Злость и раздражение — эмоции естественные и даже необходимые, но в меру. Они требуются для того, чтобы в нужной ситуации суметь защитить себя и свои интересы. Но, как и любая негативная эмоция, злость должна быть умеренной и контролируемой, только тогда будет соблюден баланс внутренней стабильности. Как научиться управлять гневом, theDay рассказала Елена Ярикова — кандидат психологических наук и психолог.
Почему вам тяжело контролировать эмоции и гнев
Сама по себе ярость — реакция деструктивная. В этом состоянии человек не способен к конструктивному разговору, может наговорить лишнего, а в некоторых случаях — еще и применить грубую силу. Кроме того, негативные эмоции сказываются и на физическом здоровье: неконтролируемый гнев, раздражение, злость проявляются чаще всего в виде аллергических реакций, проблем с ЖКТ, а также со сном и давлением.
Существует тип людей, который заводится быстрее и ярче остальных. Подобная реакция является ответом на чрезмерную чувствительность к таким проявлениям, как несправедливость, критика, разочарование. Это обусловлено рядом причин: важную роль играет детство и микроклимат в семье, в которой был воспитан человек. Если окружающие люди не могли выражать эмоции спокойно, а, напротив, делали это агрессивно, ребенок, вырастая, перенимает похожую модель общения.
Еще одной причиной служит «социальный заказ». Проявление негативных эмоций порицается с юных лет. С детства человек учится подавлять в себе реакцию на события, которые его расстроили, обидели, оскорбили. А это, в свою очередь, копится внутри. И рано или поздно находит выход в виде агрессивных проявлений (читайте также: Как узнать свою темную сторону по греческому гороскопу — проверьте себя).
Но нет ничего, чему бы нельзя было научиться, главное — желание. Овладеть своими эмоциями тоже можно. С чего стоит начать?
Как управлять собой во время конфликтной ситуации
1. Снизить уровень эмоций
В момент, когда происходит внутренний накал, вместо решительных действий лучше сбавить обороты и на время отложить ответ. Это не значит, что вы замолчите проблему, а обидчик останется без ответа. Смысл в том, чтобы переждать эту секунду, когда вам хочется выпалить все и сразу. Почему?
Это, скорее всего, необдуманное решение, а потому шансы на решение проблемы резко снижаются.
Вспомните, именно в этот момент кровь приливает к голове, на языке вертится все, что вы готовы высказать, все тело напряжено. Это очередное доказательство, что в таком состоянии лучше не действовать.
Сделайте пару глубоких вдохов, вспомните таблицу умножения или прочтите любимые стихи. Мозг будет занят другой задачей, а за это время эмоции переключатся на другую тональность.
Если вы понимаете, что несколько минут на стабилизацию эмоционального состояния вам не хватит, перенесите разговор на другое время, это поможет эмоциям успокоиться, а вам — принять более взвешенное решение.
2. Не стоит мыслить однобоко
Большинство людей тяжело переживает перемены и изменения в жизни. Однобокий взгляд на ситуацию «как должно быть» приводит к тому, что человек очень болезненно реагирует на ситуацию, которая пошла не по плану. И он не знает, как действовать по-другому, потому что не предусмотрел другие варианты развития события. В этот момент стоит задать себе вопрос, «а действительно ли ситуация настолько катастрофична?»
Если конфликт достиг своего пика, и вы отчаянно защищаете свое мнение, подумайте, так ли оно на самом деле для вас важно. Или ссора зашла в такую стадию, в которой вам во что бы то ни стало нужно доказать свою правоту. Ругаясь с близким человеком, подумайте, что для вас важнее — уступить сейчас и остаться в добрых отношениях или отстоять свою позицию, стоя на выжженной траве.
3. Анализ триггеров
Понимание, что именно заставляет вас реагировать негативно — уже полдела. Это могут быть определенные темы разговора, ситуации или сами люди.
Если конфликт всегда возникал при обсуждении конкретной темы с коллегой, поменяйте форму изъяснения — начните разговор не в словесной, а в печатной форме. Так у вас будет возможность взять время на ответ (читайте также: Темы, которые нельзя обсуждать на работе — это испортит вам репутацию). Нейтральность эмоций также поможет сдержать негатив.
Если обсуждение определенных тем со второй половиной часто заканчивается ссорой, попробуйте поменять временной отрезок или место и условия обсуждения. Вечером накопленная усталость может служить триггером для раздражения с обоих сторон, как и обсуждение во время важных дел или на голодный желудок.
Проанализируйте, на что вы ярче всего проявляете свои агрессивные эмоции, и старайтесь избегать этих ситуаций.
Кандидат психологических наук, телеэксперт