– В вашей семье в сентябре произошло важное событие: сын пошел в первый класс. Как проходите этот этап?
– Вася этого очень ждал, боялся, поэтому относится с трепетом, для него это знак того, что он вырос, стал взрослым. Ходит с любопытством, записался во все кружки, ему нравится, что появляются новые друзья. Он уже умеет читать и писать, в этом смысле проще. Конечно, в силу большой занятости без помощниц не обходимся.
– У него уже был взрослый опыт: Вася сделал первый шаг в актерской профессии, озвучил героя мультфильма Гарри Бардина «Песочница». Какие остались впечатления?
– Сначала мы посмотрели с ним мультики Бардина, и сын понял, что это Гарри — автор «Летучего корабля», который он так любит. Вася сразу загорелся, ему очень хотелось в этой истории поучаствовать. Когда выяснилось, что у него там роль хулигана, расплакался: «Я же хороший». Все стали его утешать, объяснять, что быть интересным персонажем на экране лучше, у него интереснее судьба. Успокоился, но все равно переживал, что делает что-то не так, ладошки потели. Но Гарри умеет работать с детьми — игриво, шаловливо с ними разговаривает. Они там хулиганили, и когда Вася вышел после озвучивания, спросил меня: «Мама, а мы что, так работали? У тебя тоже все так весело?»
– Сын же и гонорар наверняка получил, еще одно удовольствие.
– Да, ему дали денежки. Ему казалось, что на них он может купить все. Долго выбирал, сыну важно было потратить именно те деньги, что ему дали. В итоге осуществил мечту — купил космическую станцию лего. Страшно гордится, что заработал на нее сам.
– Вижу, берете сына на съемки. Ему в кадре бывать приходилось?
– Стараюсь часто этого не делать, только когда возникает такая ситуация. И она случилась в прошлом году, когда муж (Александр Галибин, актер, режиссер. — Прим. «Антенны») снимал фильм «Маруся фореva!». К сожалению, сын тогда сломал руку и боялся оставаться без меня. На этих съемках Вася попал в кадр в массовой сцене, тоже очень ответственно относился.
Когда я на репетиции подходила к нему и спрашивала, не холодно ли ему, говорил: «Мама, отойди, не видишь, я работаю». А когда стали снимать сцену, где я бегу и пытаюсь остановить главного героя, бросился за мной с криком: «Я помогу!» Кадр был испорчен.
– Пока, думаю, рано говорить, есть ли у сына актерские способности.
– Конечно, но у него, как я говорю, тяжелая наследственность. Задатки есть в связи с тем, что мы сами из этой среды. Поэтому хотим максимально его от этого оградить, чтобы сам выбрал свой путь.
– С дочкой с этой задачей не справились?
– Не справились. До последнего держали подальше, предоставляли разные возможности, видели ее склонности, надеялись. Ксения (ей 18 лет. — Прим. «Антенны») хорошо рисует, нашла свой стиль в графике, даже преуспела в этом, победив в конкурсе на иллюстрацию к английской азбуке. Еще прекрасно владеет письмом, издавала свои рассказы, придумывала газеты, мы их печатали, думали, может, пойдет в журналистику. У Ксении были всяческие идеи, но буквально на последнем повороте она свернула налево. С прошлого года дочь — студентка ГИТИСа в мастерской Юрия Бутусова.
– Вы в свое время сразу определились с тем, чем хотели бы заниматься в жизни?
– В школе я хорошо училась, казалось, это главное, а профессию как-то выберу. Мне было лет 12, когда близкая подруга привела меня на прогон кукольного спектакля, в котором участвовала. Я была потрясена этим миром, и жизнь моя тогда перевернулась. Осталась там навсегда. Из кукольной студии перешла в драматическую, а потом пошла дальше.
– Повзрослев и осознав, что эта профессия будет определять и достаток, и круг интересов, сожалели когда-нибудь о своем выборе?
– Нет, никогда.
– Ваша юность, становление карьеры пришлись на 90-е — те годы, о которых идет речь в сериале «Горячая точка». Вам они чем запомнились?
– Для меня это было счастливое время: я училась, занималась творчеством.
Было все равно, что происходит вокруг, важно, что у меня. Позже осознала: ого, ничего себе, что вокруг-то тогда было.
– Довольны, как складывается карьера в кино, или театр стал площадкой для самореализации?
– Да, театр для меня всегда был и остается местом, где растешь, развиваешься и можешь экспериментировать. В кино не так много времени для поисков. Как правило, туда тебя берут такой, какая ты есть, а не тем, кем можешь себя попробовать.
– В июле этого года в «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация) под совместной фотографией с мужем вы написали: «7 + 7 + 7= 21 год вместе! Три города, два ребенка, 12 переездов и море любви!» Что в этой математике кроется?
– С детьми все понятно, а три города — это мы сначала жили в Питере, потом по контракту три года работали в Новосибирске, затем переехали в Москву и уже 11 лет здесь, с этими перемещениями связаны наши 12 переездов, даже в пределах одного города приходилось это делать. Семерки — тоже определенные перемены в нашей жизни. Такие перемещения — это поначалу тяжело, переезд воспринимается как катастрофа, но когда они происходят с какой-то периодичностью, многие вещи отсеиваются, ты закаляешься внутренне, начинаешь пониматься, что важно, что нет. Отсутствие оседлости и постоянное движение тебя воспитывают.
– Что в наше время, странное и нестабильное, вас вдохновляет и радует?
– Для меня, как ни странно, пандемия открыла новые возможности. В локдаун впервые за все время наша семья находилась вместе каждый день столько времени.
Вася был безумно счастлив, говорил: «Я не люблю коронавирус, обожаю пандемию». Это была его мантра. Он знал, что мы проснемся все вместе, будем целый день вместе и завтра тоже. Он и сейчас все время спрашивает: «А когда еще будет пандемия?»
Его настроение нас всех подбадривало, хотя многие проекты, на которые мы рассчитывали, слетели или не состоялись. Но открылись и новые возможности. То, что, казалось раньше, невозможно делать онлайн, оказалось реализуемо. Я педагог в ГИТИСЕ по речи, занимаюсь этим уже лет 15, всегда думала, что такое надо делать с глазу на глаз, и до сих пор считаю лучшим вариантом, но сейчас стала заниматься постановкой речи с людьми из разных городов и стран онлайн. Если есть те, кому это необходимо, почему не оказывать первую скорую речевую помощь на расстоянии.
Локдаун вообще стал тем зеркалом, которое обернулось внутрь нас самих, и позволил больше узнать о себе.