Владислава Кочелаева — биохимик и парфюмер. Создательница «аромата Москвы» и сотен других авторских запахов вносит весомый вклад в импортозамещение товаров ушедших парфюмерных домов и развитие индустрии в России.
Специалист по ароматам поговорила в эфире «Радио 7» с ведущими шоу «Утро на семи холмах» Татьяной Борисовой и Юрием Гурьяновым о том, почему плагиат в этой отрасли процветает, как подобрать для себя идеальный аромат и существует ли запах, который нравится всем без исключения.
— Владислава, известно ли, сколько всего в мире запахов?
— Не думаю, что их можно сосчитать. Ольфакторная (обонятельная — прим. ред.) память отвечает за восприятие запахов, построение ассоциаций, энергетику человека. У профессионального парфюмера около 3000 — 5000 ингредиентов. Это то, из чего создают аромакомпозиции и отдушки (парфюмерные отдушки и ароматизаторы — это ароматические композиции, созданные искусственным образом из натуральных и/или синтетических веществ. Они вводятся в продукты — пищевые и непищевые — для того, чтобы улучшить их ароматическое восприятие у покупателя, а также, чтобы убрать неприятные запахи в косметике и бытовой химии — прим. ред.).
При этом каждый год выпускаются новые формулы, которых не было ранее. Библиотека парфюмера — это огромное количество ингредиентов. Есть парфюмерия как искусство, а есть — для масс-маркета, где коллекция запахов меньше.
— А если взять две ноты и смешать, получится третья?
— Все зависит от умений и знаний парфюмера. Профильных школ для этой профессии в мире очень мало. В тех, которые есть, будущие специалисты познают основы, а после обучения они сами создают аромаотдушки.
Весь мир придерживается системы ольфакторной пирамиды: верхние, средние и базовые ноты. Я создала свою технику. В ней таких уровней пять. Сейчас я ее дорабатываю, подключаю искусственный интеллект, знания из биохимии. Нужно сказать, что профессионал не обязан знать эту науку, но ее изучение — огромный плюс в парфюмерном деле.
— Что самое главное для профессионального парфюмера?
— Желание и ресурс «божественной искры». Талант требует ежедневных тренировок: музыканту каждый день нужно играть гаммы. Парфюмерия для меня — уже не работа, а образ жизни. Парфюмер должен иметь хороший вкус, готовить вкусную еду.
Важным дополнением может быть то, как специалист воспринимает свет и звук. Есть такие люди — синестеты. Обычно они творчески одарены. Это писатели, музыканты и парфюмеры. Они могут видеть запахи в цвете, буквы в звуках.
Важно желание все время что-то создавать. Это не про работу по брифу, как, например, в концернах, где нужно уложиться в определенную стоимость. Это про стремление познавать новое: цвет, вкус, запах. Квинтэссенция. Нужно писать с помощью душистых веществ как композитор пишет с помощью нот. Обязательно записывать формулы, чтобы передать людям красоту моментов.
С технической стороны необходимо знать несколько обязательных предметов. Я для Минпромторга составила список необходимых знаний для профессии парфюмера-технолога парфюмерно-косметической промышленности. Туда входят: органическая химия, физика процессов, термодинамика, знания ольфакторной библиотеки и другие.
— Существует ли в парфюмерии плагиат?
— Безусловно, весь рынок масс-маркета на этом построен. У парфюмерных концернов постоянно выходят новые аккорды. Парфюмерные дома, «Диор» в частности, не являются производителями, они покупают продукт в концерне.
Это выглядит так: выпускается аромат, курьер забирает образцы и специалисты создают копии этих парфюмов, которые потом попадают на рынок. Это выгодно для бизнеса, поэтому плагиат процветает. Здесь и защититься достаточно сложно. Концерны имеют авторские права на отдушки, а производитель в конечном итоге — только на половину своего продукта.
— Как помогает хорошее обоняние в жизни?
— Это система выживания. Запах — это информация. Здоровая еда или испорченная, подходит партнер вам или нет. Профессиональный парфюмер не разделяет запахи на хорошие и плохие. Ему интересно все как исследователю.
