— Когда тебе 17 лет, можно променять все что угодно ради своей мечты, а я тогда уже знала, что хочу быть актрисой и именно в России (Яна родилась в Юрмале, ее папа русский, а мама украинка. — Прим. «Антенны»). Хотя стояла как-то на перекрестке и думала: «Ну что, куда из Латвии поедем учиться — в Германию или в Россию?» И выбрала Москву, потому что поняла, что для меня эта профессия сопряжена с выражением своего внутреннего мира, а выражать его хотелось на родном языке. К тому же во всем мире русская актерская школа считается самой сильной и крутой, мы все знаем, что голливудские системы основаны на техниках Станиславского и Михаила Чехова, а все, что было дальше, — это уже адаптация их методов.
Помню все как в тумане о том, как приехала поступать в Москву. Не понимаю, как без всех сегодняшних гаджетов находила институты. Я ходила по городу с картой, жила у тети свой подруги из Латвии на «Измайловской». Однажды, когда в 12 часов ночи возвращалась домой после конкурса в ГИТИСе, на меня чуть не напали два пьяных, но, слава богу, в этот момент мимо проезжал патруль и спас. У меня в то время была одна установка — вижу цель, не вижу препятствий. Я поступила и в ГИТИС, и во ВГИК, выбрала второй вариант, мастерскую Владимира Грамматикова, потому что там на меня не смотрели как на какую-то иностранку, хоть я и выходила таковой по документам, и не стали повышать цену за обучение.
Когда меня взяли, то выделили комнатку в общежитии. Твой курс — твои лучшие друзья, они же в какой-то момент и враги, а потом и вовсе родственники. Мы обожаем друг друга и до сих пор общаемся, это моя семья в Москве.
После выпуска я была в полной прострации. Тебя за четыре года учебы так переделывают, ты познаешь себя, начинаешь сомневаться. Это большой путь взросления. В 2009 году в разгар кризиса, мы пытались показываться в театры, но никому не нужны были. Правда, не особо-то и хотелось туда. Когда мы выпускались, у меня в голове было: театр сейчас плохой, кино плохое, ничего настоящего творческого нет, а значит, другого и не надо.
И полгода я просто скиталась по Москве без денег, работы, в полном раздрае. Мне негде было жить, я останавливалась у тех знакомых и малознакомых, кто был готов бесплатно приютить на неделю, две или месяц.
Летом 2010 года, когда горела вся Москва (из-за аномальной жары и отсутствия осадков возникли торфяные пожары. — Прим. «Антенны») и дышать в городе было нечем, временно жила у моих однокурсников: четыре пацана в двухкомнатной квартире и еще я с ними. Работала тогда аниматором в детской комнате в ресторане на Рублевке. Так продолжалось, пока в какой-то момент, жутко уставшая, не спросила себя: Яна, ну что, теперь-то артисткой будем? И поняла, что смогу овладеть профессией только на съемочной площадке, и какой бы плохой сериал ни был, я буду стараться делать все, что могу. Как только дала себе такую установку, через неделю позвонил мой агент: «Яна, идем с тобой пробоваться на главную роль. Возможно, придется пополнеть…» Я ответила, что мне все равно — полнеть, выучить китайский, побриться наголо, ко всему готова. И так началась история полугодового кастинга в сериал «Дневник доктора Зайцевой».
Испытанием было все, и в меньшей степени просьба поправиться на 10 кг. Хотя я в тот момент только пришла в форму, у меня появились деньги благодаря работе аниматором, фея Яна заработала себе на йогу, танцы, стала хорошо выглядеть — и тут надо полнеть. Выбросила все абонементы, проконсультировалась с однокурсником, он сказал: «Ни в коем случае не налегай на сладкое, поджелудочную посадишь» и посоветовал купить спортивное питание для мужчин. И я стала пить протеиновые коктейли, а в них только в одной порции чуть ли не тысяча калорий! Но тяжелее всего было психологически, потому что полгода проходила пробы — то с разными партнерами, то менялась съемочная группа, то еще что-то. Уже начинала потихоньку набирать вес, а со мной никто еще договор не заключил! Месяцев через шесть я была настолько не уверена в себе как актрисе, как женщине, толстая, с прыщами, не понимающая, что еще нужно сделать, чтобы утвердили на роль… Тогда молодой человек увез меня на три дня в Рим, и я впервые за полгода отпустила эту ситуацию.
Когда вернулась, помню, как поднималась на эскалаторе, звонит агент и говорит: «Яна, мы победили. Тебя утвердили!», я чуть не упала от радости, люди вокруг хотели скорую вызвать, думали, что мне плохо стало.
