Тайм-менеджмет призван раскрыть наш потенциал и сделать жизнь проще. Почему же попытки эффективно упорядочить время зачастую себя не оправдывают? Проблема в превратном понимании идеи. Разобраться в мифах и фактах о тайм-менеджменте помогает Маргарита Былинина — маркетолог, эксперт по массовым коммуникациям, стратег-брендмейкер.
Что мешает некоторым людям следовать тайм-менеджменту?
Некоторые специалисты по тайм-менеджменту утверждают, будто существует единый метод упорядочить время, который подойдёт абсолютно всем. Это не так. Мы живем по уникальным внутренним ритмам. У кого-то пик формы приходится на утро, у других — на день или вечер. Кто-то чередует краткие периоды сосредоточенности и отдыха, кто-то интенсивно работает много часов подряд, но потом долго восстанавливает ресурс.
Стратег-брендмейкер, эксперт по массовым коммуникациям, спикер в London School of Public Relations и основательница первой международной Академии по личному брендингу в СНГ
«Покажу на личном примере. По утрам я закрываю блоки дел, которые требуют автоматизма, а не интеллектуального и эмоционального ресурса. Если говорить о творческих задачах, то в пик активности я за два часа могу справиться с делами, которые в менее удачное время выполню за шесть часов. Вывод: нужно учитывать особенности индивидуальных ритмов, а не действовать по набору общих правил», — отметила Маргарита.
Идея универсального тайм-менеджмента некорректна еще и потому, что график, рассчитанный на мужчин, подойдет очень малому числу женщин.
Во-первых, у последних есть физиологические циклы, влияющие на самочувствие и работоспособность.
Во-вторых, в текущих реалиях у женщин более обширный разброс задач — совмещать профессиональную деятельность с заботой о семье им приходится чаще, чем мужчинам.
Развенчание популярных мифов
1. Тайм-менеджмент нужен только тем, кто ничего не успевает.
Ошибочно полагать, что тайм-менеджмент — это практика для неудачников. Напротив: это инструмент тех, кто умеет ставить перед собой цели и достигать их.
2. Распорядок душит креативность.
Сутки, расписанные по минутам — следствие неверного подхода к составлению планов. Грамотный тайм-менеджмент обеспечивает время и силы на работу, саморазвитие и отдых.
3. Себя не переделать, не стоит и пытаться.
Цель тайм-менеджмента — не изменить личность, а научить человека эффективно и безболезненно решать повседневные задачи, оставаясь самим собой.
4. У человеческих сил есть предел, поэтому тайм-менеджмент не заставит прыгнуть выше головы.
Управление личным временем позволяет увеличить КПД (коэффициент полезного действия, — прим. ред.) и в идеале борется с растратой энергии. Он не стимулирует сгорать на работе, а помогает полнее раскрыть заложенный потенциал.
5. Тайм-менеджмент придумали на западе, это всего лишь мода.
Заимствованный термин не должен затмевать отнюдь не чуждую российскому менталитету концепцию. Тайм-менеджмент полезен не только личности, но и обществу.
Как ввести в свою жизнь тайм-менеджмент, чтобы следовать ему было в удовольствие?
Прежде всего, нужна мотивация. Посчитайте, сколько стоит ваш рабочий час — вы начнете его беречь и планировать свое время иначе.
Второй значимый момент — умение эффективно взаимодействовать с социальными сетями. Если с ними связана ваша работа, проверьте, сколько онлайн-времени тратится именно на нее, а сколько — на прокрастинацию. Это не значит, что отдых в соцсетях под запретом. Они существуют, в том числе, и для релаксации, удовлетворения информационного голода и эстетических запросов. Следует избегать ситуаций из серии: «Сели вечером полистать ленту в Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) пропустили время сна».
Так мы подходим к третьему важному пункту: нужно научиться ложиться спать вовремя. Понятие «вовремя» тоже индивидуально. У кого-то пики активности приходятся на вечерние часы. Кому-то лучше ложиться раньше, чтобы быть в оптимальной форме утром. Но общее правило для всех — отбой хотя бы до 23:00. Не высыпаясь, мы ни при каких условиях не заставим себя следовать правилам тайм-менеджмента.
Нужно понимать, разграничивать и грамотно использовать свои контексты: рабочее место, дом, дорога. Если вы отвечаете на рабочие звонки, занимаясь детьми, то расфокусировка скажется на обоих процессах. Между тем, автомобильные пробки можно использовать во благо, выполняя в них быстрые дела, не требующие концентрации.
Последнее правило — не устанавливать чрезмерно жестких рамок и не включать в планы априори невозможное количество дел. Трезво оценивайте свои перспективы. Если вы регулярно нацеливаетесь на пятнадцать дел, заканчиваете одно и остальное переносите на завтра, то мотивация быстро иссякает. Лучше сделать два-три важных дела и несколько второстепенных. Главное, выполнять приоритетные задачи на пиках активности.
Основная цель тайм-менеджмента — помочь вам достичь большего с минимальными затратами времени и энергии.