшая Чижикова Рыжиковым.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
кадр из фильма «Приключения Электроника»

На момент выхода фильма — 12 лет, сейчас — 51 год.

Для Оксаны эта роль стала дебютом в кино. Очевидно, уже тогда режиссер заметил ее женскую притягательность, которая позволит ей вертеть своими поклонниками, несмотря на юный возраст. А тех был легион — недаром Фандера заняла второе место на первом советском конкурсе красоты «Московская красавица».

Артистический талант девочка, скорее всего, унаследовала от отца Олега Фандеры — представителя древнего цыганского рода, народного артиста России. Он привил дочери любовь к драматургии, приводя ее на репетиции и спектакли театра в Одессе, где она родилась и росла.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Persona Stars

После успеха на конкурсе на нее посыпались предложения от известных режиссеров, в результате чего Оксана сыграла свою первую взрослую роль в фильме «Утреннее шоссе». Съемки оказались достаточно трудным делом, и девушка поняла, что расслабляться нельзя, нужно получать образование. Она поступила на курс знаменитого театрального режиссера Анатолия Васильева, а в 1993 году окончила ГИТИС.

Оксана оказалась очень гармоничной и в антрепризных театральных постановках — «О мышах и людях» с Дмитрием Харатьяном, спектакле «Лунный свет, медовый месяц» Татьяны Догилевой — и спектакле «Свадебное путешествие» по пьесе Владимира Сорокина. Лучшие свои роли она потом сыграла в фильмах своего мужа Филиппа Янковского — «В движении», «Статский советник» и «Каменная башка».

У Филиппа и Оксаны двое детей — сын Иван (родился в 1990 году) и дочь Елизавета (в 1994-м), которые тоже строят карьеру в кино и театре, продолжая славные семейные традиции. Оксана продолжает активно сниматься. В 2017 году актриса сыграла главную роль в сериале «Неуловимые» с лихо закрученным сюжетом об ограблении века. В том же году состоялась премьера фильма-катастрофы «Салют-7» об аварии на космической станции и первой стыковке в космосе с неуправляемым объектом. Здесь артистке удалось преодолеть свою фобию — страх высоты, потому что некоторые сцены героям приходилось играть подвешенными на тросах. А свой лирический и комедийный талант Оксана полностью проявила в вышедшей в 2018 году комедии «Вечная жизнь Александра Христофорова». Вот такой разноплановой оказалась артистка, в которую выросла безымянная школьница из «Электроника»! Актриса уверяет, что секрет ее профессионального и личного счастья заключается в любящем и во всем поддерживающем ее муже.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Legion-Media

«Мой любимый рядом уже много-много лет. Женщина не должна говорить своему мужу: ты должен. Попробуйте говорить это всего раз в неделю, а в остальное время получайте удовольствие от жизни, — советует она в интервью телеканалу Sovet.TV. — Тогда и муж будет больше ценить и не говорить: ты должна сварить борщ или помыть посуду. Мой секрет длительных отношений в том, что они построены на игровой основе. Я убеждена, что взрослые — те же дети, которые играют в другие игры, в отношения. Мы с мужем не пользуемся критериями, что кто-то кому-то должен/должна или обещал/обещала. Каждый делает то, что хочет, и если вдруг происходит что-то не так, то вам нужно задуматься над тем, почему ради вас расхотелось что-то делать. И если снова найти нужную тональность, то пара будет счастлива».

«Приключения Буратино», 1976 год

Татьяна Проценко — Мальвина.

На момент выхода фильма — 8 лет, сейчас — 51 год.

«На площадке мы звали Леонида Алексеевича (Нечаева, режиссера. — Прим. «Антенны») папой Леней, — делилась Татьяна Проценко с «Антенной». — Он старался сделать так, чтобы нам было комфортно. Когда по сюжету я должна была хохотать, корчил рожи. А когда нужно было плакать и у меня наконец пошли слезы, сам встал за камеру и подавал реплики Буратино, а после того как сцена была снята, наградил меня за труды конфетами. Еще помню, что, когда я заболела на съемках и сидела на пляже (мы снимали в Ялте), Нечаев подошел ко мне и, чтобы измерить температуру, поцеловал в лоб — было так трогательно. Для меня важно, что Леонид Алексеевич простимулировал мое творчество. Однажды, уже будучи взрослой, я показала ему свои стихи, и он сказал: «Ты должна этим заниматься!»

