– В характере героини Ирины в сериале «Московский роман», где я снималась, есть много созвучных мне черт. Ее ценности не просто принципы, а твердая позиция по поводу достоинства, честности. Когда я читала сценарий, ощутила, что из-за этих взглядов и в чем-то перегибов вокруг нее появилась жесткая скорлупа. Изначально у нее хорошие взгляды, но постепенно он стала смотреть немного однобоко, и жизнь дала ей понять, что так нельзя. Необходимо считаться и с мнением других. Я впервые за много лет с радостью читала сценарий — зацепило то, что это история про людей и попытка разобраться в человеческих ситуациях. Действие начинается в 1987 году и продолжается до наших дней, персонажи взрослеют, развиваются. Моя героиня по сценарию становится бабушкой. Роль потребовала большой внутренней перестройки — для меня это шаг в неизведанное.
– Не страшно было примерять роль бабушки?
– Не то чтобы страшно, но не привычно. Причем так совпало, что в период работы над «Московским романом» я в театре Табакова репетировала спектакль «Моя прекрасная леди», играла маму Хиггинса — тоже возрастную женщину. При том что актер Сережа Угрюмов, Хиггинс, старше меня на 10 лет. Роли в спектакле и сериале достались мне практически одновременно. Можно было напрячься: «Неужели я так постарела?!» Но я отношусь к категории актрис, которые мечтают побывать в амплуа комической старухи, — мне это любопытно.
Материальные вопросы уже не убеждают
– Ваша героиня шьет на машинке. Как справлялись?
– Я застала то время, когда нас в той или иной мере как-то учили шить на уроках труда. Помню собственноручно сделала косыночку, передничек, юбочку… Конечно, с того времени не подходила к швейной машине, и можно сказать, что на съемках практически впервые села за нее. Но вспомнила все и что-то в кадре сделала, не сильно углубляясь в профессионализм шитья.
– А что для других ролей приходилось делать впервые?
– С удовольствием вспоминаю верховую езду, которую освоила к «Турецкому гамбиту», к фильму Станислава Говорухина «В стиле jazz» научилась кататься на мотоцикле, и я гоняю на нем в кадре. Хотя в жизни не рискую…
– Потому что у вас маленькие дети?
– Возможно. Еще из навыков, полученных на съемках, — в «Склифосовском» нам показывали, как шить раны. И мы тренировались на силиконовых манекенах, курицах… Жизнь не заставляла проверить меня на прочность эти знания и, надеюсь, не заставит.
– Если не ошибаюсь, вы единственная из команды сериала «Склифосовский» специально ходили в реальный Склиф и наблюдали за работой врачей.
– Мои мастера Олег Павлович Табаков и сейчас Владимир Львович Машков считают, что важно насколько возможно подробно изучать профнавыки. Потом я так устроена, что когда приходится что-то совершать впервые, у меня возникает азарт. Поэтому и шла в настоящий Склиф, наблюдала не как пациент, а как человек за врачами во время операции, срочной реанимации в приемной… была тенью рядом с медиками, не мешая им. И у меня ушел девчачий страх крови. А когда мой ребенок вылил на себя кипяток, внутри тут же включился алгоритм, что необходимо сделать, не было ни малейшей паники. Наверное, и «Склифосовский» тут помог.
– Почему ушли из этого сериала после второго сезона?
– Всегда, как только чувствую, что исчерпала себя, меня уже не убеждают материальные вопросы. Важны творческие вещи — то, что я не пробовала, — то, что в сценарии несет какую-то мысль, смысл для людей. Вот тогда берусь за работу. Честно говоря, даже устала от медицинской терминологии, она специфическая. Это год плотной работы.
– Часто отказываетесь от ролей?
– Часто. Я с детства воспитана в разновозрастном отряде «Надежда», выросшем из пионерской организации. У нас был замечательный девиз «Нести добро и радость людям!». Поэтому я за каждым своим поступком должна видеть смысл. Мне важна не просто моя профессия, да и гонорар, и известность не главное, хотя и желательны. Если в сценарии есть грязь, пошлость, гадость, то я не возьмусь, сколько бы денег мне ни предлагали. Знаю, артисты берутся за отрицательные роли, чтобы показать себя в новой грани. А мне важно, что увидит за этим зритель. Поэтому чаще и чаще приходится отказываться. Продюсеры присылали благодарности за высокие рейтинги проектов, приятно, конечно. Но меня научили в «Надежде», что мой успех — это результат работы команды, которая сделала все, что могла. Мы давали бесплатные концерты в коровниках, овощехранилищах, воинских частях, домах для престарелых… Я видела людей разных профессий и возрастов. Они приходили порой уставшие, а потом я замечала благодарные глаза со слезами… Это мне и задало определенную планку в профессии.
