Когда и как нужно сказать твердое «нет» боссу, а в каких случаях можно проявить инициативу? Объясняет психолог Евгения Безрукова.
Психолог, выпускница Университета Восточной Англии и Международной академии репарационной психологии и терапии
Причины для отказа
Начальник есть начальник! Скорее всего, он вообще не настроен когда-либо услышать «нет» от своего подчиненного. Все мы дети постсоветского времени: одни привыкли беспрекословно подчиняться, другие — строго руководить. Часто мы не можем отказать руководителю, потому что боимся нарваться на выговор, увольнение или другие плохие последствия. Но есть популярные просьбы от руководителей, на которые все-таки нужно сказать «нет»:
Начальник не поощряет хорошую и качественную работу: не благодарит, не выписывает премии, не повышает зарплату, не продвигает по карьерной лестнице.
Босс дает срочные поручения, которые приходится выполнять в свободное от работы время. Из-за спешки могут страдать качество и результативность.
Вам передали заваленный коллегой проект или попросили решить проблемы, которые появились из-за несвоевременных и ошибочных указаний.
Для подчиненного это вполне весомые аргументы, чтобы отказать руководителю. Но иногда начальник выходит за рамки трудового договора и считает, что работник обязан делать все, о чем его попросят. Обычно мотивации звучат так: «я ему плачу», «если не нравится — пусть уходит», «не бывает незаменимых сотрудников», «он мне еще обязан за то, что работает у меня».
Но при этом руководитель забывает, что на рынке труда есть такая же конкуренция, как на продуктовом или овощном. Идеальной компании или идеального начальства не существует. Всегда будут те, кто лучше или хуже, и работники это понимают. Если сотрудник действительно ценит себя и свое время, адекватно оценивает свои навыки, чувствует силу и уверенность — он идет на рынок и предлагает свои услуги более лояльным компаниям. И его желание объяснимо: любой человек подсознательно хочет получать ровно столько, сколько он отдает — денег, поощрения, уважения, бонусов и так далее.
Искусство говорить «нет»
Если у вас есть причина сказать «нет» (например, вы перегружены работой), то отказывать нужно не самому руководителю, а его дополнительным поручениям.
В начале разговора скажите, что вы всегда готовы максимально выкладываться при форс-мажорных обстоятельствах. Добавьте, что в штатном режиме без отдыха обойтись трудно: при таких условиях будет ухудшаться качество работы и падать ее результативность.
Избегайте слова «извините» — лучше сказать «мне жаль», «к сожалению», «сейчас не получится». Аргументируйте свой отказ объективными фактами и цифрами. Расскажите начальнику об объеме текущих заданий и о времени, которое нужно потратить на их выполнение.
Как проявить инициативу
Если у вас есть время, силы и мотивация для дополнительной работы, можно порадовать начальника готовностью взять на себя новые поручения. Но делать это следует правильно. Желательно использовать следующие фразы:
«Я буду рад это сделать», «я возьму на себя решение этого вопроса» — говорят о вашем желании делать то, что требуется.
«Я знаю, что эта задача не была решена ранее, поэтому я выполнил ее». Инициативность — одно из наиболее ценных качеств любого сотрудника. Начальники любят тех, кто видит пробелы и самостоятельно их заполняет.
«Чем я могу помочь в решении ваших задач?» — после этих слов руководитель поймет, что вас заботят не только личные цели, но и общий успех компании.
Не стоит бояться отказывать начальству, ведь каждый человек имеет право на отдых. Цените себя и свое время, не доводите до выгорания. Компетентный и справедливый руководитель войдет в положение и не станет наказывать подчиненного за отказ от дополнительных поручений. А вы сможете продуктивно работать в привычном графике, который не доставляет лишних неудобств и дискомфорта.