Ксения Хаирова
В сериале: Лидия Ивановна Соколова, директор института.
– Когда меня пригласили на кастинг и выбирали между мной и Наташей Унгард, главный сценарист Юрий Беленький, увидев меня, сказал: «Какое необычное решение образа». Предложили мизерный гонорар, но я согласилась, и меня утвердили. Этот супермарафон растянулся на два года — 250 серий в первом сезоне и столько же во втором! Моя героиня была прописана чрезмерно отрицательной, а я, играя ее, старалась оправдать Лидию. Руководствуясь тем, что она вынуждена совершать плохие поступки, потому что любит сына. И в сцене с сыном она хорошая мать. Продюсеры увидели во мне задатки трагической актрисы и начали писать специально для меня эмоционально сложные сцены, в которых приходилось рыдать. Это был ужас. Говорила авторам: «Что же мне одной такое все достается!» «Почему вы на мою героиню пишете весь негатив, никому другому?!» — спрашивала я. А мне: «Ксения, вы так красиво плачете в кадре».
Выработка на съемочной площадке каждый день была большая. Не было времени учить текст, рассчитывала только на свою память, запоминаю быстро, но после съемки мгновенно все забывала. К примеру, у меня был день, когда надо было сыграть 17 покаятельных сцен — рыдать перед всеми и просить прощения. И, соответственно, одна репетиция и по два дубля на каждую. Получается 51 сцена! А к концу дня я не понимала, кто я и где я. Я, честно, была в таком изможденном состоянии, что пора было класть в неврологический диспансер. Все же я пропускала через себя, без глицериновых слез.
Конечно, с этим проектом пришла популярность. Помню, поехала в Черногорию отдохнуть. Была сильная жара. Пошла на пляж, разделась, вошла в море, нырнула — вижу женщину, которая как завопит: «Мадам Соколова!» Интересно, что, когда я выходила в магазин ненакрашенная, в кроссовках, джинсиках, с хвостиками на голове, меня всегда узнавали. Особенно любят меня бабушки. Вот к маме (актриса Валентина Талызина. — Прим. «Антенны») приходила женщина, увидела меня и сказала: «Валентина Илларионовна, вы мне, конечно, нравитесь, но я поклонница вашей дочери. Я наизусть знаю «Институт благородных девиц». Со многими коллегами по этому сериалу продолжаю общаться. Отдыхаю с Полиной Нечитайло, Сашей Арсентьевым переписываемся, Дашей Сивовой, Ваней Колесниковым встречаемся, живем поблизости, с Ирой Цывиной дружили, пока ее не стало… Мы за время съемок семьей себя чувствуем.
Алиса Сапегина
В сериале: главная героиня Софья Горчакова, воспитанница института, позже его начальница, супруга графа Воронцова.
– Сериалу я благодарна. Он подарил мне много друзей, опыта и возможностей, которые без него не появились бы. В частности, меня позвали в «Ленком», но не по сериалу, а после передачи, которую про меня снимали как о героине сериала. Мы до сих пор дружим с актрисами, которые составляли наш дортуар. Буквально на днях выдали замуж нашу Алену Созинову — все собрались на свадьбу. А сначала отдали под венец Полину Беленькую, но это было сразу после сериала. Мы очень дружим с нашей фройляйн Штольц — Людмилой Кожевниковой. Я называю ее своей московской мамой. Недавно я жила у нее с детьми три недели — пришлось попроситься по семейным обстоятельствам. С продюсером мы стали общаться через несколько лет после того, как он даже закрыл киностудию. Даже были у него в гостях с баней и всеми делами. Можно сказать, дружим семьями.
Сериал вспоминают до сих пор, потому что он нашел своего зрителя и запал кому-то глубоко в сердце. Его уже второй раз крутят по сербскому телевидению, и у меня появляются друзья в этой стране, которые пишут мне письма — с ошибками, но по-русски. Пишут молодые девчонки и парни, даже взрослые дяденьки. Мне кажется, что это классная страна, в которую я собираюсь приехать. А одна сербка поет в Венской опере и приглашает меня к себе в гости в Вену уже больше трех лет. Я же никак не могу к ней приехать, потому что или беременна, или только родила.
