— Я не всегда мечтал об этой профессии. Более того, классе в пятом или шестом писал в сочинении, что хочу быть журналистом или писателем. А потом так получилось, что поехал в пионерский лагерь, вел там все концерты, спектакли. Как-то вожатый сказал: «Может быть, тебе действительно театром заняться?» — и отвел в студию на Красной Пресне к Вячеславу Спесивцеву, куда меня взяли, хотя был в классе седьмом или восьмом. Тут жизнь совершила крутой поворот, я окончательно заболел театром, ни о чем другом и не мыслил.
Когда занимался у Спесивцева, с нами дружила ассистентка Одесской киностудии Ольга Субботина, в те времена ассистенты искали молодые дарования по театрам, институтам. Так она увидела меня в каком-то спектакле, чуть ли не в «Ромео и Джульетте», где играл далеко не Ромео, а папу Капулетти, и пригласила на пробы. Это был 1984 год, я еще не поступил в институт, но меня утвердили в музыкальный фильм «Сезон чудес», который снимал Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссер «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». Он — мой крестный отец в кинематографе. Все местные жители города Черкассы, где шла работа над картиной, стояли на ушах и прибегали на площадку, а там Алла Борисовна Пугачева, Михаил Сергеевич Боярский. Мне, как юному актеру, оказаться в окружении двоих человек, чьи изображения тогда печатали на холщовых сумках, где с одной стороны была Пугачева, а с другой Боярский, что свидетельствовало о крайней степени их популярности, было лестно и в какой-то степени даже страшно. О погоде и об искусстве мы с Аллой Борисовной на съемках не говорили, но по каким-то техническим моментам, может быть, и перекинулись парой слов.
Когда я учился в ГИТИСе, у нас был студенческий стройотряд, летом на каникулах мы ходили в народ — с группой сокурсников работали проводниками в плацкартных вагонах и в купе. Ездили по маршрутам Москва — Батуми, Цхалтубо, Цимлянск. Это было занятно и поучительно. Я после по мотивам этих путешествий даже написал сценарий и пытался его экранизировать, но не удалось, во всяком случае пока. Актеру всегда надо исследовать жизнь, а тут она была во всей своей красе и сгустке: 36 или 54 пассажиров в вагоне, у каждого свой характер, тебе надо найти с ними общий язык, избегать конфликтных ситуаций. Наверное, в чем все-таки прелесть актерской профессии, так это в том, что на сцене ты можешь быть другим. Отпустить все свои комплексы, крикнуть, станцевать, пуститься во все тяжкие, а в жизни оставаться тихим, скромным и, может быть, даже безобидным.
Не считаю количество своих ролей в кино. Более того, иногда удивляюсь, когда включаю телевизор и вижу там себя, а я даже не очень помню, как в этом проекте снимался! Но потом втягиваюсь в сюжет и думаю: вроде не стыдно вышло, хорошо. Я начинал свой пусть в лихие 90-е, тогда кино практически не было. А когда оно появилось, меня, как молодого артиста, тоже не очень-то ждали на экранах. Поэтому с тех пор осталась привычка: если предлагают работу, надо соглашаться вне зависимости от того, большая роль или нет. Честно говоря, небольшие играть даже интереснее. Как сказал один режиссер: «Большую и дурак сможет, там текст написан, а ты попробуй сыграть какой-нибудь эпизод так, чтобы запомниться».
С осьминогом Сквидвардом из мультсериала «Губка Боб» я живу уже двадцать шестой или двадцать седьмой год.
Все в те же 90-е, когда не было работы, позвали на «Мосфильм» записать пробы озвучивания. Их отправили за границу в компанию, которая производит мультик, и меня выбрали как русский голос Сквидварда. С тех пор иду с этим персонажем который год рука об руку. Уже знаю все нюансы его характера. Кто бы мне дал с ним расстаться? Смена голоса — это какие-то сверхъестественные обстоятельства. К тому же мы в ответственности за тех, кого приручили, я со Сквидвардом сроднился, и было бы даже обидно отдавать его в чужие руки.
В сериал «Балабол» попал совершенно обыденным путем: пригласили на пробы, выучил какой-то сложносочиненный монолог с массой медицинских терминов, рассказал его на камеру. Продюсеры и режиссеры решили, что я могу это играть, что с удовольствием и делаю. Попутно со съемками в проекте, где с каждой серией узнаешь все больше криминалистических терминов, я как исполнитель этой был на Петровке, 38 и в лаборатории следственного комитета, куда меня приглашали, и где настоящие эксперты погружали в эту профессию. Пока о второй специальности думать рано, но кое-что из того, что говорю и делаю на экране в этом сериале, я уже понимаю.
