12 ноября Людмиле Гурченко исполнилось бы 85 лет. В честь этой даты мы вспомнили самые яркие роли актрисы и попросили ее коллег по площадке поделиться впечатлениями о совместных съемках. Они рассказала много интересного о том, что происходило в кадре и за его пределами, а еще вспомнили то, какой «Люся» была в обычной жизни.
«Карнавальная ночь» — Леночка Крылова, 1956 год
Картина начинающего режиссера Эльдара Рязанова принесла актрисе небывалую популярность. А песенку про пять минут наизусть до сих пор знает каждый! 20-летняя Людмила сумела создать привлекательный и трогательный образ современной девушки.
Актриса, в отличие от других претенденток, пела вживую. Мало кто знает, что первые пробы Гурченко оказались неудачными. Оператор поторопился и наспех снял молодую артистку. После чего худсовет больше не рассматривал ее кандидатуру.
Волею судьбы девушка столкнулась в коридоре «Мосфильма» с Иваном Пырьевым. Режиссер сразу же заметил улыбчивую барышню и вспомнил, что где-то уже ее видел. Людмила призналась, что не прошла пробы у Рязанова. Тогда Пырьев отвел ее к другому оператору и попросил снять ее портрет. После чего актрису сразу же утвердили.
Гурченко стала эталоном советской девушки. Каждая мечтала о 48-сантиметровой талии, кудрях и меховой муфте. Позже Эльдар Александрович говорил, что такие артистки рождаются раз в сто лет.
«Роман и Франческа» — Франческа Карродини, 1960 год
История певицы Франчески никого не смогла оставить равнодушным. С возлюбленным моряком Романом их разлучила война. Но они верили, что судьба их вскоре сведет. Мало кто знает, что накануне съемок актриса сама пережила любовную драму.
– Я поддерживала Люсю в самый тяжелый период ее жизни, — делится актриса Татьяна Бестаева, сыгравшая Лючину. — Тогда она развелась со своим супругом, сценаристом Борисом Андроникашвили. Известие об измене стало для нее настоящим ударом. Ведь она была очень наивной, верила в любовь на всю жизнь. Ей пришлось одной растить дочь Машу.
Гурченко еле-еле сводила концы с концами. Переезжала с одной квартиры в другую. Давала левые концерты, которые были на тот момент ее единственным доходом (актриса практически не снималась почти десять лет из-за отказа сотрудничать с КГБ). Работа над фильмом стала для нее настоящей отдушиной. Помню, съемки проходили на Кавказе. Мы были молодые, красивые. За нами ходили толпы местных мужчин. Конечно, нам очень нравилось такое внимание.
А еще Люся была невероятной рукодельницей! Она меня научила шить. Например, мы могли за полтора часа сделать юбку-карандаш. Однажды она купила каракулевую шубу немодного фасона. Принесла домой, раскинула на постели и стала распарывать. В результате получилась шикарная шуба с запахом.
Конечно, нас радовала ее очаровательная Машенька. Она была невероятно трогательной и смешной девочкой. Правда, Люсю раздражало, что никак не могла отыскать в ней хоть какие-то таланты.
В одной из программ в память об известной маме присутствовала Маша. Когда в финале передачи дали кадры с душещипательной песней Гурченко «Мой сынок», у нее на глазах выступили слезы. После чего Маша тихо сказала: «Мама, пришли мне какую-то весточку… оттуда». Через несколько дней ее не стало.
«Мама» — мама козлят, тетя Маша, 1976 год
Людмила Гурченко с удовольствием согласилась сыграть главную роль в детской музыкальной сказке румынского режиссера Элизабеты Бостан. Для нее было настоящим творческим счастьем проявить себя в новом необычном амплуа. Она неимоверно радовалась своему парику, милым рожкам и большим ушам. Ведь где, как не в сказке, можно так перевоплотиться! Однако во время съемок на катке звезда получила серьезную травму.
– Ни Люся, ни ее партнер, клоун Олег Попов (Медведь) не умели кататься на коньках, — делится автор сценария и поэт Юрий Энтин. — Артист иногда любил подшутить. В этот раз решил взять актрису на руки и покружить. Так получилось, что он не смог ее удержать, качнулся и упал. Гурченко проснулась в больнице со сложнейшим переломом ноги.