Во время же первого показа мы получали отрицательные отзывы на отдельном сайте, где поливали всех, в том числе и меня. Положительных комментариев там было мало. Критиковали и внешность, и игру. Один мужик даже написал про меня: «Почему 23-летняя старуха играет 17-летнюю?»
За прошедшие 10 лет сыграла большие роли в «Ленкоме»: Сольвейг в «Пер Гюнте», Марианну в «Тартюфе». Покойный Марк Захаров звал меня в каждый свой спектакль. Я не пропускала ни одной его постановки. Из знаковых работ в кино выделю «Елки» Бекмамбетова, где в последней части я играла жену Ивана Урганта. С Ванечкой я участвовала в программе «Большая разница», где сделали пародию на «Институт благородных девиц». Хорошая пародия, я не обиделась. Владимир Наумов позвал меня сниматься в «Сказку о царе Салтане». Юрий Стоянов играл царя Салтана, а я — царицу. Пока еще эту картину не досняли.
Моя личная жизнь тоже связана с сериалом. У меня муж и двое детей. Его родители смотрели сериал, а он был режиссером-документалистом на «Мосфильме», и они посоветовали ему позвать меня сниматься к себе. Он позвал, познакомились между первым и вторым сезонами в 2011 году — и с тех пор девять лет вместе. Нашему сыну Льву три года, а дочери Ясне исполнилось десять месяцев. У нее сербское имя — мы с мужем еще до детей смотрели вместе сериал, где так звали героиню, и это имя нам очень понравилось. Поэтому, когда родилась девочка, мы так ее и назвали.
В целом я ощущаю свою жизнь позитивно, хотя, конечно, есть над чем работать.
Полина Нечитайло
В сериале: Оксана Нечипоренко, воспитанница института, после окончания стала медсестрой в госпитале.
– Когда предложили съемки в сериале, играла в Театре на Таганке (актриса служит там с 2003 года. — Прим. «Антенны»). Сложность была в том, чтобы совместить кино и сцену. Ведь дорогого стоило отпроситься у Юрия Петровича Любимова даже на один день! Но я старалась везде успевать, и все сложилось счастливо. Утром ехала на площадку. Днем или к вечеру приезжала на репетицию или спектакль. У нас с девочками не было периода притирки. Как-то вмиг мы прониклись душевностью и взаимопониманием. Сразу же сдружились и общаемся до сих пор. Встречаемся, созваниваемся и следим за успехами. Безусловно, старались помогать друг другу, отыскивать материал и вживаться в эпоху. Кстати, моя прабабушка оканчивала Московский институт благородных девиц. Рассказы о ней помогли проникнуться духом XIX века. Также каждая девочка всегда при себе имела блокнотик, куда записывала историю своего персонажа, передвижения по площадке, чтобы хоть как-то ориентироваться в объемном материале.
Сложно поверить, что уже прошло десять лет… За это время много чего произошло. Стала членом Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей, Союза писателей России, получила премии. Сейчас готовятся к выпуску две мои авторские книги. Одна посвящена работе с Юрием Любимовым. Вторая — юбилею отца, заслуженного художника Дмитрия Нечитайло, где выступаю тоже как художник и поэт. Объездила много городов России и Европы с выставками и концертами (с литературно-музыкальными программами о любви, войне, казачестве, поэтах) вместе с мамой, актрисой Людмилой Мальцевой, и Юрием Назаровым. Так сложилось, что мамочки неожиданно не стало в прошлом году. Поэтому продолжаю вести ее курсы на кафедре искусства в МОСГУ, преподаю актерское мастерство. Успела сняться во многих картинах. Например, «Две зимы и три лета» по роману Федора Абрамова, где действие разворачивается во время войны. Там сыграла непростую судьбу Олены Житовой. Сейчас в производстве еще несколько фильмов. Безусловно, вся творческая деятельность не может отвлечь от мыслей о маме… Но, видимо, она и с небес меня оберегает и ведет… Признаюсь, мне недавно сделали предложение. Вот сейчас думаю!
Алена Созинова
В сериале: принцесса Мириам, дочь турецкого революционера.
