– Какой же он был замечательный актер! — сказала «Антенне» актриса Людмила Поргина, вдова Николая Караченцова, который озвучивал фильмы с Бельмондо для российского проката. — Я так счастлива, что Колечка его озвучивал и что я с ним встречалась и в Париже, и здесь, в Москве, когда он приехал после инсульта. Он знал, что Колечка был его голосом здесь. Они были похожи по темпераменту, говору, отношению к жизни, хулиганистости. Мне грустно, но, я думаю, он всегда будет с нами, потому что все его роли прекрасны. Это был великолепный раскрепощенный европеец, настоящий мужчина, на которого было приятно смотреть. Он снимался в боевиках, в психологических драмах — прекрасном французском кино, на котором мы выросли. Во время нашей встречи в Париже для нас это был праздник, когда он пришел к нам с другими великими артистами.
Будучи инсультником, приехал в Москву, потому что, по его словам, всегда мечтал посмотреть Россию, и жалел только о том, что не приехал раньше. Он мне был как родной, как близкий человек. Я понимаю, почему Коля согласился его озвучивать, хотя у него был более низкий тембр. Он был ему близок по психике, всегда улыбался, имел чувство юмора, стойко преодолевал трудности, несмотря на то что болел. Он понимал, что жизнь — это не сплошное удовольствие. И он, и Коля ушли на небеса, они завоевали свой рай своими ролями и картинами. Я надеюсь, что когда мы уйдем туда, то встретимся с ними как с друзьями и братьями, которые поднимали, а не опускали человеческие души. Мы все были в него влюблены, и только Коля мог его озвучить, потому что они были едины. Как он говорил: «Я ржу вместе с ним и радуюсь его действиям». С разрешения Жан-Поля я поцеловала его в пухлые, как у Коли, губы, когда он уже перенес инсульт, но был живой и адекватный, добрый и улыбающийся. Он просто сиял!
– Мы встретились с Жан-Полем в 1990-е в Москве, где его принимали как суперзвезду мирового масштаба, — вспоминает киновед Андрей Плахов. — И это при том, что его самых известных картин, например, в дебютной драмы Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» 1960 года, никогда к тому времени не было в российском прокате. Зрители знали его по таким коммерческим фильмам, как, к примеру, «Чудовище», в которых он создал образ обаятельного авантюриста. Однако начало его карьеры гораздо более важно, поскольку он стоял у истоков французской «новой волны» — кино, возникшего в конце 1950-х — начале 1960-х. Главные фильмы для него — это «Безумный Пьеро» того же Годара. Бельмондо запомнился нам человеком невероятного обаяния и огромной коммуникабельности, который очень легко находил общий язык с самыми разными людьми. Хотя в начале карьеры у него были большие проблемы, поскольку внешность не располагала к тому, что он станет большой звездой. Ему сулили роли второго плана, причем негодяев. Но он оказался гораздо более многогранной личностью, способной мастерски воплощать самых разных персонажей.
Это был также человек большого мужества, который ровно 20 лет назад, в 2001 году, пережил страшный инсульт, восстановился после него и сумел прожить достаточно много лет активной, в том числе творчески, жизни. Он даже стал отцом в этот период и сыграл в фильме «Человек и его собака», где создал очень выразительный образ, несмотря на ограниченность в движениях, вызванную последствиями болезни. К нему относились с симпатией практически все, в том числе и в России. Во время нашей встречи мы обедали в ресторане, и после того, как мы вышли за ним, по всем улицам до самого отеля шел целый хвост поклонников, а он никого не отвергал, был со всеми весел, добродушен. Мы говорили о кино, о его ролях. У него совершенно не было никакого высокомерия или звездности. Но было в его мыслях не только кино. Женщины тоже интересовали его всегда, и этот интерес был взаимным.
Досье
Родился: 9 апреля 1933 года в коммуне Нейи-сюр-Сен (Франция).
Образование: Высшая национальная консерватория драматического искусства (Париж).
Карьера: снялся более чем в 130 фильмах, среди них — «На последнем дыхании», «Женщина есть женщина», «Казино «Рояль», «Вор», «Великолепный», «Профессионал», «Баловень судьбы». Удостоен «Почетной Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Кавалер, офицер, командор, великий офицер ордена Почетного легиона.
Семейное положение: был дважды женат. От первой супруги, танцовщицы Элоди Константен, — дочь Патриция (1953–1993), дочь Флоранс (1960 г. р.), сын Поль (1963 г. р.). От второй супруги, манекенщицы и балерины Натти Тардивель, — дочь Стелла (2003 г. р.). Шесть внуков.
Умер: 6 сентября 2021 года в Париже.