Евгений Евстигнеев: оберегал любимых женщин
Фото
кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх»

– Посчастливилось работать с Евгением Александровичем в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова. Это был мой дебют в кино в качестве художника-постановщика, — делится народный художник РСФСР Борис Бланк. — С Евстигнеевым было очень легко взаимодействовать на съемочной площадке. Артист тут же откликался на просьбу режиссера что-либо изменить. Больше всего меня поражало то, как актер буквально за две секунды успевал поменять интонацию. Причем незаметно и очень деликатно. Благодаря любви к общему делу у Климова и Евстигнеева получился крепкий творческий союз. Евстигнеев внес в фильм и личный вклад — придумал эпизод с тасованием карт. Надо сказать, что он блестяще это делал! Как-то во время подготовки к съемкам Евгений Александрович показал этот трюк Элему. Тот решил включить его в ленту как эффектную черту его персонажа Дынина, начальника пионерского лагеря.

— Мы много раз виделись с ним в Доме кино. Особенно мне запомнилась встреча незадолго до его ухода из жизни (Евстигнеева не стало 4 марта 1992 года. — Прим. «Антенны»). Как-то мы разговорились с ним после съемок в «Ермаке», где он играл царя Ивана Грозного. Я заметил, что Евгений Александрович был встревоженным, нервным и неуверенным. Производил впечатление очень расстроенного человека, будто за что-то оправдывался. Вероятно, переживал из-за операции на сердце, что-то предчувствовал…

Евгений Евстигнеев: оберегал любимых женщин
Евгений Евстигнеев и Лилия Журкина
Фото
кадр из фильма «Потрясающий Берендеев»

— Сразу сошлись с Евгением Александровичем на дружеской ноте, — вспоминает актриса Татьяна Бронзова. — Он всегда отмечал Борю Щербакова, моего супруга, как достойного актера и говорил: «Вот замена мне!» Евстигнеев во многом помог нашей семье. Например, в 70-х годах мы получили квартиру от МХАТа, и было очень сложно достать что-либо для обустройства жилплощади. Тогда он повез нас к своему другу — директору мебельной фабрики. Нам изготовили великолепную стенку для гостиной по хорошей цене. Был момент, когда Боря приболел. Евгений Александрович сразу же посоветовал обратиться к первоклассным врачам, у которых сам консультировался. Вообще, он ко всем относился очень внимательно и подставлял крепкое плечо. Несмотря на ореол известности, не был барином, был прост в общении. Создавал впечатление «своего» человека — теплого и отзывчивого. Оберегал любимых женщин, умел красиво ухаживать. Особенно трепетно относился ко второй супруге Лилии Журкиной, с которой прожил более 20 лет (в браке родилась дочь Мария. — Прим. «Антенны»). Она была для него самой-самой. Ее внезапная кончина (17 августа 1986 года) стала настоящим ударом для Евстигнеева. На фоне сильных переживаний у него случился инфаркт.

— Потом в жизнь актера впорхнула Ирина Цывина, которая была моложе него на 33 года. У них завязался роман, когда она была студенткой Школы-студии МХАТ, а он преподавателем. Он очень дорожил ею и проявлял невероятную заботу. Помню, попросил Олега Ефремова, чтобы тот принял возлюбленную в труппу МХАТа. В итоге получил отказ. Тогда Евгений Александрович заявил в сердцах, что уйдет. На что Ефремов выпалил: «Уходи!» Актер писал заявление в полной уверенности, что худрук, который был его другом и единомышленником, не подпишет бумагу. Но случилось обратное. Дело в том, что Олег Николаевич это воспринял очень болезненно. Ведь еще не так много времени прошло после ухода Лилии, с которой они вместе начинали в «Современнике», потом перешли во МХАТ. Спустя время Евстигнеев вернулся в театр, но уже не в труппу, а на разовые спектакли. Он снова попросил Ефремова рассмотреть Ирину на роль в новом спектакле. К удивлению, худрук одобрил ее кандидатуру. Цывина сумела зарекомендовать себя как хорошая актриса. Она оказалась очень приятной, коммуникабельной, умной, и коллектив ее принял. Надо сказать, Ефремов очень правильно и деликатно поступил. Если бы Ирина сразу же вошла бы в ряды МХАТа как жена известного артиста, то ей было бы очень сложно существовать в нашей среде.