Ей пришлось делать три операции и буквально по частицам собирать кость. Артистка пережила настоящий ужас. Врач говорил, что она сможет ходить, только прихрамывая. А это для снимающейся звезды невероятный удар! Конечно, съемки пришлось остановить. Мы думали, что придется ждать год-два, пока Люся не вернется. Но она превзошла саму себя. Через месяц вернулась в Румынию.
– Лежа в гостинице в истерическом состоянии, Люся говорила, что больше так не может, — говорит пятый муж актрисы Константин Купервейс. — Буквально требовала, чтобы я снял с нее гипс. Принялся делать это пилкой для ногтей. С ней бесполезно было спорить. Она была готова сама его снять любыми подручными средствами, чтобы приступить к работе. Гурченко героически доработала на обезболивающих!
Надо сказать, что реабилитация после травмы заняла больше года. Актриса так и не смогла до конца восстановиться. Боли в ногах давали знать о себе до последнего дня.
«Небесные ласточки» — Корина, прима театра, 1976 год
В основе музыкальной комедии Леонида Квинихидзе — оперетта французского композитора Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш». Главную роль исполнила 15-летняя грузинская актриса Ия Нинидзе. Хотя изначально на нее претендовала Людмила Гурченко. Она делала все, чтобы сыграть юную Денизу.
– Люся месяц сидела на диете перед пробами, — рассказывает композитор Виктор Лебедев. — Она была уверена, что будет утверждена. Гурченко выглядела замечательно, но не на 16 лет (на тот момент ей было 40). Квинихидзе втайне от нее пробовал на роль Денизы многих балерин и танцовщиц. Потом вспомнил фильм «Мелодии Верийского квартала», где и увидел Ию.
Режиссер боялся, что Гурченко, которая грезила сыграть девочку, обидится и уйдет из картины. Он мечтал снять Люсю именно в роли Корины. Она приняла предложение и решила затмить собой весь фильм. Я специально для нее дорабатывал партии. Хореограф ставил танцы. Помощники бегали в поисках лучших нарядов. Люся тщательно подбирала костюмы, прекрасно разбиралась в них и знала, чего хочет.
– Людмила Марковна любила удивлять, — говорит режиссер Андрей Житинкин. — Чтобы образ Корины заиграл особенными красками, она оголила ноги. Тогда в СССР это было буквально на грани допустимого. Для нее же это не было табу. У нее все было ради профессии. По своей натуре актриса была хулиганкой, поэтому могла себе позволить многое.
Квинихидзе старался не назначать съемки Гурченко и Нинидзе в один день. Встреча артисток могла закончиться весьма непредсказуемо, так как у обоих были взрывные характеры. Людмила Марковна не жалела о несыгранных ролях, восполняя их в театре. Она была мудрым человеком и с благодарностью принимала любой поворот судьбы.
«Идеальный муж» — миссис Лора Чивли, 1980 год
Людмила Марковна блестяще справилась с ролью беспринципной интриганки, которая шантажирует благородного джентльмена Роберта Чилтерна (Юрий Яковлев). Костюмы были сшиты по эскизам Гурченко и были под стать характеру героини.
Настоящим шедевром оказалось персиковое платье с палантином из перьев и тюрбаном, расшитым золотом. Под каждый наряд артистка надевала узкий корсет, чтобы как можно лучше чувствовать характер платья и ощущать свою осанку.
«Рецепт ее молодости» — Эмилия Марти, 1983 год
– В начале 80-х в Малом театре с аншлагами шел спектакль «Средство Макропулоса» по пьесе чешского писателя Карела Чапека, — делится директор картины Борис Криштул. — Драматург затронул необычные философские вопросы о долголетии: что человек при этом приобретает, а что теряет. После увиденного Людмиле Марковне очень захотелось сыграть роль нестареющей Эмилии Марти.
С этой идеей она сначала позвонила другу Никите Михалкову. Но он был занят картиной «Родня». Стоит отметить, что половина режиссеров не хотели работать с Гурченко. Думали, что если она автор идеи, то будет лезть в режиссуру. Другая половина не умела делать музыкальные фильмы и считала их несерьезными. В общем, Людмила Марковна уговорила Евгения Гинзбурга снять эту картину.
Александр Адабашьян за два месяца написал сценарий. Всех актеров режиссер утверждал через Гурченко. Помню, она очень хотела сыграть с Сергеем Шакуровым. Специально для этого был придуман персонаж Бомбито, которого не было в оригинальной версии пьесы. Но его кандидатуру не одобрили на «Мосфильме». Ведь в списке его ролей были серьезные герои, например секретарь обкома КПСС. А здесь он должен играть бродягу!
