10 фраз, которые не следует говорить коллегам — испортите отношения раз и навсегда
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Иногда буквально несколько слов способны надолго омрачить эмоциональную атмосферу в коллективе. Чего не стоит говорить коллегам ни при каких обстоятельствах, рассказывает Надежда Салиева — основатель и креативный директор «Дома медицинской моды ENIGMA», заместитель генерального директора компании «Русский доктор».

Топ-10 нежелательных фраз, несущих негативный оттенок и стремление к манипуляциям

Как дома, так и на работе люди хотят взаимопонимания. Однако есть ряд выражений, которые дают прямо противоположный эффект.

 «Я вас услышал». Эти слова вызывают раздражение у 30% собеседников. Почему невинный с виду ответ стал синонимом равнодушия к проблемам других, до сих пор остается загадкой. Тем не менее воспринимается он как лукавство и издевательство.

«Мне за это не платят». Еще более резкое обозначение непричастности к общим делам и устранению от решения вопросов.

«Хочешь сделать хорошо — сделай это сам». Тот же смысл, что и во фразе «Все приходится делать самому». Неприятные слова из арсенала пассивной агрессии, демонстрирующие недоверие к коллективу и обесценивающие способности подчиненных.

«Вычтем из вашей зарплаты». Звучит унизительно и противоречит действующему законодательству. Взыскать можно только вычетом из премии.

«На связи». На первый взгляд, ничего плохого не сказано, однако так человек нередко дает понять, что торопится и не готов общаться дальше.

Интересно прочитать:

«Разбирайтесь сами». Обычно так говорят руководители. В большинстве случаев это означает, что сотрудник не почувствует участия начальства в выполнении общих задач.

«Мы тут никого не держим». Подобные фразы демотивируют, унижают достоинство сотрудника, демонстрируют пренебрежение в отношении члена коллектива.

«Незаменимых людей у нас нет». Тот же неприятный смысл, что и у предыдущей формулировки.

«Работа сделана хорошо, но…». Вторая часть выражения сводит на «нет» все старания человека. То, что сказано до «но», не воспринимается как позитив.

«Во всем виноват ретроградный Меркурий». Причем здесь планета Солнечной системы? С ее помощью люди оправдывают свои упущения, скрывая истинные причины проблем. Сомнительная ирония и неискренность не спасают, а лишь усугубляют положение.

10 фраз, которые не следует говорить коллегам — испортите отношения раз и навсегда
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как вести себя руководителю?

Даже если у начальника есть претензии к работникам, следует использовать деликатные формулировки: «Что мы можем сделать, чтобы улучшить результат?», «Как решить вопрос?», «Как больше не попадать в подобную ситуацию?»

Так смягчается негативный эффект замечания и формируется атмосфера для мозгового штурма, где сотрудник сам предлагает варианты решения проблемы, без нарушения самооценки и уничижительных комментариев (читайте также: Как руководить без стресса и конфликтов: 5 правил умного начальника).

Что раздражает в деловых письмах?

Существует несколько вещей, которые недопустимы при письменном общении. Что мешает эффективно решать рабочие вопросы с помощью мессенджеров и соцсетей?

Небрежность

Если текст написан неаккуратно, отсутствуют заглавные буквы и знаки препинания, нет приветствия и подписи, то это выглядит как пренебрежение к адресату и к обсуждаемому вопросу.

Неправильно: «Саша жду готовый макет хочу показать руководству».

Правильно: «Саша, добрый день. Пришли, пожалуйста, готовый макет. Хочу показать его руководству».

10 фраз, которые не следует говорить коллегам — испортите отношения раз и навсегда
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Панибратство

Не в каждом коллективе принято вольное обращение друг с другом. Словечки «народ», «приветик», «ну че там у вас» лучше оставить для дружеской компании.

Размытые формулировки задач

Создание общей беседы под лозунгом «Давайте посоветуемся» ведет к хаосу и гарантирует массу непонятных моментов. Такой подход раздражает и наводит на мысль о несерьезном отношении к работе.

Неправильно: «Коллеги, предлагаю обсудить, где будем размещать рекламу. Есть мнение?»

Правильно: «Саша, составь план рекламной кампании. Потом обсудим всем коллективом».

Офисные штампы

Многие из них давно уже набили оскомину своей банальностью и бездумным использованием. Верхние строчки антирейтинга занимают следующие слова и выражения: «Доброго времени суток», «Челендж», «Вовлеченность», «Человечек», «Прокачать», «Зашло», «Отфибдэчить», «Кейс», «Продуктивность».

10 фраз, которые не следует говорить коллегам — испортите отношения раз и навсегда
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Срочность, аврал, постоянная спешка

Что значат для работника слова: «Это надо было сделать вчера» или «Это сейчас в приоритете»? В целом, такие требования воспринимаются как неуважение к чужому времени и труду: «Я лучше знаю, что важно!»

Неправильно: «Бросай все, клиент ждет! Это то, что нужно сделать немедленно!»

Правильно: «Клиент переживает, нужно определиться со сроками. Постараюсь его успокоить».

Притворная вежливость

Она присутствует практически в любой деловой переписке. Всем ясно, что эти фразы означают совершенно не то, что человек читает:

• «Посмотри одним глазком» — «Прими на себя всю ответственность и не проси помощи»;

• «Сориентируйте по срокам» — «Поторапливайтесь, время пошло»;

• «Дело на 5 минут» — «Проблема на целый день».

В общении с коллегами необходимо использовать формулировки без негативного эффекта, нарушения самооценки, обидных комментариев, безликих штампов. Только тогда совместная деятельность будет успешной, а отношения в коллективе — здоровыми (читайте также: Токсичные коллеги: как распознать и отучить их лезть в вашу жизнь.)

Эксперт:

Надежда Салиева

Основатель и креативный директор «Дома медицинской моды ENIGMA», заместитель генерального директора компании «Русский доктор»