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Сергей Шахиджанян/"Комсомольская правда»

«В 1977 году я ехала на велосипеде наперегонки с мальчиком, и тут вмешался трагический случай, — вспоминает она в программе „Раскрывая тайны звезд“. — На секунду я отвлеклась на своего преследователя, колесо попало в яму, и меня буквально выбросило из седла. Я разбилась очень сильно, ударилась головой об асфальт и не могла подняться. Меня окровавленную принес на руках маме сосед. У меня был перелом височной кости, сотрясение мозга, разрыв барабанной перепонки и повреждение ключицы. Врачи сумели меня спасти, но в кино я сниматься больше не могла. Кроме того, врачи запретили все эмоциональные и физические нагрузки лет эдак на -дцать. Понятно, почему мой папа резко отказал Нечаеву, когда тот предложил роль Красной Шапочки (эту роль исполнила Яна Поплавская. — Прим. „Антенны“)…»

Личная жизнь Татьяны тоже складывалась непросто. Первый муж Аркадий нередко изменял супруге. Поэтому актриса развелась с ним и одна воспитывала дочку Анну (сейчас ей 19 лет). Во второй раз она вышла замуж за Алексея Войтюка, сыгравшего Ивана-подкидыша в «После дождичка в четверг». Так два сказочных персонажа соединились в реальной жизни. Супруги воспитывают общего сына Владимира (15 лет).

«От кинокарьеры я отказалась, — говорит Татьяна Проценко. — Но стала счастливой, а это дороже всех ролей на свете».

«Розыгрыш», 1977 год

Наталья Вавилова — Тая Петрова, ученица 9-го «Б».

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
кадр из фильма «Розыгрыш»

На момент выхода фильма — 17 лет, сейчас — 60 лет.

Когда Наталье Вавиловой исполнилось всего 14 лет, к ней в магазине возле дома подошел ассистент режиссера Юлии Солнцевой и предложил сниматься. Так она дебютировала в фильме «Такие высокие горы» (1974). А через пару лет ассистент другого режиссера — Владимира Меньшова — разыскал ее в школе на уроке и предложил роль в «Розыгрыше» (1976 год).

Роль досталась сложная. Ее кристально честной героине пришлось пойти наперекор всему классу и навсегда стать для одноклассников «юродивой». Но школьница справилась, удачно применив свое отличное воспитание (она из семьи дипломатов) и врожденную уравновешенность.

После девушке предрекали звездную карьеру все, кроме родителей, которые записали ее на курсы при Министерстве иностранных дел. Наташа посещала уроки в актерской мастерской ВГИКа тайно. И только благодаря Алексею Баталову удалось уговорить родителей отпустить девушку на съемки «Москва слезам не верит». Так Наталье было позволено продолжить актерскую карьеру, что она и сделала. Она окончила ВГИК и снялась во множестве кинокартин.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Legion-Media

А потом случилась беда. Во время съемок в главной роли в фильме «Николай Подвойский» она упала с лошади и провела месяц в больнице. А когда выписалась, узнала, что ее… заменили. Пережить это Вавиловой было непросто. В психологически трудный период жизни ей очень помог муж — режиссер боевиков Самвел Гаспаров, который полностью посвятил себя любимой жене и даже снял ее в своем фильме «Стервятники на дорогах» в главной роли (1990). Однако в широкий прокат лента так и не вышла, после чего Наталья завершила кинокарьеру.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
кадр из фильма «Дело Сухово-Кобылина», 1991 год

Зато она с супругом счастлива в браке и сегодня. Своих детей у Натальи нет, но она прекрасно ладит с дочерью Самвела от первого брака Ниной. Внуки Серго и Кетино обожают бабушку. Она живет за городом, занимается садоводством и разводит цветы. А вот приглашения на любые съемки категорически отвергает.

«Гостья из будущего», 1985 год

Марианна Ионесян (Грей) — Юля Грибкова.

На момент выхода фильма — 12 лет, сейчас — 47 лет.

Этот фильм стал для Марианны единственным. После она участвовала в телевизионной передаче «Что? Где? Когда?» в начале 1988 года, в юношеской команде знатоков. В тот же год после окончания школы поступила на факультет философии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Окончив его в 1993 году, той же осенью эмигрировала вместе с матерью в США. В 1997 году получила диплом магистра по управлению бизнесом Роттердамской школы менеджмента, Erasmus University (Нидерланды), и Техасского университета (г. Остин).

