Изготовление одного императорского костюма для съемок обходилось в сумму около 150 тысяч рублей.
Платья тех времен диктуют определенное актерское поведение. Я поняла, откуда пошло выражение «Корона жмет, — смеется Марина Александрова.
– Все роли хороши, но так приятно быть императрицей, — говорит актриса. — А не доктором, следователем или еще кем-то. Это подарок, потому что она и женский, и мужской персонаж одновременно. Екатерина Великая — невероятная личность в истории. Будучи немкой, став абсолютно русской, проведя 30 с лишним лет на троне, она действительно сделала гораздо больше для России, чем многие правители до нее и после. Поэтому она, конечно, достойна, чтобы о ней говорил весь мир.
— Каким-то образом мне выпала судьба сыграть эту замечательную женщину, и я безумно счастлива. В любой ситуации Екатерина выходит сухой из воды. Точно знает, как поступить, и поступает правильно. И волевая, и хрупкая, в ней заложено такое количество пластов, что такой образ нужно еще поискать в мировой драматургии. В третьем сезоне императрица наиболее уязвимая, слабая, такая настоящая женщина. Ее ждут потери не только на политическом фронте, но и на любовном тоже. И предательство в том числе. Зрители увидят один из самых драматических этапов жизни Екатерины, время, когда она была отчасти сломлена. Я долго спорила с продюсерами по этому поводу, потому что персонаж такого уровня не может показывать страх всем окружающим. Надеюсь, что мы нашли способ правильно отразить ее чувства.
Согласно историческим данным, Григорий Потемкин был для императрицы близким и родным человеком, советчиком во многих вопросах. Он сильно влиял на ее решения, на протяжении всей жизни они общались и дорожили друг другом. Это глубокая любовь, которая прошла проверку временем. А ее страстью был Григорий Орлов. Кто-то обвиняет нас в том, что мы в сериале показываем зрителям еще и такую Екатерину, вокруг которой много мужчин. Она меняет их, сама решает, кто будет у нее сегодня ночью в постели. Как можно? Когда мне начинают высказывать подобные претензии, говорю: «Откройте книги, это верхушка айсберга того, что происходило на самом деле в ее жизни». Понимаете? Она действительно была страстной, неординарной как в политических, так и в личных вопросах.
Глядя на своих детей (сыну актрисы Андрею 7 лет, дочери Екатерине 4 года. — Прим. «Антенны»), понимаю, что люди рождаются с характером. Екатерина была рождена императрицей. Сильной, умеющей отстаивать в первую очередь интересы своей страны, которую любила. Россия для нее — самое важное и первостепенное в жизни. Мне кажется, она никогда не была хорошей матерью, хотя, может быть, стала хорошей бабушкой. Мы знаем из исторических сведений, что сын ее не любил и пытался всеми возможными способами скомпрометировать. А внук, наоборот, поставил ей памятник, был приверженцем ее политики. Екатерина, видимо, только потом осознала, как надо воспитывать детей, что их нужно просто любить. Она не умела проявлять это чувство по отношению к семье, в том числе и к сыну. И в этом смысле, на мой взгляд, была несчастна. Здесь мы с ней не похожи. Мне не нужна власть с точки зрения масштабности. Не буду баллотироваться в президенты. Я более семейная, мягкая и мудрая по-женски, чем она.
— В сюжете третьего сезона много экшена и настоящие исторические интерьеры. Это Царское Село, Гатчинский дворец, съемки проходили и в Крыму. Думаю, что для зрителя визуальная картинка тоже имеет значение. И могу уверить, она точно не хуже, чем в первой и второй части, потому что оператор у нас тот же, Максим Шинкоренко, который любит эту эпоху и передает ее наиболее красиво. Я обожаю сниматься в настоящих интерьерах. Когда ты входишь в Екатерининский дворец, то понимаешь, надо играть так, будто все это принадлежит тебе. Даже совершенно иначе начинаешь двигаться в пространстве. И конечно, платья тех времен всегда диктуют определенное актерское поведение.
Теперь я уже разбираюсь в них, в корсетах и поняла, откуда пошло выражение «Корона жмет». Она действительно очень тяжелая, и от нее остаются отпечатки на лбу!
Так как действие третьей части сериала происходит в том же временном периоде, что и во втором сезоне «Екатерина. Взлет», часть костюмов, которые увидят зрители, им уже хорошо знакома. Но и новые наряды у императрицы присутствуют. Один из них — практически точная копия образа Екатерины Великой.
– Есть известный портрет императрицы в жемчужном ожерелье, кокошнике и бордовой душегрее, мы им вдохновились и повторили, — рассказывает художник по костюму Светлана Москвина. — В бархатной жилетке, отороченной мехом, и гарнитуре из жемчуга Марина Александрова появляется в первой серии. Наряд, конечно, не идентичный, но выполнен по мотивам. Жемчужное ожерелье и серьги для актрисы делала я сама, а остальные украшения для съемок предоставил ювелир Петр Аксенов. В том числе и серьги с орлами в виде герба Российской империи. Они, как и многие другие украшения в сериале, выполнены из драгоценных или полудрагоценных материалов. Сделать акцент именно на этом аксессуаре мы решили потому, что в те годы была мода на крупные серьги, Екатерина и правда их носила, этот факт запечатлен на многих портретах.
Императрице в новых сериях 45 лет. Марине Александровой возрастной грим не делали, но обыграли ее взросление с помощью костюмов.
– Юные героини у нас в платьях более светлых оттенков, Екатерина для контраста одета в бордовые, синие, — продолжает Москвина. — Мы в принципе сделали русский двор приглушенным, темным по цвету, а европейский, например итальянцев, которые присутствуют в эпизодах, яркими. С помощью этого хотели показать их пестрость и сдержанность России.
В каждой серии наша императрица будет появляться в новом наряде. Часть платьев мы шили. Изготовление одного обходится около 150 тысяч рублей, потому что используется дорогая натуральная ткань, требуются большой метраж, ручная вышивка, декор. Дешевый синтетический материал в кадре видно. Плюс, если съемочный день длится по 12 часов, актрисе будет некомфортно носить наряд из ткани, которая не дышит.
Некоторые платья мы брали в испанском и итальянском прокате исторических костюмов. Они выполнены из шелка по лекалам тех времен. Летала за ними в Европу и выбирала. Поскольку работаю с Мариной с первого сезона сериала, уже знаю ее размер, и сильно подгонять вещи не требовалось. В новых сериях не так много эпизодов, в которых императрица принимает высокопоставленных гостей, поэтому одежда преобладает не торжественная, а более камерная и для улицы. Например, мы сшили темно-синее дорожное платье для поездки Екатерины с Григорием Потемкиным, бордовый с синим костюм для прогулки императрицы с графом Орловым на лошадях. Сшили даже шубу с меховой оторочкой и красивым капюшоном. Внутри она была с синтепоном, чтобы актриса не замерзла.
«Екатерина. Самозванцы»
«Россия 1»
23, 24 октября, 21:00