Одно большое приключение: как живут и работают проводники
Фото
Предоставлено пресс-службой АО «Федеральная пассажирская компания»
Елена Кожевникова

Проводник пассажирского VIP-вагона фирменного поезда «Жигули» Самара — Москва № 009Й/010Й

Проводником пассажирских вагонов я работаю с 2013 года. Устроилась на эту работу благодаря студенческому отряду: отработала целое лето, откатала норму часов, уволилась в августе, а с сентября снова подала документы и вернулась. Как говорится, если один раз встанешь на эти рельсы, то с них точно никогда не свернешь!

Мой первый рабочий день запомнился мне тем, что взрослая и опытная проводница меня похвалила. Я задавала ей массу вопросов: «почему» стал буквально главным вопросом дня! И знаете что? Ответы и советы, полученные тогда, я использую в работе по сей день. Знания никогда не бывают лишними!

Одно большое приключение: как живут и работают проводники
Фото
Предоставлено пресс-службой АО «Федеральная пассажирская компания»

Мое депо — это практически моя семья. Я работаю там с 18 лет, здесь было все: первые шаги в профессии, первые неудачи и успехи. Это родное сердцу место и родные люди, которые придут на помощь в любую минуту. За эту теплоту и комфорт можно простить все сложности нашей работы.

Для работы проводником важно иметь определенный набор качеств: например, гибкость ума, решительность, самостоятельность, целеустремленность, быструю реакцию и, конечно, готовность прийти на помощь в любой ситуации. Какие-то решения важно принимать самостоятельно, что-то согласовывать с начальником поезда. А еще люди задают вопросы. Много вопросов. И я отвечаю на все: дать инструкции, как подключиться к Wi-Fi или совет, как лучше всего добраться от вокзала до гостиницы, если человек первый раз в городе. Чтобы знать ответы на самые разные вопросы, приходится всегда обучаться, расширять свой кругозор. Так что профессия у нас не скучная!

А еще на работе я получила много прикладных «девичьих» навыков. Скажите, кто может похвастаться умением делать макияж на ходу? А подобрать образ из гардероба за пять минут, и это с учетом того, что его еще надо отутюжить? А собрать прическу и в пир, и в мир без зеркала и укладочных средств?

Одно большое приключение: как живут и работают проводники
Фото
Предоставлено пресс-службой АО «Федеральная пассажирская компания»

Никогда не было мыслей сменить деятельность. Кто-то говорит, что тяжело долго не бывать дома, что мужа с такой работой не найти, но во всем есть свои плюсы: приезжаешь в будний день домой, можешь легко попасть в музей или театр, и, что самое главное, никаких очередей — все же в это время на работе! Да и расстояния не преграда, если у любящих людей есть чувства и уважение. Моя вторая половинка не против, да и соскучиться по друг другу мы успеваем так, что каждая наша встреча как первая. Это очень трогательно!

Даже в долгих рейсах время летит очень быстро: ты всегда в движении и круговороте событий. Много новых пассажиров и не меньше историй от них. Слушать истории — мое любимое занятие. Особенно от тех, кто постарше: можно набраться много опыта из их житейских ситуаций. Меня можно назвать коллекционером историй.

Когда меня спрашивают, кто для меня самый лучший пассажир, я отвечаю: тот, который зашел в мой вагон. Неважно, какой у него характер, сколько стоит билет и в каком он настроении. Пассажир должен чувствовать себя комфортно, и моя задача — этот комфорт ему обеспечить.

Галина Евсеева

Проводник пассажирского поезда «Красная стрела» Москва — Санкт-Петербург № 001А/002А

Моя мама была железнодорожником. Раз в полгода или год она возила нас на море и рассказывала о работе. Вокзалы, черный чай в граненых стаканах в железных подстаканниках, истории… Все это очень манило меня. И хотя какое-то время я работала не по зову души, железная дорога взяла свое и, переехав в Санкт-Петербург, я стала работать на маршруте «Красной стрелы». Так что продолжаю династию проводников.

Свою первую рабочую поездку помню, как будто это было вчера: вагон с сидячими местами, как в самолете. Зима, было очень холодно. Я стою и дрожу, но не от мороза, а от страха попросить билеты! 52 пассажира, с каждым из которых надо было пообщаться… Первые пять пассажиров, наверное, заметили, как у меня дрожали руки, но потом все встало на свои рельсы, то есть пошло как по маслу!

Одно большое приключение: как живут и работают проводники
Фото
Предоставлено пресс-службой АО «Федеральная пассажирская компания»

Первое время была усталость, я не всегда понимала, как мне действовать и что делать, но прошло две недели, и я уже чувствовала себя в вагоне как дома. Начала с простого — с улыбки! Что бы ни сказал пассажир, он всегда прав, и именно улыбка стала моим ключиком к их сердцам. Важно все сделать вовремя, не острить (как бы ни хотелось) и быть понимающим. Со всеми важно общаться вежливо: различий между пассажирами СВ, купе и плацкарта нет. Проводник, как тонкий психолог, должен почувствовать каждого пассажира.

В мои обязанности входит принять вагон в начале рабочего дня, проверить подстаканники, стаканы, постельное белье. Все пересчитываем, проверяем сроки годности продуктов — казалось бы, рутина, ничего важного. Но бывают и ситуации, когда мы буквально «спасаем» жизни. В прямом и переносном смысле слова! То утешим и советом выручим, то с ребенком посидим. Один раз был случай, когда ехали из Анапы, и годовалый ребенок чем-то подавился и не мог дышать. Я его положила на колени и постучала по спинке. Выскочил комочек, и ребенок был спасен. Аплодировал весь вагон, хотя я не считаю это каким-то геройством, это моя работа.

Одно большое приключение: как живут и работают проводники
Фото
Предоставлено пресс-службой АО «Федеральная пассажирская компания»

Конечно, очень важен и внешний вид. Чтобы всегда выглядеть идеально, у нас есть свои профессиональные хитрости. В первую очередь постоянная легкая диета и много воды, иначе все это скажется на внешнем виде, а кто доверит секреты и проблемы девушке с синяками под глазами?

А вообще, я считаю нашу работу очень романтичной. Представьте: стук колес, сигналы машинистов, горячий чай в подстаканнике, рассвет за окном и вся Россия, которая проносится перед твоими глазами…

Обрести настоящую семью и найти дело всей жизни можете и вы. Приходите на работу в ОАО «Федеральная пассажирская компания» и отправляйтесь в увлекательное путешествие вместе с нами!