Запах земли после дождя считается приятным, потому что это природа, естество. Запах сероводорода говорит о том, что нужно уходить. Неприятный аромат человека тоже подразумевает некую опасность.
— Почему может пропасть обоняние и как его вернуть?
— Обоняние пропадает из-за болезней, постоянного стресса. Когда человеку плохо или он переживает, мозг отключает некоторые зоны внутри, чтобы сберечь энергию. Стоит только выздороветь или отдохнуть — обоняние, скорее всего, вернется.
— Можете ли вы подобрать аромат для человека, как только его увидели?
— Я смотрю на психотип, гормональное состояние. В зависимости от этого, человеку подходит тот или иной запах.
— Как правильно подбирать духи?
— Своим можно назвать парфюм, запах которого максимально похож на тот, что источает ваше тело. Таких практически нет в масс-маркете по разным причинам, начиная с бюджетов, заканчивая ингредиентами.
Нужно наносить аромат на теплые места, где видно вены. Обычно это запястье или сгиб локтя. Самое главное — это послевкусие, которое наступает через 15-20 минут. Важно почувствовать, что это ваше. Не должно быть отторжения. Например, головной боли.
Также нужно обращать внимание на то, чтобы аромат не шел впереди человека. В масс-маркете добавляют фиксаторы, чтобы долго держался «шлейф» запаха. Наш мозг быстро привыкает к таким ароматам и мы перестаем их слышать. На волосах и на одежде запах держится дольше, чем на коже.
— Скажите, правда, что на каждом человеке аромат слышится по-разному?
— Это действительно так. У людей разная энергетика, кожа. Мы живем в различном климате, где может отличаться влажность и температура. Например, восточные ароматы для холодного климата и нашей сухой кожи не подходят, они как будто удушающе на нас действуют. Но когда мы приезжаем на восток, эти запахи, более маслянистые и плотные, очень хорошо ощущаются.
— Как происходит процесс создания нового аромата?
— Есть техника создания плюс творческое вдохновение, не подчиняющееся математической логике. Люди запоминают друг друга по запаху. Вы можете не помнить, во что был одет человек, но в вашей памяти надолго останутся ощущения от встречи с ним. Это и есть его запах. Поэтому, чтобы создать что-то запоминающееся, важно словить в творческом порыве эту бессознательную часть.
У меня есть специальная закрытая лаборатория, где создана творческая атмосфера и я пишу формулы. Очень часто даже не помню рационально, как у меня получилось их придумать. Дальше включается техника адаптации формулы к промышленной. Необходимо, чтобы ароматы были максимально безопасными и прошли международную сертификацию.
— Подскажите, возможно ли, чтобы человек не имел своего запаха вообще?
— Запах — это микрочастицы материального объекта, несущие информацию о нем. В криминальной одорологии (наука о запахах — прим. ред.) есть такое понятие, как запаховые следы. У всего они есть. Чтобы не было аромата, нужно, чтобы тело не источало соответствующих молекул. Камень, к примеру, почти не несет никаких запахов. А вот цветы наоборот. Они пахнут, можно сказать, специально. Хотят, чтобы их опылили, ведь это продолжение рода. Поэтому мужчины и дарят женщинам цветы.
— Возможно ли создать универсальный запах, способный создать чувство любви, как в фильме «Парфюмер»?
— Существуют специальные органические молекулы — усилители сигнала. Они вырабатываются, к примеру, у женщин в период овуляции. Но привлекать они будут не всех, а определенный тип мужчин, который больше других подходит для создания потомства на биологическом уровне. У меня была мечта — создать аромат, который будет нравиться большинству людей.
Для этого он должен быть максимально привычным, потому что мозгу такое нравится. Если что-то выходит за эти рамки — он защищается, чувствуется «химозность». Свою мечту я исполнила — создала идеальный аромат. Интересный факт: нам нравится то, что мы не можем понять, но при этом оно уже знакомо.
— Вы создали запах «Москвы». Как вы ее слышите?
— Для меня это аромат изобилия: сила, воля, центр всего. Это потенциал, ресурс, мощная энергия жизни. Москва пахнет листьями, туманом, букетом цветов, чем-то серебряным и прозрачным сандалом.