Японский миллионер был готов бросить к ее ногам все нажитое состояние, знаменитый поэт Борис Пастернак писал ей стихи, но она тактично отвергла ухаживания этих мужчин, чтобы оставаться в гордом одиночестве и любить только театр — фанатично и преданно.
Зависть, предательство близких людей, разлука с сыном — она все перенесла стойко, сохраняя щедрость души и доброту. Партийные чиновники, несмотря на свой статус и вечную страсть к строгому контролю, как ни странно, боготворили ее.
И два ордена Ленина, полученные Анастасией Зуевой за творческие заслуги, красноречивое тому свидетельство. Хотя она наотрез отказалась вступать в партию, потому что была глубоко верующей женщиной и свою религиозность ни от кого не скрывала.
Как все начиналось
Анастасия Зуева родилась в начале декабря 1896 года в Тульской губернии, в семье зажиточных крестьян. Детство Настеньки было безоблачным и счастливым, пока не умер отец. Мать во второй раз вышла замуж, и оказалось, что новый супруг не очень-то жаловал ее дочерей. Поэтому их отправили к родной тете, которая с радостью приняла родных племянниц в свой дом.
Надо сказать, что Анастасия Зуева не раз вспоминала с благодарностью те годы, которые она провела здесь, окруженная поистине материнской заботой.
Однако даже родная тетя воспротивилась желанию племянницы стать актрисой. По старинке она считала, что театр — это не место для порядочной девушки, которой уготована одна участь — быть женой, матерью и хозяйкой дома.
Анастасия же с детства грезила театром, его особым духом и особой атмосферой. Она проявила характер, волю и отправилась за мечтой в Москву. Тетя грозила ей вслед, что ни копейки не даст на обучение Анастасии.
Творческий взлет
В столице девушка с ходу благодаря таланту поступила в Школу-студию МХАТ, где ее преподавателем, творческим наставником был Константин Станиславский. С этим театром в дальнейшем связана вся жизнь великой актрисы.
За блистательные, яркие роли, сыгранные на сцене, Анастасия Зуева удостоилась самых высоких наград, стала народной артисткой СССР, ее имя с восторгом вспоминали во многих странах мира, где она побывала с гастролями (читайте также: Они могли бы жить на Манхэттене: 10 советских актрис, которым светил Голливуд).
На личном — все сложно
Если творческая жизнь Анастасии Зуевой напоминала полет птицы, не боящейся набирать очередную высоту, то с личной все было по-другому. Первый раз она выходила замуж за инженера-путейца Ивана Евсеева. Поначалу семейная жизнь складывалась счастливо: любящий супруг, который был намного старше Анастасии, нежно заботился о ней. Казалось, что с рождением сына Константина все станет еще лучше.
Однако неожиданно характер Ивана Евсеева изменился в худшую сторону. Его раздражал плач родного ребенка, работа жены в театре, без которой та не мыслила себя. Однажды он сказался усталым от семейного быта и поселился в съемной квартире, куда, как выяснилось позже, водил женщин легкого поведения. Измена мужа и обман вскоре вскрылись, он поднял на Анастасию Зуеву руку, раздраженный тем, что выставлен в столь неприятном свете.
Конечно же, последовали разрыв отношений, развод, но эти события не принесли талантливой актрисе облегчения. Сын Константин остался на попечении отца, и Анастасия тяжело переживала разлуку. А редкие визиты к ребенку с позволения Евсеева лишь усугубили положение актрисы — любящей матери.
Второй брак с театральным композитором Виктором Оранским сулил Анастасии все, о чем она до сего времени мечтала. В 36 лет она влюбилась в мужчину, который был красив, умен, обаятелен и не страдал приступами ревности.
Анастасия жила словно в счастливом сне: рядом любимый и любящий мужчина, обожаемая работа во МХАТе, аншлаг на каждом спектакле с ее участием, первые успешные роли в советских фильмах — все это окрыляло ее и помогало залечивать сердечные раны от разлуки с сыном. Разумеется, она лелеяла надежду еще раз стать матерью, но не получилось.
Нож в спину
А потом судьба, словно испугавшись своей щедрости, нанесет Анастасии вероломный удар. Великая актриса никогда не отказывала людям в помощи. Она даже во времена репрессий хлопотала за невинно осужденных, не страшась, что ее может постигнуть такая же участь. Однако не делай добра — не получишь зла.
Однажды у гостиницы «Москва» она увидела совсем юную девушку, несчастный, заброшенный вид которой вызывал жалость. Добрая душа Анастасии Платоновны сразу прониклась к ней доверием, соучастием. Они разговорились. Оказалось, что девушка — круглая сирота и ей некуда идти. Так в доме Анастасии Зуевой поселилась новая жиличка, которой суждено сыграть роковую роль в жизни великой актрисы (читайте также: Знаменитости, чью жизнь разрушила роковая случайность).
Кто же мог предполагать, что девушка, которую Анастасия Платоновна чуть ли не считала своей приемной дочерью, предаст ее. В один прекрасный момент «оперившись» и превратившись в довольно привлекательную девушку, она увела любимого мужа актрисы. Виктор Оранский, пряча глаза от жены, покорно ушел из дома за молоденькой любовницей.
Добро побеждает
И забавно, и горько, но во время Великой Отечественной войны Оранский пришел к Анастасии Зуевой с маленькой дочерью, рожденной от любовницы, которая сбежала от него к очередному мужчине. И актриса оказала ему помощь. Блудный муж и его дочь поселились в доме Зуевой, которая заботилась о них, спасая от трудностей лихого военного времени.
Близких отношений с Виктором Оранским, естественно, не было. Анастасия Платоновна всегда с брезгливостью относилась к предательству и сохраняла чистоту души. Возможно, она и любила бывшего мужа, но чувство собственного достоинства не позволяло ей сделать шаг навстречу.
Непревзойденная театральная актриса подарила миллионам зрителей немало прекрасных ролей в отечественном кино. И образ сказительницы в замечательных фильмах режиссера Александра Роу будто списан с самой Анастасии Платоновны Зуевой — женщины с необычайно добрыми глазами, волшебной улыбкой, препровождающей нас в сказочный мир, где зло всегда побеждают люди с щедрой душой и горячим сердцем.