Конечно, все это стоило того. Сколько артистов есть, которые много снимаются, не вылезают из проектов, но если кому-то объяснить, где этот актер снимался, никакой образ в голову не придет, а тут ты говоришь про «Дневник доктора Зайцевой» и все сразу: «Да ладно? Это ты? Так изменилась!» То есть я получила свою визитную карточку и самое главное — народную любовь.
После первого сезона мне пришлось походить по врачам, по эндокринологам, потому что со всем этим пополнением подорвала свое здоровье. Так что теперь, уже будучи с опытом, осторожно отношусь к такого рода трансформациям. Хотя кому я вру? Все равно такой же сумасшедшей осталась.
Например, для второго сезона «Гадалки» мне нужно было прийти в ту же форму, как в первом, а там я была экстремально худой для своего телосложения, в тот период просто так случилось. Пришлось буквально ничего не есть, чтобы снова вернуться в нездоровую худобу. Это психологически и физически тяжело, но это была интересная роль в партнерстве с Михаилом Пореченковым.
Наверное, «Гадалку» тоже назову знаковым проектом. Если какие-то люди узнали меня по образу доктора Зайцевой, где я плюс 10 кг, с завитыми волосами, и такая комедийная, как Бриджит Джонс, то в «Гадалке» я стройная, расчетливая, умная стерва-криминалист. То есть совершенно разные люди!
Те, кто знал меня по «Гадалке», не верят, что я и есть Зайцева, и наоборот. Это как раз тот путь, по которому я иду. Моя цель — быть актрисой, которой поддаются любые трансформации.
Слова «авантюрный», «рискованный» — они как будто бы не про меня, потому что для меня быть все время в движении — это обычная рутина. Я просто решила в 17 лет одна поехать в Москву поступить на актерский факультет, хотя все вокруг говорили, что там один сплошной блат и если у тебя нет связей и денег, то ничего не получится. Я сломала эти установки!
Так же после «Зайцевой», не имея американской визы и уже забывая английский язык, я сделала все, чтобы поехать в Лос-Анджелес к лучшему преподавателю актерского мастерства Иване Чаббак, провела месяц в Голливуде. Для этого я пришла в посольство со всеми своими обложками и журналами, прошла собеседование, получила визу на три года. Английским занималась по 30–40 минут в день, созванивалась с двумя носителями языка по скайпу.
Я нашла для себя прекрасную формулу — чувствовать свой внутренний отклик, идти за ним и не думать головой.
Раньше мне все нужно было контролировать, планировать, я постоянно была в напряжении, и это ужасно. Как только стала экспериментировать с другой концепцией, это произошло года три назад, тогда я находилась в деструктивном состоянии, которое мне не нравилось, я встала на путь саморазвития, начала изучать себя, и начали происходить чудеса.
Не советую так действовать всем, не знаю, как и у кого это сработает, но я нашла свой ключ к себе. У меня получается то, что не выходит у многих, и именно в тех обстоятельствах, когда кажется, что невозможно все. Например, моя поездка на Каннский кинофестиваль в этом году была абсолютно не запланирована, это импровизация. Я собиралась выезжать с подругой на машине в Латвию, к маме в Юрмалу, и за два дня до отправления что-то екнуло внутри: надо подать документы на аккредитацию. Я получила ее в прошлом году, но из-за пандемии фестиваль не случился. И вот подаю документы, плачу за это деньги, потому что когда ты опомнился в последнюю минуту, то нужно внести мзду. И то это не дает никаких гарантий, что тебе дадут аккредитацию. Выезжаю в Юрмалу и получаю сообщение, что аккредитацию дали! А дальше случилась магия: в Латвии система выдала, что мне не требуется соблюдать самоизоляцию десять дней, а моей подруге нужно. Когда я увиделась с мамой, побывала на море, то купила билеты в Канны, оплатила жилье и полетела туда одна. Мой отель был в 20 минутах пешком от всех важных стратегических мест и лагеря фестиваля. Я решила сразу же с чемоданом пойти забирать свою аккредитацию, а потом уже заехать в гостиницу. И вот я иду в штанах, рубашке с длинными рукавами, а там 35 градусов жары, и понимаю, что сейчас умру в такой одежде, надо срочно переодеться. Единственным местом для этого оказался общественный туалет на набережной Круазетт, где открыла свой чемодан, надела шорты, майку, и мне полегчало.
Потом смеялась над своим быстрым карьерным ростом, потому что в крайний день фестиваля уже переодевалась в лучшем отеле Канн в дизайнерское платье и меня к красной дорожке, на премьеру фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» подвозил на самокате прекрасный француз. В Каннах оказалась куча моих друзей, состоялось множество прекрасных знакомств, я попала на церемонию открытия внутрь в зал, хотя обычно туда не пускают, если ты не приглашенная звезда или не создатель фильма. Вот такие чудеса.
