Отвлечься от операционного управления и заняться стратегией мечтает каждый руководитель, а для этого нужно создать команду мечты. В этом уверена Анна Тимушева — практикующий генеральный и исполнительный директор с опытом руководящей работы 15 лет.
В книге «Принципы высокоэффективных руководителей. Управленческий наджинг. Бесстрессовый подход к управлению» Анна учит создавать команду самостоятельных сотрудников, которых не надо контролировать. Так как же вести себя, чтобы стать успешным руководителем?
Будьте гибкими
Главная задача руководителя — определить стратегию развития компании или отдела и реализацию этих долгосрочных планов.
Эффективный лидер должен быть достаточно мудрым, чтобы уметь адаптироваться и добиваться результата в разных отделах, компаниях, обстоятельствах, странах, культурах.
«Руководитель, как и капитан корабля, несет полную ответственность за результаты работы коллектива. Это качество я считаю базовым, по нему происходит основной отсев: сотрудники, готовые брать на себя ответственность за других людей, как правило становятся руководителями либо в рамках компании, где они работают, либо они открывают собственные компании».
Если раньше суть управления была связана с административными вопросами, то теперь на первый план вышли гибкость и способность адаптироваться.
Руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Жить в хаосе — значит быть гибким и готовым изменить свое мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова.
Гибкость подразумевает и то, что единого понимания идеального стиля руководства нет — каждый менеджер уникален (читайте также: Рожденные быть лидерами: знаки Зодиака, которые умеют руководить людьми).
«Более эффективным становится тот руководитель, который имеет в своем арсенале различные типы поведения и умело использует их применительно к конкретным ситуациям».
Готовьтесь к кризисам
Стоит заранее задумываться о возможных проблемах и готовиться к ним. Пропишите предполагаемые сценарии действий для ситуаций, связанных с экономическими, политическими и социальными кризисами. У компании должна быть подушка безопасности, чтобы из этих денег выплачивать зарплату людям, если организация терпит убытки в период кризиса.
«Смотрите на кризисную ситуацию как на потенциальную точку роста. В кризис выигрывают более гибкие компании, которые быстрее остальных могут осознать, что мир изменился. На плаву остаются только самые эффективные компании, где нет проблем с затратами, бюрократией, адекватными отношениями, — они выплывают из кризиса даже в лучшем положении, чем были до него».
Создайте команду
Современный руководитель — это не просто человек, который ставит задачи коллективу и следит за их выполнением. Он собирает эффективную команду, направляет людей, задает общий вектор движения и организовывает процесс таким образом, чтобы система работала самостоятельно и не требовала постоянного вмешательства. Поэтому руководителю проще самому выбрать людей, наиболее близких по ценностям. Это основа успешного взаимодействия (читайте также: Управляй людьми: 5 речевых приемов, чтобы расположить к себе даже врагов).
«Руководители часто подбирают сотрудников по своему опыту и подобию, потому что так привычнее и удобнее. Но я советую искать людей, не похожих на вас, способных высказывать мнение, отличное от вашего, — это значительно повышает эффективность и открывает перед командой новые профессиональные горизонты. Стремитесь к разнообразию и будьте терпимы к различным взглядам на рабочие вопросы».
Хвалите и критикуйте правильно
Обычно руководители забывают хвалить сотрудников. Тем самым они транслируют: «Ты все время делаешь что-то не так». Если в работе есть что-то позитивное, обязательно говорите об этом.
Негативную обратную связь тоже важно транслировать, но критиковать сотрудника нужно тет-а-тет и не переходя на личности. Оперируйте фактами. Не пытайтесь манипулировать — люди это быстро считывают. Разговор должен быть вежливым и конструктивным. Ваша цель — сделать так, чтобы после обратной связи сотрудник работал лучше, а не ушел в депрессию.
Расставайтесь экологично
Не говорите об увольнении, пока не обсудите варианты решения проблемы. Если вы видите, что сотрудник не справляется с работой, пригласите его к себе, предложите чай и начните разговор: обозначьте проблему и расскажите, какие пути решения вы видите.
Если сотрудник согласится с тем, что не справляется с работой, и заговорит об увольнении, то обговорите условия расставания.
Постарайтесь подобрать альтернативу. Если вы увольняете сотрудника, потому что вынуждены закрыть филиал или определенное направление, объясните как можно подробнее, почему компания отказывается от подразделения. Покажите графики, озвучьте цифры — не оставляйте человека в неведении. Найдите для него новое место работы или же напрямую спросите, как в этой ситуации можете помочь.
«По возможности не сжигайте мосты. Постарайтесь расстаться с сотрудником полюбовно. Никто не знает, как сложится в дальнейшем ваша судьба и судьба компании. Возможно, вам еще придется столкнуться с этим человеком, поэтому лучше сохранить с ним хорошие отношения».
Эксперт:
Практикующий генеральный и исполнительный директор с опытом руководящей работы 15 лет