Сергей Безруков фото
Фото
Герман Жигунов/пресс-служба Московского Губернского театра

– Все мы в школе писали сочинения после каникул на тему «Как я провел лето». Какие главные слова характеризуют ваше лето-2021?

– В июне — фестиваль «Фабрика Станиславского», который проводит Московский Губернский театр, и финал театрального сезона. В июле параллельно снимался в трех кинопроектах. Родил сына Васю. В августе провели фестиваль «Эхо БДФ» в Севастополе.

Получается, главные слова этого лета — «театр», «фестивали», «кино», «семья». В этом смысле лето для меня мало отличается от зимы или осени. Но если выбирать одно главное слово, то, безусловно, «сын».

– В нашем прошлом интервью вы рассказывали про I Международный большой детский фестиваль, и вот 1 сентября он стартует уже в четвертый раз. Что изменилось за это время?

– Изменилось многое, и не только для Большого детского фестиваля, но и повсюду в мире — не надо объяснять почему. Но рад, что фестиваль жив и неизменным осталась наша главная фишка: то, что победителей у нас выбирают дети, — детское жюри от 6 до 16 лет. В  прошлом году из-за ограничений БДФ пришлось уйти в онлайн. Но и в этой ситуации есть плюсы: программу фестиваля увидели не только в Москве, но и по всей стране и мире. Мы получили много восторженных отзывов и благодарностей от детей и родителей, а потому решили, что в этом году, хотя наш фестиваль пройдет живьем, часть программы мы покажем и онлайн. За это время проект стал гораздо масштабнее. Теперь он продлится аж два с лишним месяца: с 1 сентября по 12 ноября. Наш фестиваль детский, и мы, как дети, растем и развиваемся!

Сергей Безруков дети фото
Фото
«Инстаграм» (запрещенная в России экстремистская организация) Сергея Безрукова

– Какие проекты вы сами выделяете и обязательно поведете на них своих детей?

– В прошлые годы мы с Машей (4 июля дочке Сергея и Анны Матисон исполнилось 5 лет. — Прим. «Антенны») смотрели фестивальные показы, думаю, обязательно посмотрим что-то и в этот раз, благо выбор огромный. В афише более 40 спектаклей, цирковая программа, десятки кинофильмов и мультфильмов. Фестиваль открывают постановки Красноярского ТЮЗа «Хроники Нарнии» режиссера Романа Феодори. Покажем 2 части этой знаменитой саги. Мы в Губернском театре шутим, что у нас на пять дней (с 1 по 5 сентября) открывается портал в Нарнию! Летающие колдуньи и фантастические фавны на джамперах, видеомэппинг и графическая анимация в стиле Диснея — всего не перескажешь, это надо видеть. Феодори — зрелищный режиссер, причем умеющий наполнять эту яркую форму глубоким смыслом. Будь я сейчас мальчишкой, именно на такие спектакли я бы ходил с большим удовольствием. Еще рекомендую «Русалочку» Бориса Константинова, очень жду показов театров — лауреатов наших прошлых фестивалей — театра «Ульгэр» из Улан-Удэ, театра кукол «Аистенок» из Иркутска, который привезет «Старика и море» Хемингуэя. Брестский театр кукол покажет спектакль по Василю Быкову «Сотников» в постановке Руслана Кудашова. Есть в афише космоопера «Дидона и Эней», детский балет «Волшебник из страны ОЗ» и еще масса интересного. Добро пожаловать!

– Вы сказали, что создали БДФ для того, чтобы понять, что же все-таки думают о театре и кино сами дети. Какие отклики уже получаете? Чем вас удивляет и радует современное юное поколение?

– Удивило и порадовало многое. Например, я сторонник ярких зрелищ для детей. Мне всегда казалось, что дети в нашей время избалованы визуальными эффектами, которые видят в дорогостоящих кино- и анимационных блокбастерах, компьютерных играх, и театру сложно конкурировать со всем этим, а потому он нередко проигрывает. Но оказалось, что ребятам часто приходятся по душе и простые спектакли с минимумом декораций, простые истории. То есть для них все же главное — чтобы цепляло, чтобы это вызывало сопереживание. Это и удивляет, и радует!