Также она пригласила оператора Генри Абрамяна, чтобы красиво ее снял. На роль Кристины (Елена Степанова) искали актрису, которая бы не смогла затмить Гурченко. Из-за того что урезали смету фильма, артистка половину съемочного гардероба пошила за свой счет.
Людмила Марковна всегда берегла себя для съемок, чтобы хорошо выглядеть в кадре. Например, чтобы на следующий день не было отеков, практически ничего не пила. Носила корсет для поддержания идеальной осанки и прекрасного самочувствия.
Все бы ничего, но давление актрисы на Гинзбурга не уменьшалось. Гурченко активно участвовала в создании картины. Уже на стадии монтажа у нее возникли разногласия с режиссером. После чего артистка даже не пришла на премьеру в Дом кино. Но кто-то говорил, что она все-таки в тот день присутствовала в зале в гриме, чтобы ее не узнали.
«Любовь и голуби» — Раиса Захаровна, 1984 год
– В картину пробовалась и Наталья Кустинская, и Татьяна Доронина, — вспоминает директор фильма Александр Литвинов. — Долго не могли найти подходящую героиню. В итоге решили, что Людмила Гурченко сможет воплотить эту трагикомическую роль. Надо сказать, что новость о ее утверждении съемочная группа восприняла весьма настороженно. Ведь тогда ходило много противоречивых слухов о сложном характере актрисы.
Несмотря на домыслы, Гурченко полностью доверилась Владимиру Меньшову. Она чувствовала, что получится хорошее кино, и работала в полную силу. Накануне съемок в грузинском курортном городке Кобулети все переживали за Людмилу Марковну. Никто не знал, согласится ли она плавать в море при +14 градусах в конце октября. Отказаться от этой сцены было невозможно. Тогда актриса собралась с силами и забежала в холодную воду.
– Людмила приходила на площадку рано, — говорит оператор-постановщик Юрий Невский. — Всегда выглядела подтянутой и была готова к работе. Никогда не показывала свою усталость. Были случаи, когда Владимир Меньшов сетовал на то, что я долго переставлял свет. Тогда я попросил, чтобы вместо актрисы в эти моменты присутствовал дублер. Но Гурченко было важно выглядеть в кадре безупречно, поэтому отказывалась от статиста.
«Гардемарины-3» — Иоганна, мать принцессы Фике, 1992 год
– В Люсе изначально жило царское начало, — утверждает режиссер Светлана Дружинина. — Она не была простушкой, только играла таких героинь. В ней невероятная порода, которая потом и проявилась в кадре.
Мы снимали вдали от Дрездена в замке XVI–XVII веков. В начале декабря там было безумно холодно. Гурченко отказалась от шикарного номера в гостинице и жила со всеми в брошенной военной казарме. В замке вся съемочная группа ходила в валенках, варежках и шубах. А Люсе нужно было входить в кадр в роскошном наряде и чувствовать себя соответственно!
Вдруг ко мне подошла гример и сказала, что Гурченко не хочет гримироваться. Я вошла к Люсе в комнатку, она буквально рыдала, смотря на себя в зеркало. Она тряслась от холода. Чтобы ее приободрить и согреть, прижала ее к плечу. После этого она как ни в чем не бывало появилась на площадке, как настоящая герцогиня.
Люся работала так, как будто находилась в Италии. Правда, под подолом у нее были валенки, а между ногами стояли тазы с горячей водой.
«Осторожно, Задов!» — Антонина Максимовна, соседка Задова, 2004 год
За пять лет до ухода из жизни актриса снялась в одном из самых неожиданных проектов — «Осторожно, Задов! или Похождения прапорщика».
– Встречал немного артистов, которые звонят режиссеру заранее, — говорит режиссер, сценарист и продюсер Андрей Балашов. — Ведь зачастую на площадке не бывает времени на какие-либо обсуждения. Гурченко всегда интересовалась характером своей героини и другими нюансами. Это было удивительно, так как у нее все-таки была небольшая роль.
Помню, в первый съемочный день испытал настоящий стыд. Я опоздал на площадку на десять минут. Людмила Марковна же давно была на месте.
