Философская сказка «Маленький принц» о мальчике с далекого астероида стала одной из самых продаваемых книг в мире и навечно связала имя Антуана де Сент-Экзюпери с французской литературой. Однако если его руки принадлежали писательскому мастерству, то сердце — небу. Какая же жизнь стояла за молитвой Антуана де Сент-Экзюпери — не автора, но авиатора?
«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.
Отец, три сестры, младший брат… Смерть близких преследовала Сент-Экзюпери с самого детства: уже в 17 лет он остался единственным мужчиной в семье и взял на себя роль опоры и защитника. Провал выпускных экзаменов в подготовительной военно-морской академии привел его в Школу изящных искусств, в которой он больше года изучал архитектуру в качестве аудитора, но так и не получил диплом.
Военная служба для будущего летчика началась в 1921 году с поста солдата в полку кавалерийских стрелков, и уже через год он получил приглашение в ВВС Франции после частных уроков пилотирования. Спустя время он уволился из ВВС после уговоров семьи своей невесты, но позже расторгнул помолвку и перебивался случайными работами. Однако Сент-Экзюпери все равно тянуло обратно в небо, и уже к 1926 году он вернулся к полетам (читайте также: Можно вздремнуть во время полета, но нельзя делиться едой: 10 неожиданных фактов о пилотах самолетов).
Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью.
На кону стояли 150 000 франков, когда Сент-Экзюпери и его механик-штурман собрались побить скоростной рекорд в авиагонке Париж-Сайгон. Однако Ливийская пустыня стала свидетельницей катастрофы: 30 декабря в 2:45 ночи их самолет потерпел крушение.
Карты не давали определить местоположение, а два апельсина с бутылочкой йода и другие немногочисленные запасы еды и медикаментов едва ли могли продлить жизнь двум взрослым мужчинам. За обезвоживанием последовали галлюцинации, и летчиков ждала бы верная смерть, если бы среди бескрайних песков их не обнаружил бедуин на верблюде.
Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
Одна страсть поддерживала другую: предсмертный опыт в Ливийской пустыне, как и служба в авиации в целом, были нескончаемым источником тем для литературного творчества. С высоты полета самолета и на земле Сент-Экзюпери исследовал мир и человечество, чтобы потом со своих страниц простым, но красочным языком взывать к лучшему в сердцах читателей.
В романе «Ночной полет» он описывал необъяснимый восторг пилотов перед лицом смерти и долга, в «Военном летчике» рассказывал о собственной разведывательной вылазке и духе самопожертвования, а в сборнике размышлений «Цитадель» показывал стойкую веру в необходимость работы каждого человека над самим собой.
Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению. Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе.
Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
Интересно прочитать:
Немецкое вторжение вынудило Сент-Экзюпери покинуть Францию. Глубоко переживая происходящее с родиной, он уехал в США и оставался там до 1943 года, пока не возобновил полеты над Средиземным морем с бывшей эскадрильей. Его главной целью было убедить Штаты вступить в войну против Германии. В США Сент-Экзюпери продолжал создавать и посвящать произведения миллионам французов под нацистским гнетом.
Знаменитого «Маленького принца» он написал и проиллюстрировал как раз в 1942 году, посвятив сказку-притчу своему другу и еврейскому писателю Леону Верту, которого преследовали во время войны. А прообразом капризной Розы стала, как считается, Консуэло Сунсин — жена писателя, с которой у него всегда были непростые отношения.
Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
В родное для себя небо Сент-Экзюпери поднялся в последний раз в 1944 году с аэродрома на Корсике. Старые раны обострялись, психическое состояние ухудшалось, однако летчик продолжал служить. Оброненные как-то пилотом слова о предчувствии скорой смерти едва ли подготовили к тому, что с разведывательной миссии во Франции действительно никто не вернется.
Обломки самолета были найдены и идентифицированы лишь столетие спустя, в 2004 году. Вероятнее всего, самолет Сент-Экзюпери был сбит вражеским истребителем, однако спекуляции о виновниках гибели продолжали периодически возвращаться в инфополе, несмотря на то, что точная причина крушения уже никогда не будет известна (читайте также: Пропали без вести: знаменитости, которые таинственно исчезли).
Орден Почетного легиона и Военный крест, Национальная книжная премия США с Большой премией Французской академии и Премией «Фемина» — награды Антуана де Сент-Экзюпери за военные и литературные заслуги стали лишь формальным признанием значимости его достижений, ведь даже они блекнут на фоне любви и памяти людей по всему миру, которые до сих пор сопровождают имя писателя и авиатора.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов».