— Как прошли ваши новогодние каникулы? Что готовили к праздничному столу? Поделитесь рецептами.
— Говорят, что я вкусно готовлю. И это не я сказала. У меня в семье, кроме меня и Маши (дочери актрисы 18 лет. — Прим. «Антенны»), не постятся. Поэтому оливье делаем двух видов. Для всех с мясом, курицей или языком, а себе и дочери — с крабовыми палочками. Свои домашние соленые огурцы дают неповторимый вкус. И вообще, все летние заготовки замечательны для стола — квашеная капуста, грибы… Прошлым летом грибов было много, я их отварила и заморозила в пакетиках. А сейчас белые грибы с луком и сметаной и с печеной картошкой улетали со стола сразу. Конечно, селедка под шубой. Для родных — студень, нам с Машей — судачок заливной. Я стала фанатом украшения блюд. Чуть горошинок, веточки зелени, веточки петрушки, желтенькие зерна кукурузы… И блюдо начинает играть. А когда карпа делали заливного, я варила свеклу и этим отваром заливала. Получилось необычно и красиво — рыба под красным желе. Мне это доставляет эстетическое удовольствие. Тем более сейчас много всяких приспособлений, есть насадки, пропускаешь через них огурец или морковь, выходит тоненькая ленточка, из которой можно выложить розочку.
Люблю учиться, приятно доставить родным удовольствие, готовить не только вкусно, но и красиво.
К Рождеству готовила гуся, заливной язык. Классический винегрет, с ароматным рыночным маслом, где свои огурцы, капуста, причем свеклу не варю, а запекаю. А на следующий день после поста хочется нормального борща на мозговой косточке, чтобы наваристый такой. Сало стараюсь не есть, но оно полезно для кожи и сейчас в пандемию для легких. Так я промалываю кусок сала через мясорубку, добавляю чесночка и зелени, намажешь на кусок черного хлеба — объедение. Люблю учиться, приятно доставить родным удовольствие, готовить не только вкусно, но и красиво. Вообще, когда что-либо жарю, никогда не наливаю подсолнечное масло на сковородку, а в маленькую мисочку, окунаю в нее кисточку и смазываю дно сковороды — это и для здоровья полезно, и невероятная экономия. В три раза меньше стало масла уходить.
— В «Улицах разбитых фонарей» вы гармонично смотрелись в мужской компании. Есть ли у вас подруги и друзья-мужчины? С кем вам проще общаться?
— У меня, конечно, есть институтские подруги, с которыми редко видимся, одна, школьная, в Москве, очень близкий мне человек. Мы можем встречаться раз в несколько лет и редко разговаривать, но, когда видимся, ощущение, что общались вчера. Но в повседневной жизни проще дружить с мужчинами. Я счастлива, что у меня есть Федорцов, Селин, Нилов, мне с ними легко и просто. С одной стороны, мы артисты, но с другой — я не конкурент им, я женщина, я другая. У нас нет ревности. С девчонками чаще задумываюсь, что можно сказать, а что нет. При этом я их люблю. А мужчины меня реже учат, чем женщины, как надо жить на этом свете. С большинством дружу годами, но одна подруга появилась пять лет назад. Она врач в санатории. Увидела ее, и во мне какой-то щелчок: свой человек. У нее никакой зависти и желания учить меня жить нет. Она со мной на одной волне. Лично меня пока не спросят: «Настя, как думаешь, как надо сделать?», никогда первой не полезу с советом. Так что я счастливый человек, вокруг меня много людей, которых люблю и которые вроде ко мне неплохо относятся.
Единственное, что у меня получилось в этой жизни, — мой ребенок. Ребенок у меня фантастический!
— Чем занимается ваша дочка?
— Извините за нескромность, но это факт — единственное, что у меня получилось в этой жизни, — мой ребенок. Ребенок у меня фантастический! Кроме того, что хороший и отзывчивый человек, она образованная и умная. Маша на втором курсе Российского государственного института сценических искусств. Тут на днях сказала: «Мама, прости, я не буду ложиться спать, завтра экзамен по зарубежному театру, а я три пьесы не прочитала». Я: «Малыш, но ты все остальные знаешь». Дочь: «Нет, не пойду на экзамен, пока не дочитаю все, я ведь пришла в институт получить высшее образование». А когда она поступала, то сказала мне: «Пойду в театральный при одном условии: разреши мне окончить параллельно второе высшее образование». Думаю, нормально, ребеночек мой условие уже ставит. Я: «Разрешу, только у тебя условие ко мне, а у меня к тебе — просьба». Маша захохотала, а я продолжила: «Не надо учиться параллельно». И через полгода дочь согласилась, поняла, что трудно будет совмещать. Второе образование хочет журналистское. У нее речь легкая, и пишет тоже легко. А мне кажется, что вторая профессия должна быть противоположной первой. По себе знаю, когда сидишь без работы, это просто вешалка. Журналистика и актерская профессии схожи между собой, они крайне зависимы. Хотя дочери препятствовать не буду. Маша блестяще учит языки, английский у нее свободный, говорит без акцента, причем моментально переключается с британского на американский. Большинство предметов сдала досрочно, обучается дистанционно, а заниматься, к примеру, танцами онлайн сложно. Признаюсь, уговаривала ее перевестись на актерско-режиссерское отделение, она осталась бы на своем курсе, но училась бы на год больше и получила бы два диплома. Но дочь отказалась: «Нет, мама, не потяну. У нас такие талантливые ребята». Она максималистка, перфекционистка, но доля скромности в ней мне нравится. Хотя Маша не я, она сильнее.