Евгений Евстигнеев: оберегал любимых женщин
Евгений Евстигнеев и Ирина Цывина
Фото
личный архив Ирины Цывиной/архив «Антенны»

— Его уход ошарашил всех… На поминках Галина Волчек (первая супруга Евстигнеева, в браке родился сын Денис Евстигнеев, кинорежиссер. — Прим. «Антенны») и Ирина Цывина сидели рядом. Было видно, что они в хороших отношениях. Ведь развод с первой супругой не поставил точку в отношениях с артистом. Он сумел сохранить дружбу с Галиной Борисовной. Евстигнеев очень уважал ее и часто советовался с ней. Кстати, она была первой, кому артист показал молодую возлюбленную. Ему было важно, чтобы Волчек одобрила его выбор.

— Евгений Александрович снялся в одном из моих первых фильмов «Зимний вечер в Гаграх», — рассказывает режиссер Карен Шахназаров. — Евстигнеев исполнил роль Алексея Беглова, который в прошлом был блистательным мастером чечетки. Вместе с ним пробовались и другие именитые актеры. Но он не хотел упускать свой шанс. Просто пришел ко мне в комнату и сказал: «Это моя роль, я хочу ее сыграть!» Он меня буквально окружил, взял в капкан. Признаюсь, мне стало немного не по себе. Так как я человек достаточно упрямый, не хотел, чтобы на меня давили. Но в результате, конечно же, утвердил его. Знаете, я был удивлен одной странной привычкой артиста. Он все время спал на площадке: то стоя, то сидя. Мне было даже обидно. Думал: он же так хотел сыграть в этой картине, и вдруг такое отношение! Но когда актер слышал последнюю реплику партнера, срывался с местечка, молниеносно поправлял грим и влетал в кадр. После команды «Камера, мотор!» выкладывался на все сто процентов. Он уже готовым приходил на съемки, поэтому знал, что и как играть. Надо понимать, что актеры в кадре работают максимум минуту-две. Потом на площадке группа переставляет свет, готовясь к следующей сцене. Артисту в это время вроде бы делать нечего. Менее опытный растрачивает свою энергию. А Евстигнеев придумал необычный метод, чтобы беречь силы для остальных дублей. Евгений Александрович был единственным артистом в моей практике, кого коллеги признавали как великого. Это большая редкость!

— Меня невероятно потряс один эпизод в картине «Зимний вечер в Гаграх», где Евстигнеев проявился абсолютно неожиданно, — говорит Анатолий Кролл, автор музыки к фильмам «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». — По сюжету молодые любители джаза приходят на собрание воровской шайки и садятся за стол. Вдруг Евгений Александрович берет в руки вилочку и ножичек и начинает играть по столу, словно профессиональный барабанщик. Я остолбенел! Как это возможно? После дубля попросил его объяснить это чудо. Он сказал, что в молодости играл в джазовом ансамбле. Видимо, эту страсть к музыке он перенес и в кино. Он не мог жить по-другому. Ему надо было, чтобы вокруг него все кипело. Сложно поверить, но в юности Евстигнеев даже не думал, что будет артистом. Он родился в обычной рабочей семье в Нижнем Новгороде. После окончания семилетки пошел на завод, где играл в ансамбле ударником. Однажды на концерте в местном Доме культуры его заметил ректор Горьковского театрального училища и понял, что перед ним настоящий самородок. Он спросил талантливого паренька: «Хочешь быть артистом?» Тот в ответ поинтересовался: «А сколько платят?» Когда ему назвали сумму, он возмутился: «Вы что, с ума сошли? У меня на заводе больше выходит!» Мало кто знает, что Евгений Александрович с молодых лет один содержал свою маму. В 6 лет у него не стало отца, в 17 — отчима. Несмотря на тяжелые годы и недоедание, Евстигнеев был полон энергии. Из-за любви к сцене он рискнул и поступил в театральное училище!