Новое поколение, безусловно, очень отличается от нас: они более уверены в себе, они точно знают, чего хотят, у них масса возможностей, о которых мы в нашем детстве и не мечтали.

Приходит такой малец с белокурыми кудрями и очень аргументированно отстаивает свое видение, свою точку зрения. И попробуй-ка переубедить их или навязать свое мнение. Это воодушевляет!

– Какие у вас сохранились детские воспоминания, связанные с 1 сентября?

– Думаю, они такие же, как у всех. Линейка, нарядные ребята в школьной форме, которую я очень любил, первый звонок, традиционный урок мира.

Мы снова возвращаемся ко всему этому, история идет по спирали. Жаль только, что урок мира так и не был усвоен, и будет ли в обозримом будущем, неизвестно.

Сергей Безруков жена фото
Фото
личный архив Сергея Безрукова

– В этом году новый сезон в Московском Губернском театре откроет премьера «Безымянная звезда». Одну из главных ролей там исполняет Никита Пресняков. Почему выбрали именно его?

– Потому что в этом спектакле нужно петь! На роль Мирою Никита выбран не случайно — у него прекрасный вокал, и он очень хорошо показал себя как драматический актер, в этом я еще раз с радостью убедился, посмотрев прогон спектакля. Я рад, что Никиту заинтересовал наш проект, он упорно работал, репетировал вместе со всеми несколько месяцев. Тут надо пояснить, что есть известный фильм Михаила Козакова с Костолевским и Вертинской, но Александр Созонов ставит эту историю в ином жанре — электродрамы, это синтез электронной и симфонической музыки, драмы, вокала, пластики, воздушной акробатики — почти мюзикл. Есть и еще одна причина: в этом городке учитель астрономии Мирою — иной, не такой, как все. Он как бы из другого мира. И, на мой взгляд, идея пригласить на эту роль музыкальную звезду уместна, это подчеркивает инаковость персонажа. Мы представим премьеру уже 16, 17, 18 сентября.

– Пандемия и карантин особенно отразились на театрах — и не только на материальном аспекте, но и на настроении артистов, сотрудников. Как Губернский переживал этот период, чем спасались?

– Если очень коротко: пережили тяжело, спасались творчеством. Для творческих людей это единственный доступный способ выжить в трудных обстоятельствах. В самый тяжелый период, когда все сидели дома и театры были закрыты, мы вышли в онлайн, придумали МГТ ТВ, выпускали ежедневно видеопроекты, иногда и по несколько в день. Фантазировали, читали стихи и прозу, сочиняли и снимали комедийные истории. Стали сами себе сценаристами, режиссерами, операторами и монтажерами (смеется).

– Безусловно, карантинные меры доставили нам всем много негативных эмоций. Но есть ли что-то, за что вы благодарны периоду самоизоляции?

– У меня свой персональный пандемийный «улов» — сидя на даче на самоизоляции, я придумал спектакль «Дядя Ваня», который поставил в декабре. Но пандемия-то еще не закончилась, мы просто к ней привыкли. Театрам в Москве до сих пор разрешено только 50% зрителей, экономически это очень тяжело, заработки снизились. Но мы не сдаемся, работаем. Хотелось бы донести до чиновников, что во всех вторых и третьих волнах виноват не театр — по статистике, театры посещают около 10–15% населения, и больные люди в театр не ходят! При этом транспорт работает на полную мощность.

Не наказывайте театры, дайте нам нормально работать и зарабатывать! Однажды, надеюсь, все это закончится и останется такой главой нашей биографии: мы те, кто пережил пандемию.

Главное — при всех финансовых и моральных трудностях оставаться людьми, не оставить сотрудников без средств к существованию. Мы стараемся.

– Возвращаясь к главному слову вашего лета. Можно сказать, что чем больше детей, тем легче их воспитывать? Есть ли у вас какие-то выработанные родительские правила? 

– Конечно, сложнее всего было с первым ребенком. Со вторым проще, а с третьим уже все идет своим чередом, меньше лишних волнений. Что касается правил, для меня самое главное, как поется в песне моей группы «Крестный папа»: «Лишь бы счастливы были дети, тогда все не зря».