Не люблю отдыхать глупо, допустим, приехать на пляж, положить свое тело на лежак и смотреть в небо. Хочется все время что-то придумывать: написать сценарий, спектакль, роль какую-то откопать.
Вчера у меня были съемки, сегодня я в институте со студентами, завтра — еду на озвучание, послезавтра — в театре репетирую новый спектакль. Поскольку каждое дело любимое, получаю от этого удовольствие, и вроде как отдыхать особо не тянет. Максимум — посидеть после спектакля с друзьями, поговорить о том, о сем, обменяться творческими и человеческими мнениями.
В прошлом году не стало моего любимого пса, а до этого собачки. С удовольствием бы завел кого-то, но эта большая ответственность, а сейчас такой график, что не могу себе ее позволить. Не на кого будет питомца оставить, потому что жена сидит на даче, у нее там выводок порядка 29, а может и более, кошек, которые прибегают со всего поселка. Периодически либо я к ней набег совершаю, либо она в Москву приезжает, где у нас в квартире живут кот и кошка. Их появление в доме — благотворительность. Боню взяли, когда жена работала вторым режиссером на площадке в кино. Там окотилась кошка, ее съели собаки, а котята остались, так мы и приютили Боню. Котик пришел тоже со съемок, я тогда был режиссером «Папиных дочек», в павильоне родила кошка, мы котят пристраивали в добрые руки через сериал, сайт, а одного, самого непутевого и доброго, оставили себе и назвали Лошарик, но сейчас ласково зову его Лелик. За время пандемии Лелик и Боня еще больше со мной сблизились, отвыкли, что бываю дома, а тут я несколько месяцев с ними просидел. Теперь покрикивают на меня, если собираюсь уходить.
Восемь лет назад Дмитрию Певцову и Ольге Дроздовой, с которыми давно знаком, предложили набрать курс в институте, они тогда спросили: «Иван Валерьевич, а не хотел бы ты себя попробовать в педагогике?» Я подумал: почему бы и нет? Не получится — тихо уйду. В итоге пристрастился, мне нравится, и самое главное, очень хочется поделиться со студентами всем тем, что умею. Пытаюсь учить их так, как меня когда-то Андрей Александрович Гончаров и Марк Анатольевич Захаров, на курс к которым я попал и обязан им всем. Хочу, чтобы сохранялась эта преемственность, и смею тешить себя надеждой, что в какой-то степени у меня получается. Когда Андрей Александрович репетировал, это было слышно на служебной входе, стены театра сотрясались. Как ни странно, каким-то актерам нужен именно такой режиссер, потому что иначе они распоясываются, у них начинается звездная болезнь. Я другой породы, если начинают кричать, впадаю в ступор, и ничего не получается. У меня в студенческие годы сложилась такая ситуация, что и Андрей Александрович приглашал в Театр имени Маяковского, и Марк Анатольевич в «Ленком». Выбрал Марка Анатольевича, его чувство юмора и спокойная интеллигентная манера репетировать оказались мне ближе. Сам со студентами стараюсь держать себя в руках. У меня в школьной характеристике после восьмого класса была такая ехидная фраза: «Может нагрубить, но в содеянном раскаивается». Так вот раз в год могу позволить себе повысить голос и сказать: «Да что ж вы, такие-эдакие!», но потом тут же раскаиваюсь, сердце наполняется любовью и нежностью.
ИВАН АГАПОВ
НА ТВ
«Балабол», понедельник - пятница, 18:30, НТВ
Досье
Родился: 29 мая 1965 года в г. Москва
Образование: окончил ГИТИС
Карьера: в 1989 году окончил ГИТИС и был принят в труппу театра «Ленком», где до сих пор служит. Сыграл более чем в 200 фильмах и сериалах среди которых: «Петербургские тайны», «Притяжение», «Не хлебом единым», «Исаев», «Вольф Мессинг», «Экипаж», «Время первых», «Склифосовский», «Мосгаз. Новое дело майора Черкасова» и других. Как режиссер снял несколько сезонов сериала «Папины дочки», сериал «Кровинушка». Преподает в Институте современного искусства. Народный артист Российской Федерации.
Семейное положение: супруга Светлана — выпускница Литературного института имени Максима Горького и ВГИКа, режиссер и сценарист.