Мало кто знает, но Татьяна Степанова, которая сейчас известна как автор мистических триллеров и детективов, раньше была подполковником полиции. Она окончила юридический факультет МГУ, после чего стала работать следователем. О том, как проявился ее талант к писательству и чем интересны новые произведения автора — читайте в интервью.
- Татьяна, недавно вышла ваша юбилейная 50-ая книга. Что подтолкнуло вас к литературному творчеству?
- Что подтолкнуло меня… Так давно это было, и не вспомнить, — шучу! Наверное, желание рассказывать свои собственные истории, писать. Любой дар, когда он есть у человека, просится наружу. Им хочется делиться.
Сейчас создание книг для меня — это моя жизнь. Я, наверное, была создана, чтобы сочинять разные истории. Как скульптор лепить своих героев, как режиссер строить мизансцены, диалоги, привлекать сердца читателей, заставлять их интересоваться и сопереживать.
- Почему среди персонажей ваших книг встречается столько людей с необычными именами: Гектор, Макар, Клавдий?
- Что касается Гектора — Гектор Троянский мой любимый герой «Илиады». Я прочла ее в восемь лет, и она глубоко поразила меня в детстве. Я много раз пыталась придумать другой конец «Илиаде» — спасти Гектора от смерти. Вообще изменить ход действия. И на протяжении всей жизни я к Гектору из Трои отношусь особо.
Мой полковник Гектор Игоревич Борщов — он для меня знаковый персонаж, он особый человек и для главной героини Кати. Вся их прежняя жизнь, все истории — прелюдия к их встрече. У них своя «Илиада» — свой миф и много чего еще впереди.
Макар — русское старинное имя. Оно мне нравится.
Что касается Клавдия Мамонтова, обращу внимание читателей, что его родители — высокообразованные люди из старой московской семьи с дворянскими корнями, потомственная московская интеллигенция, преподаватели истории и археологии в университете.
Клавдий назван родителями в честь римского императора, они у него поклонники Роберта Грейвса, как и я.
- В последнем романе нет Кати Петровской, следствие ведут полковник Гущин и его друзья. Вы планируете вернуться к этому персонажу или теперь главными героями будут мужчины?
- Я с Катей постоянно. Она и Гектор — герои моего нового детектива, который я пишу. А Гущин и молодые друзья его — это другие истории, другие книги — о них. Мало не покажется. Будет интересно с ними со всеми.
- Какие из ваших книг вам больше всего нравятся?
- Обычно самая дорогая книга — та, над которой работаешь. Она поглощает все, на ней все сконцентрировано.
- В ваших книгах часто встречаются мистические мотивы: таинственные артефакты, гипнотизеры, тайные общества. Вы интересуетесь эзотерикой?
- Нет, я не увлекаюсь эзотерикой. Я атеист по жизни. Я просто использую все это как краски — темные, черные, мрачные — для создания нужной атмосферы в детективе, когда считаю это необходимым. Но познания у меня в этой области весьма широкие. И большое собрание разных материалов на русском и английском языке.
- Как вам удается найти баланс между творчеством и работой?
- А у меня сейчас только творчество. Я свободный человек. В полиции больше не служу. Писатели вообще не считают написание книг своих работой. Это образ жизни, величайшее наслаждение. Да-да, нас мало избранных, счастливцев праздных…
- В некоторых ваших романах соединяются историческая и современная линия. Как вы считаете, наши современники отличаются от своих предков или люди, которые раскрывали преступления в девятнадцатом веке, сталкивались с теми же мотивами, что и сегодня?
- Наши современники отличаются от своих предков. Достаточно посмотреть нынешний телевизор, интернет, соцсети или просто понаблюдать нравы, манеру общения. Но это глобальный процесс, все меняется.
