Евгений Дятлов, «Крик совы», «Наставник», «Улицы разбитых фонарей», «Честь самурая»:
– Я служил два года в Советской армии, мне кажется, что вчера, а на самом деле очень давно. Был в топогеодезическом отряде, который находился в тесной связи с ракетными войсками. Занимались программированием крылатых ракет, тогда еще работали на ЭВМ, никаких компьютеров не существовало. В кино по молодости всегда вызывался делать трюки сам. Но по большому счету травма колена или локтя может вырубить актера на долгое время. Конечно, хочется на экране выполнять все самому, но не всегда это необходимо. Хотя иногда обусловлено тем, что в кадре должно быть твое лицо, так нужно режиссеру. Ты должен подготовиться, даже если на это потребуется месяц или больше. Но это издержки профессии, актер должен уметь то, что от него хотят. Я за время съемок научился работать с оружием, скакать на лошади, управлять трактором, водить машину, но у меня нет желания стать человеком за рулем, поэтому нет и прав. В сценах драк выполняю все сам, в юности занимался боксом, но увлечение этим спортом было вызвано не моим желанием кому-то набить лицо, а агрессивной улицей, понимал, что надо уметь защититься, дать отпор.
В сериале «Золотой капкан» сложновато было скакать на лошади, в прорубь в сильный мороз прыгать, спускаться со скал… Много трюковой работы было и в «Улицах разбитых фонарей». В фильме «Последний богатырь» (актер исполнил роль Добрыни Никитича. — Прим. «Антенны») два дня снимали изнуряющую сцену битвы на мечах с Ильей Муромцем и Иваном. Может, кто-то думает, что я оперативник, иногда подрабатывающий в кино. У меня есть знакомые ребята, служащие в СОБРе, которые иногда снимаются в сериалах. Но я в жизни актер, певец и музыкант, добрый, неагрессивный и довольно сентиментальный человек.
Никита Панфилов, «Лихач», «Пес»:
– Я служил в армии в самый кризис, в 1998 году. Сложностей там тогда хватало, макароны ели восьмидесятых годов, такие черные. Служил в Москве во Внутренних войсках, собирал бомжей и алкоголиков. Так что о профессии полицейского знаю не понаслышке. Увидел за два года армию со всей ее дедовщиной.
Трюки, которые мне доверяют в кино, разумеется, выполняю сам. Например, драки. Зря, что ли, семь лет занимался греко-римской борьбой, состоял в школе олимпийского резерва и, если бы не ушел в 2000 году, может быть, на Олимпиаду бы попал. А вообще, есть специально обученные люди, которые делают трюки профессиональнее и гораздо красивее, если это гонки на мотоциклах, падение с крыш, взрывы, после которых надо куда-то лететь… Как в сериале «Лихач», к примеру. Это все выполняют каскадеры, такого мне не доверят. Наверное, самый сложный мой трюк был в фильме «Треск» — надо было плыть в бассейне на пятиметровой глубине, меня тащили на восьми лесках по дну, и, когда я достигал крюка, находившегося на самом дне, у меня заканчивался воздух. Тут же подплывал водолаз с баллоном воздуха, я надевал нагубник, дышал. Практически безвылазно находился на глубине. Это было отчаянно и незабываемо.
В своих ролях многое себе позволяю, всегда интересно делать что-то необычное и неординарное. Профессия позволяет не пересекаться с жизнью, в реальности я достаточно ленивый. Ни на одного своего крутого героя я не похож. В жизни достаточно скучный и закрытый человек, нравится посидеть с семьей дома перед камином с чашкой кофе. Хотя мне, думаю, как и любому мужчине, приходилось в ход пускать кулаки и кого-то защищать. Чаще заступался, когда кого-то пытались обидеть. Меня задевает за живое, когда обижают слабых, не могу пройти мимо.