– С девчонками из сериала дружим, общаемся постоянно. Вспоминаю съемки как светлое и прекрасное время, где мы сдружились и все было по-семейному. Теперь эта семья увеличилась, так как все с детьми.
Что касается карьеры, то в театре у меня была одна антреприза, а в кино есть какие-то проекты. Один из последних — детектив «Сердце не обманет, сердце не предаст», где у меня главная роль. До этого были «Каинова печать», «Призрак на двоих» и другие сериалы. Карьерой я серьезно не занимаюсь. У меня нет агента, и меня нет в агентствах. Я к этому очень спокойно отношусь. Есть проекты — хорошо, не приходят — ничего страшного. Я нахожусь в балансе между работой и семьей. Пришлось даже как-то отказаться от одной главной роли, потому что была плотная занятость в озвучивании. Но если есть время, то я снимаюсь.
Личная жизнь складывалась по-разному. В этом году я вышла замуж за Ивана Калинина — он тоже актер, а педагог в ВТУ имени Щепкина, режиссер. Мы стали мамой и папой 3,5 года назад — у нас родился сын Марк, а поженились совсем недавно.
Кстати, муж в Щепке преподавал фехтование Полине Беленькой! Вот такое переплетение судеб. Я не могу сказать, почему сериал так полюбился аудитории, что его помнят и 10 лет спустя, но у нас была такая душевная атмосфера на съемках, что, очевидно, это не могло не передаться. Зрители наверняка почувствовали это. Да и проект исторический — другое время, красивые костюмы, что тоже интересно. И спасибо, что напомнили про юбилей: мы, честно говоря, и не обратили внимание на дату, а после интервью создали чат, где только и обсуждаем, как будем отмечать.
Екатерина Астахова
В сериале: Татьяна Зотова (урожденная Ильинская), вторая жена профессора Зотова.
– Сериал обязательно вспоминаю добрым словом, очень его люблю и благодарна судьбе, что удалось поучаствовать с такими прекрасными девчонками в такой не совсем простой истории. Я люблю XIX век, мечтаю снова поработать в историческом проекте.
Мы продолжаем до сих пор общаться с девочками из основного состава, а с Юлей Гусевой и вовсе породнились: я стала крестной мамой ее сына Ивана. Видимся редко, но знаем, что происходит в жизни каждого, радеем друг за друга.
За прошедшие 10 лет у меня были хорошие работы в кино, мне везло с партнерами. Сейчас ждем исторический проект «Чужая жизнь» Олега Фомина. Я люблю все свои роли.
Я семейный человек: вышла замуж во время первого сезона. У нас двое детей. Павлик (Павел) родился во втором сезоне, ему 8 лет, а дочке Нике (Николь) — 5 лет. Может, когда-нибудь я покажу им сериал.
Юлия Гусева
В сериале: графиня Анастасия Федоровна Шестакова (урожденная графиня Черневская), первая фрейлина императрицы Марии Александровны.
– Конечно, я вспоминаю сериал и наш основной класс, где нас было шесть девочек. С тремя мы общаемся по сей день. Более того, одна из них, Катя Астахова, стала крестной моего второго ребенка — сына Вани. Полина Беленькая была свидетельницей на моей свадьбе, а недавно гуляли на свадьбе Алены Созиновой. Так что живем детьми, событиями и общаемся очень тесно. Эти четыре года были одним из самых счастливых времен в моей жизни.
Любой проект объединяет людей, но они обычно разбегаются по окончании съемок. А у этого сериала какая-то магия. Считаю, что во многом это благодаря потрясающему кастингу. Очень серьезно подошли к подбору артистов. Каждый был великолепным профессионалом и, как оказалось, отличным человеком. Как говорят, звезды сошлись. Я до сих пор общаюсь и перезваниваюсь с Ксенией Хаировой, Людмилой Кожевниковой, Александром Арсентьевым. До пандемии успели сходить к нему в Театр Пушкина.
Младшему, Ване, будет шесть в декабре. А еще есть старший сын Степан, которому будет девять 4 октября. А сериал как раз начали показывать 4 октября 2010 года. Так что будем отмечать двойной праздник.
