– Я родилась после войны в маленьком городе Заальфельд в Германии. Отец был военным, позже стал инженером, мама, сыгравшая самую главную роль в моей жизни, — историк, начитанная, образованная женщина, позже защитила диссертацию. В этом городке не было роддома, и роды у нее принимали монашенки местного монастыря. Мой старший брат, детский писатель и сценарист Альберт Иванов, вспоминал, как играл в войнушку с немецкими детьми. Позже он ездил туда, нашел наш дом, зарубины, что когда-то делал на лестнице, девочку, в которую был влюблен, теперь она торговала пивом на углу… И сказал, что не стоит возвращаться в любимые места, чтобы не разочаровываться. Я в этом городе не была, в памяти остались только фотографии и мамины рассказы. Из Германии наша семья переехала сначала в Каширу, а потом в Воронеж, где я и выросла.
О воспитании вкуса
– Когда я училась в институте иностранных языков, меня больше интересовали книги, я постоянно сидела в библиотеке, занималась и совершенно не обращала внимания на одежду. Тогда вся страна выглядела одинаково — серо, скучно, но, конечно, мое отношение изменилось, когда я попала во Всесоюзный дом моделей, где трудились больше 20 лучших художников страны, это не могло не воспитать вкус.
В доме моделей развивали два направления. Одно было нацелено на то, чтобы представлять нашу страну за рубежом, но главная задача стояла — обуть и одеть страну в свое, сшитое и изготовленное на собственных фабриках. Правда то, что создавалось у нас, долго согласовывалось, утверждалось и успевало устаревать. Очень трудно было внедрить что-то актуальное. То, что мы показывали на подиуме, в конце сезона можно было купить с большой скидкой или заказать по выкройкам любую вещь из коллекции. А во время выездов на показы заграницу нам разрешалось брать на приемы вечерние наряды и меховые изделия.
О словах любви
– Мы были знакомы больше двух месяцев, когда Никиту забрали в армию. Я очень переживала, что он уезжает так надолго, весь свет был не мил. Все полтора года службы мы с ним переписывались.
Я храню и его письма из армии, и другие, полученные от него в течение жизни из разных мест, так и лежат, перевязанные ленточкой. Иногда их перечитываю. Там есть потрясающие строки, полные любви, нежности ко мне, к детям, сожалений о том, что не может быть с нами. Эти письма были для меня как поплавок, который помогал держаться.
В письмах из армии Никита сообщал не только о своей повседневной жизни, там были мудрые, философские мысли, которых не ждешь от 26-летнего парня. Он писал, что главное — иметь свой духовный мир, а не обзавестись столом и стульями, рассуждал, что такое человек, переживал о мировых проблемах, делился прочитанными книгами. Своими размышлениями он все больше влюблял в себя. А потом я уехала на полгода в Чехословакию с домом моделей, письма туда доходили не сразу, я переживала, вернувшись в Москву, переехала, а он не знал моего адреса, но потом все счастливо разрешилось.
О роли в кино и свадьбе
– На съемки фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» в Грозный я поехала уже в статусе невесты. До этого мне не приходилось наблюдать съемочный процесс, а тут еще кавказские горы, реки — красиво, романтично… Юра Богатырев сам исполнял трюки. На меня все это произвело большое впечатление. Никита Сергеевич писал объяснительные по поводу моего отсутствия на работе, а я отправляла их в Дом моделей.
Я не была знакома со сценарием, и для меня стало сюрпризом предложение появиться в кадре. Потом уже поняла, что образ моей героини — это видение Брылова (героя Никиты Михалкова. — Прим. Wday.ru), его мечта. Желание стать актрисой у меня не появилось, это призвание, большой дар уметь перевоплощаться, проживать судьбу другого человека.
Там в загсе Грозного мы и расписались, в один день, хотя обычно ждать надо было месяца три. Паша Лебешев дал нам «Чайку», на ней и приехали в загс. Гуляли по молодежному, на столе были осетры, которых выловили из местных рек.
