«Донская повесть», 1964 год
Роль: Дарья
– Это была моя первая большая роль, и сердце от волнения колотилось бешено, — рассказывает «Антенне» Людмила Чурсина. — Помню, желая произвести впечатление на съемочную группу, прибыла на берег Дона с вечерней прической, в мини-юбке и на шпильках. Да так в песке и увязла, чем всех позабавила. Но относились ко мне, молодой и неопытной, очень хорошо. В перерывах подкармливали местной сметаной — такой густой, что в ней ложка стояла. Заправляли салаты необыкновенно ароматным маслом. Разрезали для меня самые крупные и сладкие дыни да арбузы. Да и жители станицы Раздорская, где мы обосновались, каждый вечер приглашали нас в гости на свои разносолы. Особенно любили потчевать настоявшейся ухой. Я ни от одного угощения не отказывалась: по задумке режиссера должна была существенно поправиться. «Донские казачки тощими, как ты, не бывают», — объяснял Владимир Фетин. Также по его инициативе от меня постоянно пахло потом, а из-под ногтей не вымывался чернозем — все для соответствия образу. Удивительно, но именно такой — не накрашенной, не при полном параде — я ему и приглянулась не только как актриса. В тот же год мы поженились.
«Год как жизнь», 1966 год
Роль: Ильза
– В эту картину Людмилу Алексеевну ввели уже в статусе суперзвезды, а она проявила себя как великолепная партнерша, чуткий и деликатный собеседник, — вспоминает Алла Будницкая, сыгравшая Матильду Гейне. — Она всегда приходила на съемки вовремя и не позволила себе ни одного каприза, хотя к ней тогда относились с огромным пиететом и могли бы простить многое. Но вся энергия актрисы была направлена лишь на сценарий, она хотела создавать образы, отличные от предыдущих, и ей это удавалось. И пусть наши творческие пути в дальнейшем пересекались редко, я горжусь знакомством с ней.
«Два билета на дневной сеанс», 1966 год
Роль: Инка-эстонка
– Изначально режиссер Герберт Раппапорт предложил мне главную женскую роль — журналистки Тони, которую в итоге блестяще исполнила Земфира Цахилова, — делится Людмила Чурсина. — Мне же этот персонаж показался не столь интересным, поскольку совершенно не развивался по сюжету. И на Инке-эстонке настаивала я сама. «Люсенька, что ты, ты же у нас русская березка, — возражал Герберт Морицевич. — Но я все же уговорила его дать мне шанс раскрыться по-новому. Он дал мне на пробы ровно 15 минут. И за это время у меня получилось его убедить.
«Туманность Андромеды», 1967 год
Роль: Лума Ласви, врач звездолета «Тантра»
– Специально для образа Людмиле Алексеевне пошили костюм, который советское кино до того не видывало, — отмечает Геннадий Юхтин, сыгравший члена экипажа звездолета «Тантра» Эона Тала. — Она носила белый шлем и красную тунику, и все это ей очень шло. Чурсина была сама элегантность, грациозность, шарм. После выхода этой фантастической драмы в прокат ей стали раздавать всякие лестные эпитеты и критика, и светская пресса, подчеркивая ее внешние данные и то, как она умело ими пользуется. Моя драгоценная партнерша с честью прошла это испытание медными трубами, показывая, что она еще и скромна.
«Виринея», 1968 год
Роль: Виринея
– После выхода в свет этой драмы моего первого мужа я получала письма от женщин со всей страны, — говорит Людмила Чурсина. — Они шли пачками. Многие узнавали себя или своих знакомых в этом образе, желали обсудить его со мной. Отдельной темой для переписки стало то, что после войны очень остро чувствовалась нехватка мужчин, ведь многие мои собеседницы воспитывали детей и поднимали хозяйство в одиночку. Я старалась по возможности отвечать на эти откровения — сочувствовать, поддерживать словом.
«Угрюм-река», 1968 год
Роль: Анфиса Петровна Козырева
– Образ роковой вдовы у Людмилы Алексеевны в драме Ярополка Лапшина получился поистине на века, — считает Нина Веселовская, сыгравшая баронессу Замойскую. — Поэтому тем ревностнее она отнеслась к новой экранизации романа Вячеслава Шишкова, показанной этой весной. Она призналась, что смотрела ее и особенно внимательно следила за Юлией Пересильд, воплотившую ее Анфису. Меня покорила реакция Чурсиной: о своей юной коллеге, когда ее расспрашивали, она сказала лишь добрые слова. Подчеркнула, что та очень хороша собой и что она добавила роли неожиданных красок. А ведь съемки дались моей партнерше нелегко. Ее тогдашний супруг Владимир Фетин ревновал ее ко всем мужчинам, с кем по сценарию она играла страсть. Это ее нервировало и расстраивало, однако она не позволила себе раскиснуть — напротив, еще больше собралась и выдала свой максимум в любовных сценах, просто огня дала!
«Щит и меч», 1968 год
Роль: фройляйн-ефрейтор
– Для этой роли в сериале Владимира Басова меня снова пришлось откармливать, — комментирует Людмила Чурсина. — Что поделать, в то время привлекательными женщинами считались преимущественно дамы в теле, сказывались послевоенные годы в подобном мировоззрении. Я никогда не перечила — надо наесть бока и щеки, значит надо, лишь бы делу на пользу. Большее значение я придавала другому — тому, что мне посчастливилось сниматься в одной многосерийной картине с великими Станиславом Любшиным, Олегом Янковским, Георгием Мартынюком…
«Схватка», 1972 год
Роль: Ханна Эккерт
– Людмиле Алексеевне нравилось браться за незаурядные судьбы, поэтому она согласилась на эту роль, не раздумывая, — поясняет Константин Желдин, сыгравший майора Крафта. — И в то же время она стремилась сделать каждую героиню не похожей на предыдущую. Ханне Эккерт она придала черты строгости, граничащей с жесткостью. Волосы велела убирать в пучок, которому добавляла оригинальности, несколько раз самостоятельно его перекручивая уже после работы гримеров. И меня поразило то, как она не боялась по сюжету вечно хмурить брови, не задумываясь о морщинах.
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976 год
Роль: императрица Екатерина I
– На мою героиню в своей мелодраме режиссер Александр Митта не пожалел сметы, — рассказывает Людмила Чурсина. — Меня одели в роскошное платье, усыпанное алыми розочками, мне соорудили шикарную прическу. Мне всего-то оставалось, что не подвести и пройтись походкой, достойной императрицы.
«Русь изначальная», 1985 год
Роль: Анея
– Драма Геннадия Васильева снималась в тяжелых условиях, мы ведь находились в длительной и довольно жаркой экспедиции, — говорит Арнис Лицитис, сыгравший Малха. — Людочка показала себя настоящим бойцом, подбадривающим товарищей. Она прекрасная актриса и настоящая женщина. Благодаря ей я вспоминаю те съемки как большой подарок в жизни и передаю ей привет из Латвии.
«Чисто московские убийства», 2017 год
Роль: Екатерина Власова, владелица сети салонов красоты «Екатерина Великая»
– Сначала я отказывалась от этой роли, ведь моя героиня значительно моложе, чем я в жизни, — вспоминает Людмила Чурсина. — Это было первое, что я сказала режиссеру Филиппу Коршунову, ознакомившись со сценарием. Однако, как оказалось, разница в возрасте никого особенно не смущала. Для меня эта работа стала своеобразным преодолением, ведь моя бизнесвумен — резкая, жесткая, на контакт с людьми идет непросто. В жизни я совсем не такая.