Как только у тебя в голове есть к чему-то готовность, все происходит как надо, ты делаешь именно те действия, которые нужны и приводят к цели.
Как только я поняла, куда хочу двигаться, пространство стало работать на меня, и судьба начала подкидывать стоящие роли. Раньше ужасно боялась отказаться от каких-либо предложений, даже если они не очень нравились. Работа актера настолько нестабильная, что поначалу ты хватаешься за все, потому что завтра может не быть ничего и тебе нужно заработать подушку безопасности. К этому моменту у меня изменилось отношение. Хоть из-за пандемии не было съемок и я подъела ту самую подушку безопасности, но уже за эту неделю отказалась от двух предложений. От одного по эстетически-вкусовым соображениям, от второго — потому история настолько «мыльная», что я уже не готова к таким вещам. Верю, что когда ты отказываешься от вещей, которые переросла, то расчищаешь пространство для чего-то нового. Сейчас, например, у меня начинаются съемки в интересном историческом проекте, я такого еще не играла.
У меня такой характер и темперамент, что от природы много сил и энергии, мне нужно давать этому выход, и физическая нагрузка — самый логичный, правда, ее вид все время меняется. Был период тренажерного зала, железа, потом пришел бег на улице, затем горячая йога, классическая. Я все попробовала. Переживала разные периоды зацикливания, когда казалось, что если не потренируюсь три раза в неделю, то обязательно растолстею.
Этот психоз надо прожить и понять, что если не научишься делать все в удовольствие и с любовью к своему телу, то спорт пойдет во вред. Я это прожила.
Когда два месяца подряд занималась горячей йогой, то такое себе наделала со здоровьем, что страшно вспомнить. Какие-то моменты мне аукаются до сих пор, и это тоже мой путь к тому, чтобы слушать себя. Наше женское тело такое хрупкое, что нужно улавливать даже его малейшие сигналы. С питанием я как только не экспериментировала, опять же в том числе из-за работы, где тебе то тебе потолстеть надо, то похудеть. Сейчас, пожалуй, прихожу в тот самый пресловутый баланс, когда я не суперхудая, и меня это перестает волновать. Я в гармонии с собой и начинаю получать подтверждение этого от внешнего мира — столько комплиментов слышу. Дело даже не в физической привлекательности, мы все в себе найдем 10 миллионов изъянов, все зависит от нашего внутреннего состояния и настроя.
Я не перестала быть быстрой, но перестала суетиться, это крадет твою радость. Раньше, если понимала, что опаздываю, то все что угодно бы сделала, в мыле бы прибежала, а сейчас просто останавливаюсь на две минуты, делаю вдох, выдох, прихожу на десять минут позже, но в прекрасном настроении, а не как загнанная лошадь. Когда ты даришь людям свою позитивную энергию, они отвечают тебе взаимностью.
Даже период карантина был для меня очень плодотворным. За эти месяцы отдыхала от силы дня два. Была в Москве, одна в квартире, начала вести дневник, поскольку поняла, что иначе в таких обстоятельствах легко потерять связь с реальностью. У меня был четкий график: пробежка с утра, полезный завтрак, зарядка, дыхательная гимнастика, чтение, просмотр фильмов и огромное количество самопроб. Практически каждый день их записывала, разбирала сцены, учила текст, придумывала, где еще в квартире можно снять видео, кто будет моим партнером по телефону. Я постоянно работала, 40 дней не пила кофе, устроила себе детокс от него, тренировалась и вышла из карантина в спортивной форме заряженная на новые свершения.
Наверное, только сейчас я начинаю подходить к ощущению, что баланс между карьерой и личным счастьем возможен. Долгое время думала, что когда ты отдаешься творчеству, то личной жизни места нет. А если она случится в виде семьи, то заберет все внимание, силу, энергию и тебя не хватит на профессию. Сегодня прихожу к пониманию, что все наоборот, семья даст мне новые ресурсы, силы для всего, я стану непобедимой. Так что иду к этому.
ЯНА КРАЙНОВА НА ТВ: «Гадалка», понедельник — четверг, 21:30, Первый канал
Досье
Родилась: 28 сентября 1986 года в Юрмале (Латвия).
Образование: окончила ВГИК.
Карьера: в кино дебютировала в 2007 году, сыграв эпизодическую роль в фильме Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя». Снялась в таких фильмах и сериалах, как «Дневник доктора Зайцевой», «Анжелика», «Высокая кухня», «Новогодний папа», «Квест», «Улетный экипаж», «Челночницы», «Гадалка», «Невеста комдива», «Линия огня», «Статья 105» и других.
Семейное положение: не замужем.