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Facebook (запрещенная в России экстремистская организация)

Сейчас живет на восточном побережье США, в штате Виргиния, занимается бизнес-консалтингом и организацией выступлений российских музыкантов, играющих классику. В свободное время играет в большой теннис и катается на горных лыжах.

«Москва — Кассиопея», 1974 год

Ирина Попова (Савина) — Катя Панферова.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Legion-Media

На момент выхода фильма — 16 лет, сейчас — 61 год.

«Москва — Кассиопея» стал третьим фильмом юной актрисы, так как она начала сниматься, еще учась в школе. На съемках продолжения картины «Отроки во Вселенной» она познакомилась с другим юным актером — Владимиром Савиным. Позже она вышла за него замуж и взяла его фамилию. В 1980 году у них родился сын Дмитрий, но спустя шесть лет брака супруги развелись. Однако менять обратно фамилию Ирина не стала и сегодня как актриса она больше известна под фамилией Савина.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Persona Stars

Играет в спектакле «Крошка Цахес» Театра имени Ермоловой, где служит с 1978 года, и активно снимается в кино и озвучивает его. В конце 1980-х годов вновь вышла замуж — за актера Бориса Быстрова. У супругов родился сын Николай. Вместе с мужем Савина участвовала в русском озвучивании мультсериалов «Симпсоны» и «Футурама». А в этом году озвучила Айви в «Рокетмене».

«Тайна Снежной королевы», 1987 год

Нина Гомиашвили — Герда.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
кадр из фильма «Тайна Снежной королевы»

На момент выхода фильма — 14 лет, сейчас — 46 лет.

Дочь актера Арчила Гомиашвили рано начала сниматься в кино, этот фильм стал уже третьим. После нескольких успешных работ поступила в Школу-студию МХАТ, на четвертом курсе перевелась во ВГИК на курс Алексея Баталова.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
пресс-служба Cara & Co

Затем уехала в Нью-Йорк, где окончила отделение фотографии в Parsons School of Design и стала фотографом-репортером. По возвращении в Москву попробовала себя в качестве галериста. Также иллюстрирует кулинарные путеводители.

«Жила-была девочка», 1944 год

Наталья Защипина — Катя.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Legion-Media

На момент выхода фильма — 5 лет, сейчас — 80 лет.

Сыграла также в фильмах «Слон и веревочка», «Первоклассница». Решила стать профессиональной актрисой и поступила во ВГИК. По его окончании поступила в труппу Московского академического театра сатиры.

Главный режиссер театра Валентин Плучек поставил новенькой условие: сначала она должна проявить себя как хорошая театральная актриса, а до тех пор не разрешал продолжать ей съемки в кино. И Наталья не принимала ни одного предложения сниматься, хотя таких было достаточно. Ее отказы привели к тому, что приглашать перестали, после 1961 года она появлялась на экране только в телеспектаклях Театра сатиры.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
Persona Stars

В конце 2000-х — начале 2010-х снялась еще в нескольких картинах, но успеха они не имели. Зато Наталья подарила свой голос главным героям диснеевских мультсериалов — бурундуку Чипу из мультика «Чип и Дейл спешат на помощь» и миссис Клювдии из «Утиных историй», а также маме Себастьяна в «Русалочке».

«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», 1984 год

Инга Ильм — Маша Старцева.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина»

На момент выхода фильма — 12 лет, сейчас — 47 лет.

«Самые яркие воспоминания о съемках связаны с нашей самой настоящей дружбой, — делилась Инга Ильм с „Антенной“. — Не знаю как мальчишки, но я была счастлива, что они приняли меня в игру. Не всякая девчонка такой чести удостаивается. Мужчины и женщины ведь очень разные, и насколько они разные, становится понятно именно в детстве. Я была ошарашена тем миром, который мне открыли мальчишки. Он был огромный, оттого страшный и прекрасный».

«Меня и сейчас узнают на улице. А когда картина только вышла, меня завалили десятками писем в почтовом ящике каждый день, до сих пор привычка в него заглядывать. Конечно, это ужасно приятно. И внимание со стороны непосредственного окружения очень чувствовалось. Только ведь это и ответственность большая. Так, по крайней мере, я славу ощущала. Хотелось быть той самой, настоящей! И я благодарна фильму именно за то, что он заставлял и до сих пор заставляет брать невероятные высоты. На самом деле я ужасно ленивый человек.