О танцах, лыжах и Бунине
– В юности я обожала английскую и американскую литературу, мечтала побывать в Лондоне. Никита же все во мне перевернул. Он так рассказывал о любви к русской литературе, Чехову, Бунину, Платонову, что и я ею увлеклась. Мне очень нравилось высказывание Бунина о том, что женщина должна быть для мужчины как воздух, ты ее не замечаешь, но жить без нее не можешь. И как-то отправила Никите телеграмму, где написала, что еду к нему с детьми, обозначила номер вагона «28» и подписалась «Твой воздух». Но он ничего не понял, подумал, что сообщаю температуру воздуха.
В следующем году мы 50 лет как вместе, кто бы мог подумать… Есть ли у нас что-то общее в характере? Не знаю, Никита Сергеевич стоит как-то отдельно от всех по масштабу личности, силе характера, трудоспособности. Что помогло нам прожить столько лет вместе? Как разложить на составляющие… Уважение, любовь, понимание, прощение, увлеченность каждого своим делом, а не только дети. Я бы могла уйти в бизнес, открыть бутик или модный дом, но выбрала стезю благотворительности — помощь молодым дизайнерам. Как и Никита Сергеевич, тоже радею за российское.
Из книги Михалкова «Территория моей любви»: «Думаю, что мне с Татьяной повезло больше, чем ей со мной. Я с трудом представляю кого-нибудь на ее месте, кто мог бы устоять в этом потоке жизни. Да, случались всплески, взрывы взаимного раздражения, но они никогда не носили характер военных действий. Этому способствовало две общих черты наших характеров: отходчивость и юмор. А еще мы с ней похожи тем, что азартны. Я не знаю другого человека, кто может в ее возрасте и с ее статусом провести шесть часов на дискотеке».
– Да, я любила танцевать, но всему свое время. Кажется, дело было в Париже, с нами был Юра Купер, художник, с которым Никита Сергеевич работает до сих пор. Тогда поездка за рубеж — это как попасть в другой мир, тем более очутиться на дискотеке. Помню, Никита уже устал, а я всех там, кажется, перетанцевала. И тогда он, чтобы увести меня оттуда, пообещал: «Куплю тебе дискотеку!» Пора спросить с него — все–таки 50 лет вместе!
– До пандемии я постоянно каталась на лыжах, мы ездили на склоны с детьми и внуками. Причем на гору могу подняться последней, меня все поддерживают, но на спуске уж стараюсь их обогнать. На горные лыжи я встала поздно, это было в предгорьях Алматы. Мы там были вместе с Никитой на показе «Сибирского цирюльника». Я горные лыжи полюбила, а вот Никита нет, это не его вид спорта. Ему по душе футбол, большой теннис. Всегда любил спорт, сейчас уже меньше тренируется, но каждый день.
О родах по самоучителю
– Никита работал над фильмом «Очи черные» и рождение Надюшки пропустил, не успевал в роддом 27 сентября. Фотографию его топлес с маленькой Надюшкой на руках сделали, когда он уже вернулся домой. Тогда так не снимались. Снимок был очень смелый для того времени.
Когда родилась Аня, мы жили в Москве в однокомнатной квартире на Чехова. Никита был постоянно в работе и ничего заранее для ребенка мы не купили. Анечка даже спала первое время в коробке. Девочки-манекенщицы потом привезли мне все необходимое.
…В нашей московской квартире шел ремонт, когда ждала Тему, и мы переехали за город. Тогда дачная жизнь была совсем другая: хорошо, если за день мимо пройдет одна телега. Правда, Никита добирался до дома минут за двадцать. К родам я подготовилась, переживая, что они могут быть быстрыми, купила медицинский самоучитель. А тут еще зима, добираться до Москвы сложно — заносы. Все началось ночью, я взяла с собой ножницы, простынь, спирт, йод и самоучитель. И мы с Никитой рванули на машине в роддом, по дороге он подсадил к нам какого-то мужчину.
Из книги Михалкова: «От одной мысли, что мне придется воспользоваться любым из этих предметов, я приходил в ужас, но деваться было некуда. Я подхватил мужчину по абсолютно рациональным причинам. Если что-нибудь случится и мне придется принимать роды, нужно, чтобы хоть кто-то был рядом…»
О сравнении братьев
– Когда я только встречалась с Никитой, мой брат мой все время спрашивал, когда он звонил: кто это такой? Андрон был уже серьезный режиссер, популярным после «Дворянского гнезда», а Никита — начинающий актер, легкомысленный студент, который пропадал в ресторанах, ничто тогда не предвещало, что в нем такие потенциал и глубина, и позже он станет снимать по два фильма в год.
