Акрофобия, или боязнь высоты, находится в топе распространенных страхов. Причем бояться человек может и незначительных перепадов. У него начинает кружиться голова, ноги становятся как будто ватными, и единственное, чего хочется, — это вцепиться во что-то покрепче руками, чтобы устоять. Специалисты до сих пор не выявили точных причин возникновения страха. Некоторые связывают его с эмоциональным фоном, другие усматривают наследственные факторы, а третьи даже считают легкой формой невроза.
В любом случае, чем бы он ни был, преодолеть его можно. И как с ним бороться, рассказали артисты спектакля «Пари над бездной». Каждый спектакль они проводят на 9-метровой высоте и, кажется, нашли действенные методы борьбы с подобным страхом.
Артист спектакля «Пари над бездной» Московского театра мюзикла (акробатическая пара). Многократный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, победитель международной «Минуты славы», тренер, эксперт по дыхательной гимнастике
Личный сайтПривыкание к высоте приходит со временем. Чем дольше мы находимся в условиях, в которых страшно, тем лучше наша нервная система начинает понимать, что в этом можно существовать.
Могу дать два простых совета. Первый: находясь на какой-то высоте, на краю, вставая на парапет, попробуйте сделать простую вещь — постоять на одной ноге. Так вы поймете, что баланс уже имеется, что равновесие в теле присутствует, и от осознания этого будет проще и легче. И вторая подсказка: представьте себе, что находитесь точно в таких же условиях, как на земле. То есть нужно обмануть свое зрение и заставить себя поверить в то, что нет ничего страшного. Это своеобразная психологическая подготовка. И главное — понимать, что на самом деле бояться — это хорошо, ведь это значит, что вы здоровый человек.
Артист спектакля «Пари над бездной» Московского театра мюзикла (акробатика, партерный полет)
Если человек хочет побороть страх высоты, он должен определиться, для чего ему это надо. Чтобы чувствовать себя комфортно на какой-то фиксированной высоте (к примеру, когда смотришь из окна своего дома), или он в принципе хочет чувствовать свободу, когда стоит на краю пропасти, взбирается на гору или вершину. С фиксированной высотой проще. Если привыкаешь к какой-то определенной отметке, то все, что ниже, будет казаться уже не таким страшным.
Чтобы побороть страх, прежде всего нужно общаться с самим собой, рефлексировать, понимать, что наше тело, которое несет в себе генетическую память, лучше нас знает, как справиться с опорой, устоять. Нужно не вмешивать в это страх, пытаться расслабляться, направлять себя мысленным потоком к тому, что «ничего со мной не происходит, я стою, никакая потусторонняя сила меня не вытолкнет, я сам хозяин своих действий, и куда я направлю свое тело, в том направлении оно и будет двигаться».
Артист спектакля «Пари над бездной» Московского театра мюзикла (акробатика, корд де парель). Выступает в жанрах парной и групповой акробатики, а также «воздушный полет». Работает тренером в скалодроме Limestone
Именно страх дает нужную осторожность и осмысленность каждого движения. Это природный механизм, созданный для сохранения жизни, поэтому бороться с ним не нужно. Не надо бояться бояться. Лучше учиться контролировать страх и найти гармонию между ним и разумом. Первое, что даст уверенность на высоте, — это хорошая физическая форма. Второе — это постепенное увеличение времени на высоте. Третье — это осознанность. Единственное универсальное средство борьбы со страхом — это понимание его причин.
Артистка спектакля «Пари над бездной» Московского театра мюзикла (воздушное кольцо). Артистка цирка
В первую очередь хочется заметить, что страх — это очень полезная, даже необходимая вещь не только для гимнаста или акробата, но для каждого человека. Он позволяет нам сохранить себя.
Если говорить непосредственно о боязни высоты, то сама по себе она вряд ли является чем-то страшным. Воздушный гимнаст, к примеру, на высоте боится совершить ошибку. Поэтому одно из лучших лекарств от боязни высоты — это постоянное поддержание наилучшей физической формы, отработка всех элементов номера до автоматизма.
Артист спектакля «Пари над бездной» Московского театра мюзикла (эквилибр, акробатическая пара). Заслуженный мастер спорта России, чемпион мира, чемпион Европы
К высоте нужно привыкать не спеша, потихоньку выходя из зоны комфорта. Мне кажется, боятся все, и это нормально. С доверием к партнеру похожая история: над ним нужно работать, начиная с безопасных трюков. Понадобится определенное время, чтобы преодолеть все зажимы.
Артистка спектакля «Пари над бездной» Московского театра мюзикла (воздушная гимнастика (пилон). Хореограф, танцовщица, модель
Страшно бывает тогда, когда не уверен в том, что делаешь. Например, чтобы не бояться делать трюки на высоте, мы, артисты, сначала репетируем их пониже (снаряд может висеть над полом) или надеваем страховочный пояс с тросом.
Когда начинаешь уже уверенно делать трюк, становится спокойно. И высота не пугает. Даже наоборот, ощущение высоты добавляет новых эмоций, это и есть то самое ощущение парения. Невероятное чувство свободы и легкости. И, конечно, когда очень часто находишься на высоте, чувство страха притупляется.
Артистка спектакля «Пари над бездной» Московского театра мюзикла (турники, партерный полет)
Страх высоты есть всегда. Путем тренировок, пересиливания себя постепенно возникает привычка. После этого страх переходит в состояние сосредоточенности на действии.
Спектакль «Пари над бездной» идет на сцене Московского театра мюзикла. Последний показ — 29 сентября.
Когда: до 29 сентября.
Где: Московский театр мюзикла (Пушкинская пл., 2, ст. м. «Пушкинская», Чеховская», «Тверская»).
Стоимость: от 300 рублей.