Сегодня я путешествую. Наблюдаю. Размышляю. Пишу (в 2018 году издательство «АСТ» выпустило научно-популярную книгу Инги Ильм «Моя Италия», посвященную трем городам — Флоренции, Риму и Неаполю. Книга была отмечена в Италии международной премией «Бродский на Искье — 2018». — Прим. «Антенны»). В Италию я приехала в поисках источников. Наслаждаюсь тем, что совсем чужая здесь. Не знаю языка. И ведь совсем не хочу знать. Учусь читать знаки. Язык искусства настолько громогласен, что затмевает бытовое. Рим — пуп Земли. Я занимаюсь рецепцией форм. Заимствованиями. Ищу то, что мы взяли отсюда, и то, чем до сих пор живем, откуда черпаем. А самое смешное в том, что все принимают меня за итальянку. На улицах, в домах, куда бы ни отправилась. По всей Европе. Мимикрия, что ли».

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 год

Людмила Смеян — Неля, танцующая чарльстон.

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

На момент выхода фильма — 12 лет, сейчас — 66 лет.

«Я работала с умственно отсталыми детьми, сначала в школе, потом — в доме сирот для дошкольников, — рассказывала Людмила Смеян «Антенне». — Моя дочь Анна стала учителем иностранного языка. Свободное время люблю проводить на природе, занимаюсь йогой и плаванием. После «Добро пожаловать…» я в кино не снималась. Хотя предложения были, но каждый раз оказывалось, что я слишком выросла.

Алексей Баталов приглашал меня на пробы на роль Суок в «Трех толстяках». Но, измерив мой рост, ассистент сказала: «Какая же она кукла, она дылда!» Кстати, в «Добро пожаловать…» меня сначала тоже не взяли. Когда мы приехали на пробы во Дворец пионеров на Ленинских горах, одна бабушка, посмотрев, как я танцую и читаю стихи, сказала: «В самодеятельности участвуешь, поди? Вот она тебя и испортила!» Я расплакалась, но потом забыла про эту неудачу».

Назад в СССР: самые милые девочки нашего кино
Фото
личный архив Людмилы Смеян

«Спустя время мы гуляли на Ленинских горах, попали под дождь и забежали во Дворец пионеров. Смотрю — ко мне идет женщина (как потом выяснилось, это Лариса Шепитько, жена Элема Климова). Спрашивает: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Отвечаю: «Что вы, я не подхожу, меня самодеятельность испортила!» Она рассмеялась, ушла и вернулась с Элемом Германовичем.

Одни из самых ярких воспоминаний со съемок у меня связаны с Алексеем Смирновым, который играл завхоза. Он делал нам, девчонкам, украшения из ракушек, за это мы прозвали его Алексеем Рапановичем. Вылавливал в море ракушки, обтесывал их и вешал на петельку. А еще доставал крабов, выламывал клешни и заливал их сургучом — получались кулоны. Со съемок я вернулась с целым ожерельем из таких кулончиков».

Пара фраз

«А в какую девочку отечественного кино вы были влюблены?»

Николай Бурляев, актер:

В свою партнершу по фильму «Мальчик и девочка» 1966 года Наталию Богунову, мы с ней играли заглавные роли. А заметил ее тремя годами ранее на картине «Вступление», тоже общей, но тогда мы в кадре не пересекались. Жаль, ее нет с нами уже шесть лет.

Павел Деревянко, актер:

В Машу Старцеву в исполнении Инги Ильм в музыкальной комедии «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные». Потому что она классная!

Федор Добронравов, актер:

В близняшек Ольгу и Татьяну Юкиных, сыгравших Олю и ее отражение Яло в «Королевстве кривых зеркал». Какие же они там милые, задорные! Этот фильм можно и нужно показывать детям и сегодня.

Игорь Ясулович, актер:

В Янину Жеймо, воплотившую на советском киноэкране образ легендарной Золушки в экранизации 1947 года. Правда, она к тому времени была уже далеко не девочкой (актрисе исполнилось 38 лет. — Прим. «Антенны»), но, уверяю вас, этого никто из зрителей не заметил, настолько легкой и очаровательной юной прелестницей она предстала перед нами.