Когда Андрей Сергеевич снял «Сибириаду» и решил уехать посмотреть мир, поработать в Голливуде, вся семья очень волновалась за него. Мы в это время жили на даче, наша семья размещалась на первом этаже, а он с Вивиан (тогда он был женат на ней) — на втором. Мой самый любимый фильм Андрона «Влюбленные Марии», в котором замечательно сыграла Настасья Кински. Думаю, если бы не Милош Форман с «Амадеусом», эта картина взяла бы всех «Оскаров» в тот год.
О родителях мужа, детях и внуках
– Слева моя мама, Таисия Георгиевна, она переехала к нам, когда дети были маленькими, помогала мне. Справа в платочке Наталья Петровна Кончаловская, мама Никиты. Образованнейшая женщина, прожившая яркую достойную жизнь. Она всегда была стержнем семьи, на ней многое держалось. В 6 утра уже стрекотала ее печатная машинка, она переводила, писала книги. Час уделяла внукам, могла с ними позаниматься. Любила и успевала готовить, сама выпекала хлеб. Ее муж, Сергей Владимирович, папа Никиты и Андрона, высокий, харизматичный, аристократичный, мне кажется самым красивым из всех Михалковых. Он никогда не участвовал в никаких разборках, был добрый, заботливый, дипломатичный. Никита, он все-таки бунтарь, может сказать так сказать. А Андрон стал мягче с годами, мне кажется, уже с Юлей (Высоцкой. — Прим. Wday.ru).
До сих пор непременно подаем на стол в Новый год пирожки на сметанном тесте по ее рецепту, готовлю варенье из яблок, собранных с деревьев, которые еще она сажала, потом развожу его детям и внукам. Мы с Натальей Петровной вместе шили, переделывали вещи. Но главное, чему я научилась, — тому, что в паре каждый должен состояться, смотреть не друг на друга, а в одну сторону.
– С Наташей, дочкой Артема, мы много времени проводим вместе. Старшие внуки, Анины мальчишки, более ершистые и уже совсем самостоятельны. Наташа учится в МГУ на искусствоведении, ей нравится, хотя я задействовала ее и в показах, она играла у Никиты в эпизоде, но выбрала эту сферу. Я много езжу по стране на конкурсы и беру ее с собой, ходим вместе в музеи, бывали в малых подмосковных городах, монастырях.
О планах на будущее
– Как часто у нас получается встречаться? Бывают разные периоды. Сейчас все очень востребованы. Аня снимается в сериале «Васнецова», у нее параллельно другие проекты. В 6 утра уже уезжает на съемки, звонишь в 12 ночи, она только вернулась, порой даже некогда поговорить.
Только что вышел четырехсерийный фильм «Номинация» Надюши, где она не только режиссер, но и играет в одной из главных ролей, там же снялись Аня и ее сын Андрей. Тема закончил фильм «Мистер Нокаут» о жизни боксера Валерия Попенченко, в конце февраля премьера. Он долго работал над ним — и пандемия, и сложности были. Все дети постоянно в работе. Не то что они к нам приезжают, я к ним еду, чтобы хотя бы увидеть.
– Когда случаются праздники, главное для нас — встретиться. Все настолько заняты, да и подарки не занимают особое место в нашей жизни, но всегда хочется порадовать, преподнести что-то творческое, оригинальное, необязательно ценное, но с душой.
– Моему благотворительному фонду «Русский силуэт» уже 25 лет. У нас сейчас 32 представительства в разных городах от Камчатки до Балтики, отсматриваем по две тысячи дизайнеров ежегодно. Но из-за пандемии в индустрии по всему миру сложилась непростая ситуация: закрываются модные дома, история которых насчитывала не одно десятилетие, а наши студенты проходили там практику. Надеемся, в этом году нам все-таки удастся провести 13-й конкурс молодых дизайнеров. Уже все готово: документы, списки, но так как это мероприятие большого масштаба, а к нам съезжались со всего мира, пока оно под вопросом. Живем верой и надеждой, что состоится.