Коллеги и друзья вспоминают: это была необыкновенная пара, в которой она была необыкновенной женщиной.
– Я дружил с семьей Бондарчуков с давних времен, — говорит «Антенне» актер Виталий Максимов. — И служил вместе с их дочкой Аленой в Театре имени Мейерхольда. Ирина Константиновна неоднократно приходила на премьеры спектаклей, в которых она принимала участие. Это женщина невероятной красоты, невероятной актерской индивидуальности, которая была признана и на международном уровне и которой слали приглашения в европейское кино.
Как-то я гостил у них дома буквально за три месяца до ухода Сергея Федоровича, принес профессиональную аппаратуру и стал снимать его. А Ирина Константиновна несколько раз подглядывала за нами в щелку, чтобы понять, не слишком ли навязчив режиссер. Потом отозвала меня в сторонку, чтобы расспросить об Алене.
Сергей Федорович ушел рано. И Алена ушла безвременно. Ирина Константиновна многие годы о дочери вовсе не могла разговаривать, говорила не больше трех предложений. Для нее это была страшная трагедия, но как-то она мне буквально выкрикнула фразу: «Но еще Федя есть!» Она перенесла все это с огромным трудом, опираясь на то, что сохранилось от ее семьи. После ухода дочери она практически похоронила свою актерскую деятельность, хотя все равно много успела сделать. Она осколок той эпохи, которая уходит навсегда и составляет историю нашего отечественного кинематографа. Ее красота была редкой, киногеничной. Она не знала никаких дефектов, ее можно было снимать с любого ракурса.
Однажды я пригласил ее на вечер памяти моего учителя Андрея Алексеевича Попова, с которым она дебютировала в кино в трагедии «Отелло» (он играл Яго, она — Дездемону), на этой же картине зародился ее роман с Сергеем Бондарчуком, исполнявшим роль заглавного героя. Ирина Константиновна откликнулась, несмотря на занятость, и там встретилась с Людмилой Касаткиной. Они расцеловались, я это запечатлел, и она назвала меня хроникером их семьи. Я на всю жизнь запомнил ее благодарность, которая проявилась в такой мелочи.
– Это был спокойный, достойный и мудрый человек, — перечисляет актер и режиссер Виктор Мережко. — Среди нынешних звезд это была настоящая звезда — размеренная, уверенная в себе. Ирина Константиновна была немногословна. Но, когда некоторые персонажи поступали бесчестно, она могла очень резко их поставить на место. Она славилась очень жестким характером, когда речь шла о несправедливости и лжи. Здесь она полностью соответствовала Бондарчуку, и они, видимо, этим дополняли друг друга.
Они слыли людьми очень скромными. Временами они жили на небольшой подмосковной даче. Я как-то приехал к ним побеседовать. Захожу — а они вдвоем сажают редиску на участке. Это было очень трогательно. Ирина Константиновна знала себе цену и понимала цену своего талантливейшего мужа. Между ними не могло быть никакого соперничества и ревности к успехам друг друга по определению.
– Она звезда удивительная и неповторимая, а женщина поразительная и вместе с Бондарчуком служила примером внимания, заботы, взаимопонимания, любви, в которой они жили, — рассказывает актер Евгений Герасимов. — Она внесла огромный вклад в советское и российское кино, преподавала во ВГИКе. У нее много студентов и учеников, которые ее любили, любят и будут продолжать ее любить. Она прожила красивую и счастливую жизнь как актриса. Конечно, ей было тяжело без Бондарчука, но это, к сожалению, подтверждает то, что уходят корифеи один за другим. Последние годы ей особенно сложно жилось, потому что умерла дочка. Но, будучи умницей, она справлялась, появлялась на фестивалях, других мероприятиях.
Мы общались, я бывал и дома у нее, у нас сложились теплые отношения. Она была очень заботливой и стремилась окружить своим теплом всех, кто был рядом. Ирина Константиновна была неповторима прежде всего своей уникальной красотой и внутренним женским шармом и тактом. Ее аристократизм подтягивал мужчин, а женщины равнялись на ее стиль, культуру и становились лучше. Рядом с ней мужчины становились мужчинами, а студентки перенимали ее манеры и подражали ей во всем.