Дочь заразилась моей профессией
– 30 ноября у вас юбилей — 40 лет. Это своего рода рубеж.
– До юбилея есть немного времени, и я пока не думала об этом. Верю в крылатую фразу из любимого фильма: «В 40 лет жизнь только начинается». Главное, чего смогла достичь к этому моменту (кроме того, что родила троих потрясающих детей), это ответить на вопрос: «Зачем я живу?» И стало ясно, что дальше делать. Год был ведь непростым для всех, вскрылись многие смыслы. Сегодня хочется много чего узнать, я всегда обучаюсь, хожу на мастер-классы — от кулинарных до ландшафтного дизайна. Сейчас я изучаю славянскую буквицу. Но сейчас точнее понимаю, в какую сторону идти, — изучая наши славянские корни, традиции, опираясь на семью, друзей и только свою интуицию. Надеюсь, что такое мое отношение притянет роли, в которых могла бы озвучивать мои мысли. Я также, когда устраиваю редкие концертные программы, всегда подбираю материал, который созвучен. И радуюсь, когда это откликается у людей, они считывают мой посыл и благодарят за это.
– Какая роль для вас стала значимой?
– Значимыми, наверное, можно назвать роли, которые меняли меня саму и растили мое актерское сознание. Если отматывать назад, то значимы встречи с Сергеем Урсуляком в фильме «Неудача Пуаро», Джаником Файзиевым в «Турецком гамбите», опыт работы с Табаковым и сегодняшнее сотрудничество с Машковым — спектакль «Ночь в отеле», в котором играю Мэрилин Монро.
– Я узнал, что ваша 14-летняя дочь пошла по стопам родителей, снимается сейчас в фильме «Экстрасенс» под псевдонимом Аля Майер.
– Это неслучайный псевдоним, возможно, о нем позже дочь расскажет сама. У меня никогда не было мысли привести ее на площадку как актрису, потому что знаю, что такое дети в кино, — какой это труд. И я не пожелала бы своим детям такого. Дочка видела мою работу изнутри и отчасти заражена профессией. Она перешла в 9-й класс. У нее разнообразные интересы, педагоги говорят, что она действительна одаренная девочка, а еще потрясающе вяжет, лепит, рисует, готовит, играет на гитаре, поет, занимается верховой ездой, катается на роликах-квадах. Занимается с увлечением математикой (я от нее всегда была далека), в этом году начала учиться на двух программах — российской и британской. Физику, биологию, химию изучает на английском языке, причем поступила без репетитора. Я не проверяю за ней никаких домашних заданий. Дочь все делает сама, хотя мы близки, и она постоянно советуется со мной. И то, что сейчас она попала в кино, — только ее заслуга. Ее фотографию случайно увидел агент и предложила попробовать. Але стало интересно, и она, как и все, прошла кастинг. Роль у нее сложная — главная и большая, по сюжету много драматических ситуаций, поэтому перед ней стояло много кардинально разных актерских задач. Мне кажется, что я сама с подобной историей, пройдя театральный институт, вряд ли бы справилась. И дочь ни разу мне не разрешила вмешаться в подготовку. И в результате она работала блестяще, как настоящий профессионал, это не мое мнение, это цитата режиссера и ее коллег. Ни я, ни дочь не знаем, как у нее дальше сложится жизнь, но сегодня ей нравится сниматься. А меня, как мать, не может не радовать, что вся киногруппа ее полюбила. Я воспитывала ее самостоятельной и сегодня восхищаюсь. Друзья спрашивают: «Как у вас с подростковым возрастом?» Признаюсь, что подростковых проблем нет вообще, с каждым противоречием мы становимся ближе, и нам еще интереснее.
Назвала Олегом в честь Табакова
– У вас еще двое младших сыновей. Какие они?