В девятнадцатом веке жизнь была иной — читайте классику, сразу почувствуете разницу. Основные мотивы преступлений — корысть, ревность, жадность, месть — они вечны, как вечно Зло. Просто люди обставляют свои поступки иными декорациями, иными мотивациями причин…
Некоторые вещи сейчас даже проще, примитивнее. Например, такое понятие как «честь» — оно практически исчезло как мотивация. А прежде и ради чести убивали.
- В юбилейном романе «Коридор затмений» таинственные убийства расследуют три персонажа. Почему вы чаще пишете о группе сыщиков, а не об одном?
- Полковник Гущин, Макар и Клавдий не спрашивали у меня разрешения — они просто познакомились и подружились. Причем Макар и Клавдий — соперники в любви и сначала конфликтовали, а потом стали друзьями, почти братьями.
А что я могу сделать? Такие они. Им интересно быть вместе и помогать полковнику Гущину ловить убийц и раскрывать тайны и преступления. Они там беседуют меж собой, разглагольствуют обо всем по-мужски, помогают друг другу, когда выпьют, когда поспорят, когда в драку кинутся со злодеями. Спасают друг друга и всех вокруг и совершают геройские поступки. У них жизнь ключом бьет. Они живые, им не скучно… А я автор, я им только тайны подбрасываю.
- Какие-то из ваших книг были созданы по мотивам реальных событий?
- В каждом моем романе есть факты реальных событий и преступлений, с которыми я сталкивалась при моей более чем двадцатилетней работе в полиции, когда я была криминальным журналистом в Пресс-центре подмосковного ГУВД.
Я находилась тогда в самой гуще событий и много чего отложила в свою копилку криминальных историй. Моих читателей порой ужасают и шокируют факты, которые я описываю в детективах. Я еще смягчаю, в реальности все страшнее было.
Ничего, пусть знают читатели — жизнь жестокая штука. Пусть лучше прочтут в детективе с мурашками по коже, чем это их в реальности самих коснется. Может, будут проявлять осторожность в опасных ситуациях.
- У вас отлично получаются персонажи, о которых невозможно однозначно сказать, положительные они герои или отрицательные, например, Макар Псалтырников, ставший одним из сыщиков в романе «Коридор затмений». Чем вас привлекают такие типажи?
- Нет в жизни людей чисто положительных и отрицательных. Каждый человек индивидуальность и смесь единства и борьбы противоположностей. Я стараюсь создать живых персонажей, сложных. Мы ведь все не простые, да?
Я ненавижу, когда нам разные «добросерды» начинают читать мораль и учить нас, как нам жить, укладывая сложную человеческую натуру в прокрустово ложе надуманных ограничений, запретов и фарисейской псевдонравственности, лжи и морализаторства.
Макар по жизни многодетный отец, богатый мажор, запойный алкоголик, сын отравленного отца, муж жены-убийцы и… большой умница, эрудит, человек слова и чести, верный друг своих друзей, благородный и отважный. Принимайте его таким.
- Какие виды детективных историй вам больше всего нравятся: герметичные, классические, психологические триллеры, полицейские, фантастические, о серийных убийцах?
- Мне нравится хорошо рассказанная история. Мне нравится почерк больших мастеров, как, например, в «Мы начинаем в конце» Криса Уитакера или в «Острых предметах» Гиллиан Флинн, в «Смерти на Ниле» Агаты Кристи или «Молчании ягнят» Томаса Харриса. Жанр не важен для меня, важен талант писателя, его неповторимый голос.
- С какой книги вы посоветовали бы читателю начать знакомиться с вашим творчеством и почему?
- Чтобы войти в новый мир Кати и Гектора, дорогие читатели, начинайте знакомство с «Последней истины, последней страсти». Чтобы войти в мир трех друзей, Гущина, Макара и Клавдия, читайте сначала «Циклоп и нимфа» и «Перекресток трех дорог», если не робкого вы десятка.
А вообще, чтобы меня понять как автора глубже, многограннее и более стебно — читайте «Имеющий уши да услышит» — детектив-памфлет с историческими персонажами, у которых современные узнаваемые прототипы.