Есть такая актерская присказка, что не бывает маленьких ролей. На самом деле артисты понимают, что это не так. Надо сказать, что их действительно не существовало для Гурченко. Она привезла в Петербург из Москвы несколько чемоданов с одеждой. Не знаю, как она сама их дотащила! Вероятно, она понимала, что возможности нашего костюмерного цеха ограничены и что-то может не подойти.
Первым делом актриса посмотрела, что предложили наши художники по костюмам. Потом начала показывать свои вещи. Она заблаговременно продумала каждую деталь своего наряда. То же самое было и в отношении реквизита.
По сценарию Антонина Максимовна была небедной особой, поэтому прапорщик Задов подбивал к ней клинья. Мы понимали, что нужна подборка бижутерии с большими фальшивыми камнями. У Людмилы Марковны оказалась с собой целая коробка настоящих драгоценностей. Я аж обомлел! Представляете, она даже не побоялась провезти их в поезде! Прекрасно знала незатейливый текст и импровизировала, предлагая свое видение. Такой подход к работе можно назвать мечтой режиссера.
С ней работалось невероятно легко. Дело в том, что на съемках кормили не очень. Зачастую артисты начинали кривиться и пытались заказать себе что-то другое. Гурченко, наоборот, восхищалась этими обедами. Ела то, что ели все.
У нас не было павильонов, поэтому снимали в квартирах. Но актриса была непривередливой и все воспринимала с юмором. Помню, нужно было снять какую-то сцену на природе. Была жара далеко за 30 градусов. Из-за высокой влажности в Петербурге она тяжело переносится. Когда артистка дошла до перелеска, ей стало плохо. Все сразу засуетились. На что Людмила Марковна сказала: «Принесите мне только водички. Занимайтесь своим делом! Нам же надо снимать!». Она отсиделась в тенечке и мужественно отыграла все положенные сцены. Сидя на кухне, созналась мне, что чуть не упала в обморок во время дублей.
Когда отсняли первую серию, она подошла ко мне: «Андрюшенька, мне так понравилось! У вас все так по-живому, с колес. Может, мой персонаж продолжит жить в нашем сериале?» Понятно, что с ее стороны ни о каком заработке речи ни шло. Она вообще снималась бесплатно. Наш бюджет позволял платить только копейки, поэтому сама отказалась от гонорара. Мы только оплатили ей дорогу.
Людмиле Марковне, как большому артисту, было интересно попробовать себя в жанре правдивого фарса без наигрыша. Гурченко хотелось примерить комедийную маску, проверить силы и просто подурачиться. Ведь немногим артистам удавалось быть органичными. Здесь можно легко скатиться в клоунаду или в перебор.
«Пестрые сумерки» — Анна Дмитриевна Семенова, 2009 год
В 2009 году Людмила Гурченко совместно с Дмитрием Коробкиным сняла фильм «Пестрые сумерки», где выступила как режиссер, сценарист и композитор.
История про немолодую актрису и юного слепого музыканта была основа на реальных событиях. По сюжету мальчика замечает заезжая звезда кино и приглашает в столицу. Спустя годы он приезжает к ней. Одинокая артистка проявляет о нем настоящую материнскую заботу.
Надо сказать, что Гурченко действительно долгое время помогала талантливому Олегу Аккуратову из Армавира. С одаренным учеником Людмилу Марковну познакомил друг, джазовый пианист Михаил Окунь. Он показал ей видеозаписи, на которых 4-летний мальчик играет на рояле сложные произведения. Потом она увидела, как 17-летний мальчишка выступает в консерватории с симфоническим оркестром.
Актриса была поражена тем, что он знал весь ее репертуар! Если они договаривались о каких-то темпах или паузах, то через месяц она забывала. Олег же помнил все и каждый день доводил до совершенства. Гурченко хотела, чтобы о таком феномене знали люди (читайте также: От Гурченко до Бузовой: российские звезды с дворянскими корнями).
«Легенда. Людмила Гурченко» — сыграла саму себя, 2011 год
Эта картина стала последней работой актрисы в кино. Рассказы о молодости, творческом пути и коллегах перемешивались с яркими номерами. Для съемок 75-летней Людмиле Марковне пришлось петь и танцевать несколько часов подряд.
Актриса ни разу не пожаловалась на напряженный график. Гурченко объясняла работоспособность тем, что никогда не тратила свои силы попусту. Сердце звезды остановилось во время просмотра получившегося фильма (читайте также: Кому досталось наследство Гурченко, Зыкиной и Абдулова — а вы знали?).