Я забеременела в середине съемок первого сезона — в конце января. Но на моей внешности это не отразилось, потому что я договорилась с малышом. Даже девочки-костюмеры не знали. Знали только самые близкие — режиссер Сергей Данелян и Полина Беленькая. Режиссеру пришлось сказать, потому что там была достаточно активная сцена с фехтованием, и я боялась что-то не так сделать. Живот у меня стал появляться в самые последние месяцы, но мы уже закруглялись. Мне чуть-чуть расширили бальное платье. Сказала костюмерам, что поправилась, и они увеличили его на пару сантиметров. Когда же все вскрылось, все просто обалдели. Саша Арсентьев подошел ко мне с Лешей Фаддеевым, с которым они друзья и по фильму, и по жизни, и стал предлагать всякую помощь и советы, где лучше рожать. Катя тоже меня очень поддерживала, так что я не могла выбрать никого, кроме нее. Мы крестили в Москве, и она приехала из другого конца Подмосковья с огромным животом. Ей самой было через несколько дней рожать, поэтому она захватила на всякий случай сумку для роддома, стоически все выдержала.
Прошло десять лет, но если Полина, Алена, Катя мне позвонят с просьбой о помощи, то я оставлю все дела и приеду.
После утверждения я ушла в Театр на Покровке, где встретилась со своим мужем. Это был 2009 год, и я сильно увлеклась классическим индийским танцем. Были съемки первого сезона, потом ребенок, с которым я сидела дома до 11 месяцев, а потом поступило предложение на второй сезон. И мой муж Евгений Булдаков, ведущий режиссер театра, был вынужден уйти в декрет.
Во втором сезоне был акцент на мою героиню Асю, которая появляется после 70-й серии и становится начальницей института. Так что я свирепствую на протяжении 50 серий. Второй сезон отсняли в 2013 году, а в 2014-м я наконец поехала в свою вожделенную Индию. Это были гастроли с коллективом и учителем танцев. Меня не было дома месяц, а когда я вернулась, переполненная божественными энергиями, то сразу забеременела вторым сыном.
Растим второго ребеночка и решаем с мужем создать свой театр под названием «Д-театр», что можно расшифровать как «добрый, домашний». Еще мы вели проект «Театр и школа». Мы брали произведения из школьной программы, и первым спектаклем у нас стал «Евгений Онегин». Его поставил муж — это мой обожаемый моноспектакль, с которым мы с 2015 года разъезжаем по городам и весям и играем его очень плодотворно. Еще спектакль по рассказам Чехова, где мы заняты оба и который мы много играли даже по школам.
Параллельно с театром я создала детскую студию в городе Красноармейске Московской области, где мы живем. Студия существует уже 5 лет. И постепенно я начинаю преподавать танцы и создаю в 2017 году свой коллектив на базе города. Это моя жизнь. Я с детства танцую профессионально, была много лет солисткой спецшколы Николая Караченцова в нашем городе. Мы были как шоу-балет Николая Петровича, ездили с ним на гастроли, где он пел и читал стихи.
Елена Дубровская
В сериале: Акулина, служанка.
– На пробы в Москву приехала из Минска, где до сих пор живу. Помню, говорила режиссеру Юрию Поповичу, что еще умею и петь. Он сказал, что моему персонажу в кадре даже говорить не придется! Затем пояснил, что буду пробоваться на роль немой служанки. Признаюсь, сначала немного расстроилась. Тем не менее сумела сделать свою героиню обаятельной и интересной. Потом для Акулины стали прописывать дополнительные сцены. Во втором сезоне (в «Тайнах института благородных девиц») появился новый герой, граф Владимир Воронцов, — Сергей Астахов. Он сказал, что играть немого — огромное счастье для актера. Можно сниматься в свое удовольствие и не тратить время на заучивание текста. Знаете, не думала, что благодаря именно этой роли стану узнаваемой! Многие поклонники до сих пор пишут, что мои глаза выражали больше, чем тот, кто говорил.
За десять лет прибавилось еще 60 киноработ. Очень хотелось бы сыграть главную героиню в комедии. Наверное, из-за внешности — больших глаз, улыбки — часто предлагают роли медсестер. Когда-то режиссер Максим Демченко сказал: «Зритель никогда не подумает, что ты можешь сделать что-то плохое». Конечно же мечтаю спеть в кино. В личной жизни, надеюсь, в скором времени тоже предвидятся изменения.
