– Какой же он был замечательный актер! — сказала «Антенне» актриса Людмила Поргина, вдова Николая Караченцова, который озвучивал фильмы с Бельмондо для российского проката. — Я так счастлива, что Колечка его озвучивал и что я с ним встречалась и в Париже, и здесь, в Москве, когда он приехал после инсульта. Он знал, что Колечка был его голосом здесь. Они были похожи по темпераменту, говору, отношению к жизни, хулиганистости. Мне грустно, но, я думаю, он всегда будет с нами, потому что все его роли прекрасны. Это был великолепный раскрепощенный европеец, настоящий мужчина, на которого было приятно смотреть. Он снимался в боевиках, в психологических драмах — прекрасном французском кино, на котором мы выросли. Во время нашей встречи в Париже для нас это был праздник, когда он пришел к нам с другими великими артистами.

Жан-Поль Бельмондо, фото
Фото
AFP / Staff / AFP / Getty Images

Будучи инсультником, приехал в Москву, потому что, по его словам, всегда мечтал посмотреть Россию, и жалел только о том, что не приехал раньше. Он мне был как родной, как близкий человек. Я понимаю, почему Коля согласился его озвучивать, хотя у него был более низкий тембр. Он был ему близок по психике, всегда улыбался, имел чувство юмора, стойко преодолевал трудности, несмотря на то что болел. Он понимал, что жизнь — это не сплошное удовольствие. И он, и Коля ушли на небеса, они завоевали свой рай своими ролями и картинами. Я надеюсь, что когда мы уйдем туда, то встретимся с ними как с друзьями и братьями, которые поднимали, а не опускали человеческие души. Мы все были в него влюблены, и только Коля мог его озвучить, потому что они были едины. Как он говорил: «Я ржу вместе с ним и радуюсь его действиям». С разрешения Жан-Поля я поцеловала его в пухлые, как у Коли, губы, когда он уже перенес инсульт, но был живой и адекватный, добрый и улыбающийся. Он просто сиял!

Жан-Поль Бельмондо, фильм Безумный Пьеро, кадры
Фото
Кадр из фильма «Безумный Пьеро»

– Мы встретились с Жан-Полем в 1990-е в Москве, где его принимали как суперзвезду мирового масштаба, — вспоминает киновед Андрей Плахов. — И это при том, что его самых известных картин, например, в дебютной драмы Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» 1960 года, никогда к тому времени не было в российском прокате. Зрители знали его по таким коммерческим фильмам, как, к примеру, «Чудовище», в которых он создал образ обаятельного авантюриста. Однако начало его карьеры гораздо более важно, поскольку он стоял у истоков французской «новой волны» — кино, возникшего в конце 1950-х — начале 1960-х. Главные фильмы для него — это «Безумный Пьеро» того же Годара. Бельмондо запомнился нам человеком невероятного обаяния и огромной коммуникабельности, который очень легко находил общий язык с самыми разными людьми. Хотя в начале карьеры у него были большие проблемы, поскольку внешность не располагала к тому, что он станет большой звездой. Ему сулили роли второго плана, причем негодяев. Но он оказался гораздо более многогранной личностью, способной мастерски воплощать самых разных персонажей.

«Человек и его собака», Жан-Поль Бельмондо
Фото
Кадр из фильма «Человек и его собака»

Это был также человек большого мужества, который ровно 20 лет назад, в 2001 году, пережил страшный инсульт, восстановился после него и сумел прожить достаточно много лет активной, в том числе творчески, жизни. Он даже стал отцом в этот период и сыграл в фильме «Человек и его собака», где создал очень выразительный образ, несмотря на ограниченность в движениях, вызванную последствиями болезни. К нему относились с симпатией практически все, в том числе и в России. Во время нашей встречи мы обедали в ресторане, и после того, как мы вышли за ним, по всем улицам до самого отеля шел целый хвост поклонников, а он никого не отвергал, был со всеми весел, добродушен. Мы говорили о кино, о его ролях. У него совершенно не было никакого высокомерия или звездности. Но было в его мыслях не только кино. Женщины тоже интересовали его всегда, и этот интерес был взаимным.

Досье

Родился: 9 апреля 1933 года в коммуне Нейи-сюр-Сен (Франция).

Образование: Высшая национальная консерватория драматического искусства (Париж).

Карьера: снялся более чем в 130 фильмах, среди них — «На последнем дыхании», «Женщина есть женщина», «Казино «Рояль», «Вор», «Великолепный», «Профессионал», «Баловень судьбы». Удостоен «Почетной Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Кавалер, офицер, командор, великий офицер ордена Почетного легиона.

Семейное положение: был дважды женат. От первой супруги, танцовщицы Элоди Константен, — дочь Патриция (1953–1993), дочь Флоранс (1960 г. р.), сын Поль (1963 г. р.). От второй супруги, манекенщицы и балерины Натти Тардивель, — дочь Стелла (2003 г. р.). Шесть внуков.

 Умер: 6 сентября 2021 года в Париже.