Ежедневно на нас сваливается круговорот рабочих дел и важных задач. Строгие дедлайны и общение в мессенджерах стали нормой жизни.
Как с комфортом организовать общение в рабочих и деловых чатах, соблюдать дедлайны, успокоиться и не перегореть? Об этом Wday.ru рассказала Эльвира Галимова — предприниматель, специалист в области PR, мотивации и личностного роста.
Основатель и руководитель PR бюро Done Media и образовательной платформы Done Media Kafedra
Не превращать чат в болталку
В первую очередь нужно отделить «зерна от плевел». Очень часто рабочий или деловой чат становятся не территорией для конструктивного разговора или обсуждения задач, а болталкой. Картинки, видео, размышления на тему «где провести выходные» должны оставаться за пределами рабочих чатов. Не стоит нагружать себя лишней информацией, которая не имеет отношения к делу. Конечно, можно иногда и в рабочий чат добавить нотку юмора, но это должно служить, скорее, вдохновением для работы, а не отвлекающим фактором.
Определить рабочее время
Ограничивать время общения тоже крайне важно. Иногда сообщения могут приходить в нерабочее время. Все потому, что мессенджеры воспринимаются как нечто не очень серьезное. Это же не телефонный звонок: что такого, если написать сообщение после 21.00, например? Но так поступать не совсем корректно. Это нарушает границы участников группы в чате. И если никакого срочного и горящего вопроса нет, то не стоит писать. А если побеспокоили в нерабочее время, тогда надо дать деликатный ответ. Например: «Предлагаю вернуться к этому вопросу в рабочее время». Действительно, бывают форс-мажорные ситуации, когда отвечать нужно, несмотря на время суток, но обычно все дела вполне можно отложить до утра.
Отключать звук
Если есть острая необходимость, нужно время для перезагрузки, то звук в чатах можно отключить. Это очевидный путь, но иногда о нем забывают. Если чат не очень важный, но вам нужно в нем оставаться, то звук можно отключить навсегда. Если же необходим перерыв именно на время сна и отдыха, то можно отключить звук на нужное количество часов.
Делайте перерывы и не спешите с ответом
Выпейте стакан воды, съешьте фрукт, подышите воздухом, если чувствуете, что можете сорваться на коллег или написать лишнего клиенту. Молчание — золото. В негативных ситуациях никогда не действуйте моментально. Подумайте, проанализируйте, спросите, если не поняли. Иногда все зависит от контекста, а трактовать одну и ту же фразу можно по-разному.
Расставлять приоритеты
В любых делах важно правильно расставлять приоритеты. Не пытайтесь ответить на все сообщения сразу. Начните с наиболее важных задач, постепенно переходя к остальным. Очень часто бывает, что по чатам начинают «прыгать». В результате, на какие-то сообщения ответить забывают, какие-то просто не видят. Нужно действовать последовательно. Ни в коем случае не пишите сообщения за рулем, так как это опасно. Если вы должны дать развернутый ответ на сообщение, то укажите: «Я вернусь с ответом чуть позже, через 20 минут». Это норма цифрового этикета, здесь нет ничего предосудительного.
Корректно работать с дедлайнами
Если говорить про дедлайны, то при наличии возможности назначайте их самостоятельно, берите инициативу. Возьмите время с небольшим запасом, если сомневаетесь. Ведь всегда лучше прийти с выполненной задачей чуть раньше намеченного срока. Не нужно вводить в практику дедлайн: «чем быстрее — тем лучше». Обозначьте конкретный день и время, когда вы готовы вернуться с отчетом, проектом и так далее.
Если же делайн ставят вам, но вы чувствуете, что не успеете — не бойтесь об этом сказать. Разумнее предупредить коллег и партнеров, чем потом попасть впросак, пообещав то, что выполнить невозможно. Крайне опасно работать на износ, не высыпаться, жертвуя личным временем. Чувство тревоги и морального неудовлетворения гарантированы. Разумеется, все зависит от конкретной ситуации, иногда дела действительно не терпят отлагательств, но нужно стараться работать в комфортном режиме.
Цифровой детокс
Оставляйте все рабочие вопросы на рабочее время. В выходные старайтесь «замедлиться», устраивайте себе цифровой детокс, гуляйте, общайтесь с близкими людьми лично, а не в сети. Вы увидите, что в новую рабочую неделю вы войдете с новыми силами и с позитивным настроем на работу.