Цыпленок жареный
Фото
Саша Торгушникова

Сюжет разворачивается в Петрограде во времена Новой экономической политики. На улицах появляются хорошо одетые люди и преступники, спешащие отнять у них деньги. ЧК не в состоянии справиться с беспределом, на защиту нэпманов встает криминальный мир Петербурга во главе с Дядей Колей (Виктор Сухоруков). Однако не все предприниматели согласны платить ему за подобные услуги, и тогда Дядя Коля отправляет к ним свои боевые отряды. Самый известный и продуктивный из них — банда бывшего анархиста Роди (Никита Волков).

Цыпленок жареный
Фото
Первый канал

- В «Цыпленке жареном» у нас взят очень короткий отрезок — август-сентябрь 1921 года, — рассказывает режиссер Елена Николаева. — Это время первых булочных, мебельных магазинов, всего первого. И одновременно это последние месяцы существования старой России. В сериале очень много персонажей, мы хотели показать социальную структуру общества того периода. У нас три главных силы, которые борются за влияние в Петрограде, — это белогвардейцы, провозящие спирт из Балтики, Финляндии, воры в законе, которые держат подпольный ресторан для торговли алкоголем и чекисты.

Съемки шли в Петербурге и Сестрорецке, где на территории бывшего оружейного завода возвели масштабную декорацию целого района.

- У меня было всего три недели чтобы построить город с внутренними интерьерами площадью в почти гектар, — вспоминает художник-постановщик Андрей Свердлов.

— Бывший Сестрорецкий оружейный завод подходил нам по фактурам краснокирпичного строения, которые в 20-е годы как раз были распространены в Петроградском районе и других рабочих кварталах. Перед нами стояла задача соединить уцелевшую территорию завода с придуманными нами улицами, подворотнями, переулками. Мы делали деревянные пристройки, современный асфальт прятали под сеном, соломой, песком, навозом, внутри старых заброшенных цехов построили ателье, слад, ресторан, булочную.

Долго искали площадку под театр Дяди Коли, в итоге нашли круглый концертный зал, где сцена более-менее подходила для варьете. Эту локацию снимали отдельно, а потом на монтаже «сращивали» с моргом старой инфекционной больницы, через который по сюжету нужно пройти чтобы попасть в подпольный театр. В съемках были задействованы многие исторические объекты, которые мы чуть видоизменяли.

Так, домом Роди стал особняк купцов Брусницыных, в нем практически заново построили кухню на застекленной веранде. Интерьер ГУБЧК сыграл зал резного дерева в музее при академии Штиглица, в нем мы с помощью перегородок организовали кабинеты чекистов. Здесь же, но в зале с расписными сводами а-ля рус снимали чайную Дяди Коли. Аптека, в которую периодически приходят герои — не декорация, а аптека-музей доктора Пеля, он открыл ее на Васильевском острове в XIX веке. В ней был готовый интерьер тех времен, мы его не меняли, разве что добавили историческую кассу, баночки, скляночки. Тюрьму с камерами и допросными построили на «Ленфильме», а в китайский притон превратили, не работающий китайский ресторан.  

«Цыпленок жареный»: город на заводе и чулки из хлопка
Фото
Сергей Аксенов

- Мы искали предметы того времени на «Ленфильме», что-то брали в аренду, шили, какие-то детали рисовали, — говорит художник по реквизиту Светлана Устинова. —  Например, из аптеки убирали современные лекарства, покупали ретро-пузырьки, наполняли порошками, изготавливали этикетки.

Все постельное белье шилось под эпоху, поскольку сегодня такого с кружевом как было в 20-е годы не найдешь, как и скатертей, носовых платков с вышивкой. Фарфоровую посуду и знаменитые бокалы-колокольчики брали в аренду, а клавикорд на котором играет Родя, изготавливали на заказ и расписывали.

Одну из главных женских ролей — певицы в театре Дяди Коли Изольды исполнила актриса Анастасия Уколова. Это был ее первый опыт вокала в кино.

- Изначально я пробовалась на Клавдию, которую в итоге сыграла Любовь Аксенова. Пробы шли несколько месяцев, близились к утверждению, я в этот момент уехала на съемки другого проекта и тут позвонила кастинг-директор, поинтересовалась могу ли записать для Елены Николаевой на видео песни, которые исполняет Изольда и начать пробоваться на эту роль. — делится Анастасия. —  Я тогда работала в ночную смену в фильме «Гости», приходила в восемь утра в отель и снимала на камеру как пою «Цыпленок жареный», «Колокольчик звенит». Режиссер онлайн смотрела мои пробы, что-то корректировала, говорила, как иначе спеть. Важно было не просто исполнить «Цыпленка жареного», а с задором, ведь это главный саундтрек фильма, а «колокольчик» спеть с надрывом, с душой. Неоднократно переделывала подачу и манеру исполнения прежде, чем мои видео утвердили. После мы репетировали песни уже на площадке, а затем записывали их с композитором в студии.

Помимо этого, приходилось репетировать танцы, поскольку моя героиня работает в кабаре и выступает с девчонками, которые исполняют канкан. Мы заранее встречались с хореографом, режиссером и каждое выступление достаточно долго отрабатывали.

Еще в сценарии у Изольды был прописан говор, ведь она по сюжету приезжает в Ленинград из провинции, поэтому к ее образу добавили такую деталь — после каждой фразы она говорит: «Ага». Это было очень смешно, особенно если учесть, что у меня с рождения есть свой говор, поскольку я из Ставропольского края. Мы с режиссером совместили это с речевыми особенностями Изольды и как мне кажется, получилось обаятельно.

Аксессуары для актеров художники по костюмам добывали в антикварных магазинах, а многие предметы гардероба изготавливали по эскизам 20-х годов.

«Цыпленок жареный»: город на заводе и чулки из хлопка
Фото
Саша Торгушникова

- Еще до начала съемок я несколько раз прилетала в Санкт-Петербург, мы на «Ленфильме» делали пробы грима, причесок, головных уборов, — рассказывает Уколова. — Елена Владиславовна показывала отрывки из картин 20-х годов, говорила какие фильмы мне посмотреть, чтобы вдохновиться той эпохой. Наш режиссер утверждала все, каждую малейшую деталь и ее соответствие времени. Меня очень долго наряжали перед съемочным днем. Важнейшие детали образа Изольды — это шляпка, в которой она все время ходит и головные уборы с перьями для выступлений в кабаре. Еще одна значимая вещь — белые воротнички, их мы тоже долго подбирали, примеряли с разным кружевом. Воротничок — это не просто аксессуар из гардероба Изольды, он сыграет драматическую роль в ее судьбе. Особое внимание уделялось даже нижнему белью. У меня были хлопковые чулки на резинках, бюстгальтер из хлопка.

Для сцены, когда Изольда едет в Ленинград и останавливается чтобы искупаться в реке, мне сшили сорочку точь-в-точь такую как в 20-е годы. Все эти вещи хрупкой ручной работы помогали ощутить себя в том времени, слиться с персонажем.

Над сериалом режиссер Елена Николаева работала вместе с супругом Алексеем Рудаковым, который участвовал в написании сценария, младшим братом — оператором Максимом Осадчим и сыном Иваном Рудаковым, он сыграл в картине роль Бухнера, бывшего полицейского, хозяина мебельного салона. Актер очень ждал премьеру этого сериала, но не застал. Иван Рудаков ушел из жизни 16 января в 43 года из-за осложнений после перенесенного коронавируса. 

«Цыпленок жареный» На ТВ — Понедельник-четверг, 21:30, Первый канал