– Очень мягкая, интеллигентная, мудрая женщина, которая по-матерински относилась к нам, своим вгиковским студентам, — делится актриса Ольга Кабо. — Если Сергей Федорович был грозой курса, то она сглаживала острые углы и старалась, чтобы царили гармония и хорошее настроение. Мы поступили в 1985 году и окончили в 1989-м. Это был завершающий курс Бондарчуков, после нас студентов они не набирали.
Именно Ирина Константиновна придумала традицию приносить цветы и ставить их в уголочке за кулисами, когда у нас проходили прокаты, чтобы мы знали, что любой выход на сцену — это праздник. Она учила нас и манерам, и силе духа. Ирина Константиновна была очаровательна во всех своих проявлениях.
Раньше мы часто созванивались, но в последнее время она плохо себя чувствовала и на звонки не отвечала. Я пыталась дозвониться до нее 25 сентября — в день столетия Сергея Федоровича, но она уже не подходила. Виделись мы очень давно. Все хотели приехать к ней всем курсом, но то она недомогала, то у нас не получалось…
Навсегда запомню, как Ирина Константиновна научила меня, например, тому, как присесть в платье с кринолином, как нести себя, если у тебя декольте или высокая прическа. Мужчин она учила, как присесть, если у тебя высокий цилиндр, как откинуть фалды фрака, как подать руку женщине. Все, что касалось исторического материала, она прорабатывала очень тонко и с большим вниманием, потому что это часть нашей работы — в любом времени быть во времени. У нее была природная красота, она не экспериментировала со своей внешностью и до конца жизни сохранила эту естественную недосягаемость.
— Я очень люблю Ирину Константиновну, которую впервые увидела, будучи маленькой девочкой, такой красавицей в «Войне и мире», — вспоминает актриса Нина Маслова. — Внешне она мне очень напоминает мою маму, которая была такого же возраста и ушла на несколько лет раньше. С Ириной Константиновной я снималась в конце 70-х годов в драме «Молодость с нами». Фильмом занимался сначала один режиссер в объединении Бондарчука, который посмотрел готовый материал, — и он ему очень не понравился. Так что он сам доделывал этот фильм, и мне посчастливилось общаться с ними обоими — великим Бондарчуком и великолепной Скобцевой.
В начале 2000-х я с ней встречалась на разных общественных мероприятиях, и меня всегда потрясало то, как хорошо она выглядит. Ирине Константиновне на эти выходы требовалось неимоверное количество усилий, и она держалась на них очень стойко, ведь она потеряла не только мужа, но и дочь. Она все это выдержала и на протяжении последующих лет оставалась стильной, открытой, чарующей. Это такой пример для меня. Мне очень жаль, что она ушла. Я приношу свои глубокие соболезнования Федору Бондарчуку, который остался сиротой. Но я думаю, что Ирине Константиновне в той жизни будет хорошо, потому что она встретится с любимым мужем и любимой дочерью.
Досье
Родилась: 22 августа 1917 года в Туле.
Образование: Школа-студия МХАТ.
Карьера: с 1956 года служила в Театре-студии киноактера. Снялась более чем в 70 фильмах, среди них «Сережа», «Война и мир», «Зигзаг удачи», «Они сражались за Родину», «Овод», «Тихий Дон», «Жара». Народная артистка РСФСР.
Семейное положение: была дважды замужем. Первый супруг — журналист Алексей Аджубей. Второй муж (с 1959 года до его смерти в 1994 году) — режиссер Сергей Бондарчук. Дочь — актриса Алена Бондарчук (1962—2009), сын — актер и режиссер Федор Бондарчук (53 года). Внуки: актер Константин Крюков (35 лет), актер Сергей Бондарчук (29 лет), Варвара Бондарчук (21 год). Правнуки: Юлия (13 лет), Маргарита (8 лет), Вера (6 лет).
Умерла: 20 октября 2020 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Сергея Бондарчука.