Евгений Евстигнеев: оберегал любимых женщин
Мария Селянская и Софья Евстигнеева
Фото
PhotoXPress.ru

— В 1992 году Евгений Александрович решил сделать передышку в работе, чтобы поправить в Лондоне пошатнувшееся здоровье, — вспоминает режиссер Леонид Трушкин. — Ведь еще задолго до поездки в Англию он перенес два инфаркта. После последнего доктора настояли на аортокоронарном шунтировании. Кто-то ему посоветовал сделать эту операцию. Рассказывал, что на четвертый день после нее буквально бегал. Но Евстигнеев долго не решался лечь на хирургический стол. Находил множество причин, чтобы отсрочить этот момент. Носил в кармане сердечные лекарства, которые принимал перед выходом на сцену. Помню, в Петербурге играли с ним спектакль по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». В финале, когда дверь за Лопахиным захлопывалась, тут же должен был выйти Фирс. Эту смену героев можно представить как музыку: либо сейчас прозвучит следующая нота, либо никогда. Вдруг повисла пауза, никто не появился. Зная, что Евгений Александрович не позволял себе таких вольностей, заподозрил что-то неладное. Оказалось, что он забыл нитроглицерин в гримерке, без которого не мог играть этот эпизод. Действительно, каждое слово проходило через его сердце. Оно, можно сказать, билось на износ! Так удивительно тонко был настроен его актерский аппарат. После поездки к заграничным докторам Евстигнеев планировал с новыми силами вернуться к работе. Позвонил мне из аэропорта, наговорил на автоответчик, что 18 марта собирается играть в спектакле. Также он должен был досняться в многосерийном фильме «Ермак», где играл царя Ивана Грозного. У него впереди еще было очень много всего. Мы все его очень ждали, но он так и не вернулся…

Интересные факты

  • В творческой копилке актера более 60 ролей в театре и около 130 в кино. Каждое его появление на экране становилось настоящим событием.

  • Путь в профессию у актера не был безоблачным. В 28 лет стал студентом Школы-студии МХАТ. В 40 получил свою первую знаковую роль товарища Дынина в картине «Посторонним вход воспрещен».

  • Евстигнеев всегда придерживался такого правила: никогда ничего ни у кого не просить.

  • Ирина Цывина смогла стать источником энергии, любви и вдохновения для артиста.

  • Худсовет не утверждал Евстигнеева на роль директора пионерского лагеря. Тогда в Госкино было распоряжение: не снимать актеров с нестандартной внешностью. Поэтому выбор пал на Михаила Пуговкина. Но режиссер Элем Климов был непреклонен и отстоял кандидатуру артиста. Он знал, что только Евстигнееву под силу сделать Дынина жестким, при этом тонким и сатирическим.

  • Имя артиста носит его родное Нижегородское театральное училище. Напротив местного Театра драмы установлена его скульптура.

Досье

Родился: 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.

Образование: актерский факультет Горьковского театрального училища (ныне Нижегородское театральное училище имени Е.А. Евстигнеева) и Школы-студии МХАТ.

Карьера: снялся в почти 130 картинах, среди которых «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «С любимыми не расставайтесь», «Старый Новый год», «Мы из джаза», «Гардемарины, вперед!», «Десять лет без права переписки», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Достояние республики».

Семейное положение: первая супруга — актриса и режиссер Галина Волчек. В этом браке появился сын Денис (продюсер и оператор). Вторая, актриса Лилия Журкина, подарила артисту дочь Марию (актриса). Третья — Ирина Цывина.

Умер: 4 марта 1992 года в Лондоне. Похоронен на Новодевичьем кладбище.