В этом году сериалу исполняется 25 лет. Добровольской пришлось побриться наголо после съемок, а друзья Жигунов и Харатьян поссорились.
О ЧЕМ КИНО
Франция. 1572 год. Сестру короля Карла IX Маргариту (Евгения Добровольская) выдают замуж за троюродного брата, одного из лидеров гугенотов Генриха де Бурбона, короля Наваррского (Дмитрий Певцов). Их пышная свадьба заканчивается Варфоломеевской ночью. Тогда же Марго спасает раненого дворянина-протестанта Лерака де Ла Моля (Дмитрий Харатьян) и влюбляется в него.
– Инициатива обратиться ко мне исходила от режиссера Александра Муратова, он прочел в журнале мой сценарий фильма «Принцесса на бобах», еще не поставленный. И когда Сергей Жигунов пришел к нему с «Марго», он, еще не будучи со мной знакомым, сам мне позвонил, — вспоминает сценарист Марина Мареева. — На тот момент уже было понятно, что в сериале будут сниматься сам Жигунов и Харатьян, на остальные роли еще шел кастинг. Муратов показывал мне две фотопробы на роль Марго — Ингеборги Дапкунайте и Иры Метлицкой. Это были кандидатуры Жигунова. Ира прекрасно подходила для этой роли. Молодая, красивая актриса театра «Современник».
В ней были и утонченность, и аристократизм. Но Метлицкая отказалась. Возможно, она тогда уже знала, что смертельно больна, она сгорела за пару лет. Добровольскую предложил Муратов, он обожал ее как актрису и много снимал. Жигунов какое-то время колебался. Женя — не каноническая красавица, но и Марго такой не была. Думаю, большая удача, что Муратов ее привел, Женя украсила сериал, сыграла замечательно.
Около полугода я провела в пансионате «Матвеевское», работая над сценарием, а параллельно подбирался актерский состав. Мне был дан полный карт-бланш, я работала свободно, поэтому многое добавила, чего не было у Дюма. Диалоги, монологи нужно было осовременивать, не у Дюма же их брать. В основном же мои изменения касались перипетий с врачом, алхимиком мэтром Рене. Узнав, что эту роль предложили такому мощному актеру, как Юрский, я, увлекаясь тогда астрологией, решила наградить его героя этим знанием.
Позже мне передали, что ему эта идея понравилась и поэтому он согласился играть. У него положительный персонаж, это Екатерина Медичи использует в своих целях способность Рене разбираться в ядах. Мэтр благодаря способности к предсказаниям по звездам не единожды предупреждает героев об опасностях и кознях против них. Другая моя придумка касалась героя Каранченцова, графа де Муи, я сделала его учеником Рене. Когда мэтр прячет графа от врагов, он тоже овладевает алхимией. Морвелю я многое добавила. У Дюма его герой — заурядный злодей, наемный убийца, который действует по поручению Екатерины Медичи. Я сделала из него мечущегося персонажа, которого жизнь загнала в угол. Придумала ему выражение, которого нет у Дюма, «Еще не все, Морвель».
Спустя годы от сестры Боярского узнала, что Михаил остался очень доволен и играть ему было интересно. Кстати, исполнявшая роль королевы-матери Екатерина Васильева в нашу единственную встречу сказала мне: «Девочка, давайте-ка поговорим отдельно, я вам расскажу, как писать сценарии. Потому что у меня их два». От себя добавлю, что по ним ничего поставлено не было. Помню высокомерный тон Васильевой, сейчас бы я рассмеялась, а тогда была молоденькой, и меня это укололо. Встречаться с ней я не стала. Васильева сыграла прекрасно, хотя роль ей не нравилась, а вот Юрский меня поблагодарил лично, мы с ним виделись позже на вокзальной платформе в Питере.
Жигунов потом пожалел о моих нововведениях, ему казалось, не появись столько линий, тем более негативных, все было бы стройнее. Возможно, он прав, но это один из первых моих сценарных опытов. И редчайший случай, когда по ходу съемок ничего в сценарии не корректировалось. Слово в слово. Позже, когда смотрела сама, понимала, что многое бы изменила и в тексте, и в сюжете. Но все сделано как сделано.
Это и один из немногочисленных позитивных опытов в моей жизни, когда я имела возможность присутствовать на съемочной площадке. Потом все изменилось, и о выходе картин я, как правило, узнавала из прессы. Тогда еще были старые времена, сценаристов уважали, приглашали на съемки, с ними советовались. С «Марго» я много видела, могла даже в Чехию на съемки поехать, но не успела оформить паспорт, о чем жалею до сих пор. Снимали они и в павильонах «Мосфильма», в красивых местах и развалинах Подмосковья.
У меня остались очень приятные воспоминания о Муратове. Корректный, выдержанный, доброжелательный. Да и о Жигунове тоже. Он успевал не только как актер работать на площадке, но и организовывать весь процесс. Это были не сытые годы, крутились как могли, декорации, костюмы с бору по сосенке, с миру по нитке, никто не шиковал, но в кадре все выглядит достойно.