Алина Ланина
В сериале: Елизавета Вишневецкая, главная героиня продолжения проекта под названием «Тайны института благородных девиц», который вышел в 2013 году.
– Режиссеры искали молодых актрис, но уже отучившихся в институтах и имеющих профессиональный навык, наш проект был рассчитан на 259 серий, поэтому нужны были те, кто готов работать в жестком режиме. Я к этому моменту окончила Екатеринбургский государственный театральный институт и уже работала в кино чуть больше года. Мне позвонили напрямую и позвали на беседу с режиссером. Потом были костюмированные пробы, некоторые актрисы пробовались сразу на несколько ролей, когда же всех актеров утвердили, началась подготовка к съемкам, так как предстояла работа над историческим сериалом, необходимо было погрузиться в особенности танцев и этикета конца ХIX века — для этого нам организовали мини-курсы. Снималась ежедневно на протяжении семи месяцев, стандартная киносмена — 12 часов, мне, как главной героине, приходилось появляться практически в каждой сцене.
Для ускорения процесса были построены декорации сразу в двух кинопавильонах. В первом — институт благородных девиц, в другом остальные объекты: рестораны, дома, знаменитое бандитское подземелье с крысами. Я лавировала между ними, порой заканчивая съемку в одном, переходила во второй. Таким образом, те 7 месяцев я жила только этим проектом.
В какой-то момент организм начал давать сбой. Как-то во время съемок бала, как истинная благородная девица, упала в обморок! Было много людей, мы в пышных платьях, душно… Видимо, так утомилась, что во время танца с партнером потеряла сознание. Мне вызвали скорую помощь. Дали понюхать нашатырь. Выпила воды и продолжила работу, а на съемках последних серий постоянно была с высокой температурой. Нехватка отдыха дала о себе знать, зато щечки всегда румяные!
Кстати, до сих пор приходят письма из разных стран, где показывали наш сериал. Люди восхищаются красотой эпохи, самой идеей такого института. Правда, волосы многих девочек сильно пострадали ради такой красивой картинки, ведь нам каждый день делали прически и завивали волосы. Некоторые актрисы даже подстриглись после сериала.
За десять лет у меня появилось более сорока проектов с главным ролями. Посчастливилось сняться в разных веках и попробовать себя во многих амплуа. Одни из самых узнаваемых работ — сериалы «Отчий берег», «СашаТаня», фильм «Первые». В моей кинобиографии не было хулиганок- пацанок. Благородная внешность не позволяет это реализовать. Ведь крупный план выдаст, что я на самом деле не являюсь такой, хотя многие узнают по международному фэнтези «Защитники». Там перевоплотилась в героиню в татуировках с суперспособностями, в фильме много экшена, драк, я проходила специальную подготовку в боевом и каскадерском искусствах. В общем, все эти десять лет я набиралась опыта и занималась любимым делом.
Пара фраз
А какой у вас любимый исторический сериал?
Борис Галкин, актер:
– Мини-сериал об истории наших гардемаринов, блестяще переданной на экраны Светланой Дружининой. Ждем четвертую часть, любопытно посмотреть, как там все будет закручено.
Оксана Сташенко, актриса:
– Запоем поглощала прекрасных «Рюриковичей». Сериал стал для меня откровением. Понравилось, что каст составили не известные широкой публике актеры — они не тянули шлейф прошлых ролей, и я верила каждому персонажу. Этот проект и интриговал, и приучал любви к Родине.
Владимир Ташлыков, актер:
– В 1990-е по ТВ шли «Петербургские тайны» по роману XIX века. Сериал запомнился не только хорошей режиссурой, но и актерскими работами. Евгения Крюкова там ярко заявила о себе. Лидия Федосеева-Шукшина интересно сыграла. А как хорошо смотрелись Елена Яковлева, Гундарева, Караченцов! С удовольствием его вспомнил!
Александра Флоринская, актриса:
– «Семнадцать мгновений весны», который люблю с детства. Чего стоит один актерский состав — Тихонов, Табаков, Броневой, Лановой, Куравлев, Гафт!