— Что, по-вашему, главное в воспитании детей? Чему учите дочку?
— Многому я у нее учусь, она умеет отсекать. Я несколько лет назад стала учиться говорить «нет». Дочь меня обожает, но может сказать «нет» и мне. И я ее за это уважаю. В семье нашей из меня всю жизнь вили и вьют веревки, а Маню боятся. Но боятся по-хорошему. И я боюсь ее, опасаюсь сделать то, что ей не понравится, потому что уважаю. И Маша начала бояться расстроить меня. Ей уже 18 лет, а она все спрашивает, отпущу ли я ее погулять. Отвечаю: «Ты уже взрослая, только одна просьба: хочу знать, где ты и с кем. Не из-за контроля, а если вдруг что-то случится, куда лететь, чтобы спасать». Мы с дочерью подруги, но я никогда не прошу, чтобы она делилась со мной всем. И я знаю, что Маша меня никогда не обманет и говорит правду только потому, что я не мучаю никакими расспросами. Алиса Бруновна Фрейндлих рассказывала мне, когда ее дочь Варя была маленькая и соврала ей, она сделала плакат, на котором написала: «Маленькая ложь рождает большое недоверие». И вот я, когда нашла в детстве у Маши под кроватью кучу фантиков от конфет (ей их было нельзя есть много по рекомендации врачей) и она не сказала мне об этом, я сделала такой же плакат. И когда дочка заснула, повесила его в комнате, а утром она прочитала и прибежала ко мне вся в слезах: «Мама, я никогда в жизни не буду врать тебе!» Вот так всю жизнь договариваемся и не ругаемся. Совсем недавно вижу: что-то не то с Машей, бузит и бузит. Ничего не сказала, поцеловала ее и пошла спать, а вскоре прибежала Маша, уткнулась в меня, заплакала, и мы разговаривали до 3 ночи. И я поняла, какое счастье, что я сама на нее не наехала…
— Где сейчас снимаетесь, над какими проектами уже закончили работу?
— Осенью снялась у Алексея Германа — младшего в военной картине «Воздух». В главной роли там Мераб Нинидзе. Мы уже работали с ним в фильме «Под электрическими облаками» и тут снова встретились. Невероятное удовольствие, когда с партнером есть контакт, когда чувствуешь его без слов, не знаешь, что сделаешь в следующую минуту, и он на ходу тебя подхватывает и продолжает твою мысль, которую ты еще не произнес. На съемках вернулась в другую жизнь, без которой очень тосковала. Лента малобюджетная, снималась в одной локации, но получилась невероятно сильной. Играю бывшую супругу главного персонажа. По сюжету вокруг него шесть женщин: юрист, дочь, ученица, соседка, мама и моя героиня. Потрясающая человеческая глубокая история на разрыв. Моя героиня понимает, что любит по-прежнему бывшего мужа и он ее тоже, но в свое время она ушла, выбрав другого человека за благополучие и деньги. Другой проект, режиссера Игоря Угольникова, «Учености плоды». Моя героиня — Людмила, жена Антипова, которую исполняет Угольников. По сюжету эта пара через всю жизнь пронесла свою любовь. Действие фильма происходит во время немецко-фашистской оккупации Пушкинских Гор и села Михайловское. Было интересно, но сложно в нем. Должна была по роли оправдать немку — главную героиню, но, что бы себе ни придумывала, считала ее все равно оккупанткой. Ничего не смогла сделать с собой, во мне генетически сидит ненависть к тем временам. Но я послушно слушала режиссера, выполняя все его пожелания.
— Вы продолжаете служить в театре. В каких спектаклях вас можно увидеть?
— Наш Театр Комиссаржевской пока закрыт на карантин. Но у меня там интересные роли в «Привидении» Ибсена, «Костюмере» Харвуда, еще участвую в трех антрепризах — самая любимая «Миллионерша» Бернарда Шоу, играем ее в Театре Акимова. У меня сегодня стерлась грань между антрепризой и классическим театром, потому что она из легкого заработка превратилась в серьезную историю. Одно дело — дом, любимый театр, традиционность, другое — мои обожаемые партнеры по фильмам, мы собираемся, выкладываемся на полную катушку, расходимся, и никто ни от кого не зависит. Самое главное в жизни — семья, я всегда на этом настаиваю и в своем театре живу с семьей, но прелесть антрепризы дает невероятный выход эмоций. Там ты никому ничего не должен, встречаешься, потом расстаешься и понимаешь, что скучаешь без этих людей. Главное — в антрепризе ты знакомишься с их опытом, меня это обогащает. Так что счастлива, что работаю не только в стационарном театре.