– Это была прекрасная костюмная история. Отличный сценарий Марины Мареевой, прекрасный режиссер Александр Муратов, с которым я работала до этого в нескольких картинах. Меня позвал в проект сам Муратов, но предварительно я прошла фото- и кинопробы, — рассказала «Антенне» Евгения Добровольская. — Жаль, что сейчас «Королеву Марго» редко показывают по телевидению, непонятно почему, ее можно смотреть и смотреть. Это же история в первую очередь про человеческие отношения. Снимали в Москве, в Подмосковье и в Чехии.
Помню огромный хоздвор на съемочной площадке в Праге, где постоянно перебегали дорогу кролики. Во время съемок на мне испробовали все исторические прически того времени, потому что других артисток укладывали так, как им шло, а я была обязана была выглядеть как положено. Мне постоянно красили голову, так что после окончания работы над проектом я осталась практически без волос, пришлось стричься наголо, чтобы отрастали нормальные.
Съемкам в других фильмах мне это никак не помешало. К этому времени волосы уже чуть отросли и моя внешность как нельзя лучше легла в те образы. Стричься «под ноль» мне не было страшно, я люблю эксперименты, и мне очень жаль актрис, которые себе этого никогда не позволяют.
Как отреагировали друзья, коллеги? Сказали, что кому-то, может, и не пошло бы, а тебе отлично. Хорошее было время, прекрасные партнеры: Боря Клюев, Николай Караченцов, Борис Щербаков, Екатерина Сергеевна Васильевна во главе всего. Мы были молодые, веселые, счастливые и беззаботные. По сюжету мы часто пересекались в кадре с Мишей Ефремовым, тогда моим мужем, нам это делать было не впервой, мы и познакомились во время работы, на театральной сцене. С профессионалом взаимодействовать в кадре всегда легко.
– Кастинг-директор Белла Дунаева, пользовавшаяся тогда большим авторитетом на «Мосфильме», пригласила меня сразу на роль Клодетт, служанки герцогини Неварской, — вспоминает актриса Татьяна Аугшкап. — Но мы и с Сережей Жигуновым были знакомы, на тот момент он, снявшись в «Гардемаринах» и будучи уже популярным, занялся продюсированием. Кто из них сделал выбор, не знаю. Я тогда уже служила в Театре Маяковского, в кино это была одна из первых моих ролей. Съемки оказались очень щедрые. Нам шили очень дорогие, красивые костюмы, все было индивидуально, по меркам под каждого артиста, независимо от того, большая роль или маленькая. Ты чувствовал, что нужен этому фильму, не взаимозаменяем.
Было понятно, что проект дорогостоящий, мы снимали в роскошном замке в Барвихе, где нас кормили бутербродами с красной икрой, подавали кока- колу, которая тогда только появилась. Помню, как рассказывала об этом в театре. Щедрый был проект, красивый, я получила большое удовольствие, еще и гонорары актерские были хорошие, нам очень прилично платили. Снимался проект технично, не было периодов застоя, переноса съемочных дней. У Жигунова вообще все отлаженно, он был серьезен на площадке, байки не травил, работал и от всех просил четкости.
Сейчас сериалы зачастую выпускают как горячие пирожки, а этот был выношен: продюсером, режиссером, всей командой. Не было такого: нет этого артиста — возьмем другого. Актера ждали, под него подстраивали график. И получилось совсем иное качество.
Не обошлось и без скандалов. Ближе к финалу Жигунов решил переозвучить сразу нескольких персонажей. Так ему показалось, что у главной героини королевы Марго должен быть высокий голос, в результате за Евгению Добровольскую говорит Наталья Казначеева. Вторым заменили Харатьяна (что надолго рассорило его с Жигуновым), за интонации Де Моля отвечает бард Алексей Иващенко. С озвучивания сняли Веру Сотникову, Михаила Ефремова и Виктора Бакина (за их героев говорят актеры Анна Каменкова, Евгений Еремин и Евгений Дворжецкий). А за персонажа самого Дворжецкого (Генрих Анжуйский) — Владимир Вихров.
Кстати, после выхода проекта состоялась первая в музейной практике выставка, посвященная работам художников этого сериала. Были представлены как костюмы (а их изготовили около 300 — наряды королей, знати, дворян, военных, простолюдинов), так и реквизит, специально выполненный для проекта. Посуда по образцам французских мастеров XVI века, мебель, куклы Марго, гобелены, кожаная утварь, королевские символы власти — короны, жезлы, даже пыточное кресло Бастилии и «испанские сапоги», еще одно изобретение инквизиторов. Главными героями выставки стали главный художник-постановщик картины Виктор Юшин и Наталья Полях, художник по костюмам. В наше время некоторые из этих костюмов можно увидеть в московском Музее кино.