– Остапу 5 лет. Имя ему придумал папа (бизнесмен Вадим Петров. — Прим. «Антенны») по ассоциации Остапа из «Тарасы Бульбы» Гоголя, чтобы у сына была мужская твердость. За этим именем нет шлейфа, никого из наших знакомых так не зовут. Придумывали много других имен, с Олесей хохотали над Кузьмой Вадимовичем… В итоге остановились на идее Вадима и довольны этим. А так как Остап родился 1 апреля, то еще может возникнуть ассоциация с героем Ильфа и Петрова Остапом Бендером. Сын веселый, яркий, порой быстрее делает, чем думает. При этом он заводила, организатор бесконечных домашних концертов. Внешне похож на меня, из троих детей у него единственного моя группа крови. Несмотря на то что он лидер, которому часто сложно смиряться с проигрышами, он в тоже время очень совестливый, старательный, порой самоед. Люблю моменты с детьми с глазу на глаз, когда говорю с ними как друг, когда они видят, что со мной не надо бороться, что-то отстаивать… Тогда объясняю, почему что-то запрещаю, потому что оно может пойти во вред. Это счастье, когда вижу, что колючие глаза наполняются слезами и любовью, сын начинает смотреть с преданностью и пониманием, что я его услышала. Остап меньше других детей подвержен нежнулькам — если поцелую, то вытрет это место. Такой мужичок, порой в свои пять лет говорит баском. Когда хвалю его за дело, тогда он горы может свернуть, руки мне целует. Мое сердце переворачивается, какие он порой красивые душевные слова мне говорит. Он в папу, Вадим тоже очень красиво говорит.
– А младший?
– Олег моложе Остапа на год 8 месяцев. Причем старший всегда требует к себе повышенного внимания, а младший — терпеливый, понимает, что ему нужно подождать, уступчивый. Буддой между собой его еще зовем. Но у него есть характер, хотя он более нежный и мягкий, уравновешенный, поэтому быстрее находит со всеми общий язык. Здорово в некоторых ситуациях уступает Остапу, просто по-доброму отдает ему какую-то игрушку и берет спокойно другую. Иногда делаю замечание старшему: «Нельзя отнимать у Олега». А младший: «Нет, мама, мне другая рыбка тоже нравится». Он делает не в ущерб себе, а находя компромисс, это особое качество. На мой взгляд, он очень точно несет притчу — если тебя ударили по правой щеке, подставь левую. Но не в уничижительном смысле — он на самом деле быстро прощает и входит еще и в положение обидевшего. А иногда, когда я пытаюсь защитить его от Остапки, Олег подойдет ко мне и стукнет, чтобы не обижала брата. Да, есть моменты, когда он сам дает сдачу. Но чаще понимает, что проблему можно обойти, — эта черта восхищает. Возможно, дипломатические навыки развиваются.
– Младшего в честь кого назвали?
– Тут собирательная история. Сын родился в мой день рождения, поэтому отчасти и в честь меня. Вадим сказал, что раз появился в твой день, выбирай имя. И тут еще Олегу Павловичу Табакову стало хуже, его забрали в больницу, хотя только виделись за пару месяцев до этого — он вручал мне значок по выслуге лет. Поэтому имя — это и в честь Табакова. Мне казалось, что иначе сына назвать нельзя. К слову, мой ребенок такой же круглощекий, как Олег Павлович на детских фотографиях.
– Вы в Театре Табакова с первого курса Школы-студии МХТ. Можете назвать себя баловнем судьбы?
– Когда ты идешь в верном направлении в согласии с самим собой, то, наверное, тебе судьба помогает, все идет как по маслу. И у меня бывало ощущение, что открываются все двери. Но я всегда честно и много работала. А еще мне везло на людей, у которых я училась, которые влияли на мои повороты судьбы. Хочется дожить до светлого общества, когда люди будут понимать, что жизнь — она дана не для борьбы и споров, а для счастья. Помните, как в чеховской «Чайке»: «Но ведь всем хватит места — и новым, и старым, зачем толкаться!» Нести добро и радость людям. Мне бы хотелось, чтобы это стало девизом нашей жизни. К этому я стремлюсь и вкладываю в своих детей.
Блицопрос
– Что будет, если поломается каблук?
– Уже такое было, пойду босиком.
– Можно ли простить обман?
– Да, но доверие вернуть уже сложно.
– Какой страх вы в себе побороли?
– Всегда борюсь со страхами — высоты, новой роли, говорить «нет», отстаивать себя…
– Что больше всего в мужчинах цените?
– Честность, преданность и нежность.
– Тем, кто недоволен своей жизнью, надо…
– …Сходить, посмотреть и помочь, кому-то кому реально хуже.
– Когда женщине можно быть слабой?
– Всегда!
Спорим, вы не знали, что…
Ольга Красько прекрасно вышивает крестиком и красиво пишет каллиграфическим почерком.
Досье
Родилась: 30 ноября 1981 года в Харькове.
Образование: окончила Школу-студию МХАТ (курс О.П. Табакова) в 2002 году.
Карьера: с 1999 года — актриса Театра-студии Табакова. Сыграла более 50 ролей в фильмах и сериалах: «Неудача Пуаро», «Турецкий гамбит», «Участковый», «Учителя», «Территория» и другие.
Семья: трое детей.