Олег Чернов, «Морские дьяволы»:
– Раньше мне доставались роли не очень хороших персонажей, я больше был на другой стороне баррикад в «Бандитском Петербурге», в «Улицах разбитых фонарей»… Но 16 лет назад начал играть морского спецназовца Булатова (Батю) в «Морских дьяволах», который уже дослужился до адмирала. Наверное, передал этому герою свою оболочку, глаза, мускулы, пластику. Наполнил его идеальными, на мой взгляд, качествами, необходимыми для офицера спецподразделений. За годы съемок в этом проекте научился дисциплине в профессии, приобрел чисто технические навыки владения практически всеми видами оружия от холодного до огнестрельного — пистолетами, ружьями, автоматами, заканчивая крупным — пулеметами. И, безусловно, овладел специальным, которое применяют боевые пловцы. Когда перед началом съемок первого сезона шла подготовка, обучался несколько месяцев и подводному плаванию в озерах под Питером, и боевым искусствам вместе с ОМОНом. Боксом я занимался с юности, с координацией дружу, а специфические броски, подсечки изучал с консультантами на площадке.
К слову, пришлось научиться водить и моторные лодки, и крупные катера уровня эмчеэсовских. Предлагали даже сдать на права по управлению морскими средствами, правда график съемок был плотный, все откладывал на потом, но не теряю надежду их получить. Помню, первый трюк в этом сериале — надо было вынырнуть из воды и сдернуть диверсанта с аквабайка. Потом с ребятами-пловцами общались, так они сказали, даже им наши трюки сложно повторить.
В 2007 году вместе с Женей Сидихиным снимался в Берлине в русско-немецкой послевоенной драме «Безымянная — одна женщина в Берлине». У нас с Сидихиным там была сцена драки, дали двух немецких каскадеров в помощь, но мы с ним вдвоем довольно быстро сами выстроили этот эпизод. Потом один из каскадеров через переводчика спросил меня: «В каких войсках служил? Видел несколько твоих движений, догадываюсь, что в спецназе». На самом деле у меня была военная кафедра, так что в армии я не был, но за счет тренировок выглядел вполне достойно.
В жизни я более сомневающийся и неоднозначный человек, чем мои герои, во многих ситуациях хотелось бы, чтобы все было как в кино. Но в жизни богатая палитра и разные нюансы. В юности сам дрался, периодически приходилось доказывать кулаками, когда заканчивались аргументы. Я добрый человек, но считаю, что добро может быть и с кулаками.
Александр Устюгов, «Ментовские войны»:
– В армии я не служил, но у меня хватает военных картин и работы с историческими проектами. За годы в кино проходил подготовку и по стрельбе, и по единоборствам. Все это всегда увлекательно и энергично. Стрельбой, к примеру, интересовался всегда, причем из разного вида оружия, но общение с историческим увлекательно всегда. Это непредсказуемо и сложно. Оно ведь, как правило, в плохом состоянии. Всегда загадка, что будет, когда нажмешь на курок. Стараюсь делать все трюки сам: взрываюсь, падаю, машу кулаками. Когда был помоложе, мог подраться, но с годами такие разборки становятся и этически, и морально неестественны. Сейчас можешь ударить кого-то, и на тебя сразу напишут в полицию, так что к кулакам лучше не прибегать. Да и лишнего внимания к своей жизни я стараюсь не привлекать. Конечно, я в жизни не такой, как мои персонажи, да и они разные. Меня часто спрашивали, чем я похож на Шилова из «Ментовских войн». Но у меня не было никогда задачи быть похожим на своего героя, чем дальше, тем интереснее играть. Хотя какими-то своими качествами я его наделял. К примеру, просил поменять в сценарии сцену убийства одного негодяя, чтобы он не стоял к моему Шилову спиной, а смотрел на него. И режиссер услышал меня.
У меня огромная жизнь вне телеэкрана, богатая и насыщенная. Я занимаюсь деревом, точеными игрушками, реставрацией мебели… Увлекаюсь музыкой, у меня есть группа Ekibastuz. Нравится поездить на мотоцикле, путешествовать. Обожаю свою дочь Женю. Так что кроме создания образов на экране интересных дел у меня достаточно.