«Между нами есть романтика. Екатерина совершала безумные поступки по отношению ко мне: однажды прилетела всего на полдня в Токио на мое выступление, а я к ней вырвался из Питера между концертами на два часа в английский Ноттингем».
«Между нами есть романтика. Екатерина совершала безумные поступки по отношению ко мне: однажды прилетела всего на полдня в Токио на мое выступление, а я к ней вырвался из Питера между концертами на два часа в английский Ноттингем».
Фото
Legion Media

— Когда начали вводить режим самоизоляции, я был в Иркутске, откуда родом, но вернулся в Москву, где живу с женой и дочкой. До конца года у меня уже отменилось 142 концерта, международные туры в Лондоне, в Амстердаме, Риме, Берлине и далее по списку.

Вчера я должен был выступать в Большом зале консерватории в Москве, сегодня — в Вене. Каждый концерт — это история, к которой я шел годами. Некоторые были запланированы еще 5 лет назад. Сегодняшний, например, планировался в 2015–2016 годах. Концерт — это кульминация отношений музыканта с произведением, когда он выносит их на публику. Поэтому это очень эмоциональный для меня момент буквально со слезами на глазах. И я привык почти каждый день выходить на сцену.

Сейчас безумного графика гастролей нет, но зато появилась возможность посвящать время семье. Моей дочке Анне Денисовне уже три с половиной года. У нее сейчас приятный период, поскольку до этого своего папу она никогда так долго не видела. Мы с ней не разлей вода теперь. Это вдохновляет не только ее, но и меня. Иначе было бы совсем плохо, потому что мой организм 20 лет был заряжен на то, чтобы выдавать почти каждый день энергию в аудиторию.

Чарующие моменты, которые дарят мне семья и дочка, — это компенсация за потерянное дыхание. Дочка растет на глазах, она смышленая девушка, понимает, что мы от нее ждем каждый день спектаклей, и она, как актриса, перевоплощается в разных персонажей книг и мультиков. При этом никогда не повторяется и каждый раз импровизирует. Поначалу мы подталкивали ее к представлениям, что-то показывали, но она очень быстро схватывает, и теперь помощники ей не нужны. Она сама сочиняет сюжеты, объединяя разные сказки: например, встречается кот Леопольд с Незнайкой и начинают о чем-то беседовать, потом подключается Винни Пух, и развивается почти детективная интрига с юмором. У дочки есть чувство артистизма, паузы, формы, ритма, абсолютный слух, и она прогрессирует с каждым днем. Пока не знаем, кем она станет, но если не будет большого таланта к музыке, никогда не разрешу ей заниматься этим профессионально. А пока она чрезвычайно артистичный ребенок, от которого мы заряжаемся и которому папа позволяет больше, чем кому-то другому.

У Екатерины Валентиновны Шипулиной (супруга Мацуева — прима-балерина Большого театра. — Прим. «Антенны») в прошлом году открылась Центральная балетная школа. Там занимаются балетом с детьми, которые в будущем могут захотеть поступать в балетное училище. Мне кажется, что подобные занятия полезны независимо от того, будет ли впоследствии ребенок танцевать профессионально или нет. Развиваются осанка, грациозность, пластичность, воспитываются манеры.

Безусловно, самоизоляция — это проверка на прочность для любой пары. Я и раньше считал, что надо уехать куда-то на остров на один-два месяца, чтобы проверить отношения. Если изначально есть искра, то дальше все зависит от ума и фантазии обоих, а также от чувства юмора. Юмор спасает многое, а еще оптимизм — такая внутренняя убежденность, что все будет хорошо несмотря ни на что. Ситуация сейчас необычная, но мы ее преодолеем. А в своей семье я даже запретил упоминать название этого вируса.

Находясь дома, занялся готовкой. Купил казан и научился делать плов, который очень люблю. Это целое искусство. Еще я люблю жарить на мангале — например, бургеры, для которых готовлю все сам, включая фарш и булочки. По собственному секретному рецепту.

Денис Мацуев: «Не полетел на концерт. Сидел и плакал от отчаяния»
Фото
Boston Globe/Getty Images

Мне думается, что из любой ситуации нужно стараться извлечь какие-то плюсы. До самоизоляции у меня был очень напряженный график: Москва — Токио — Нью-Йорк — Иркутск — снова Нью-Йорк и так далее. Оказалось, что организм работал на износ, а я сам не подозревал, какая это нагрузка, если я играю 200-250 концертов в сезон. От выступлений я получаю заряд энергии, но сами перемещения выматывают: недосып, мышцы деревенеют. Сценотерапия восстанавливает, конечно, но даже сибирский организм может не справиться с такими безумными передвижениями. Так что карантин для меня — это некий знак, что надо сделать перезагрузку, выспаться, позаниматься спортом, вдохновиться новыми импровизациями Анны Денисовны — и опять в бой!

У меня внутри такое кипение, что я готов играть по 10 концертов в день. Пытаюсь сохранить каждую дату: 70% выступлений, что должны были пройти весной, удалось перенести на осень и весну следующего года. Такая же ситуация с конкурсом Grand Piano Competition, запланированным на начало мая. Пока он перенесен на последнюю неделю августа, но если ситуация не позволит провести его в конце лета, то мы отодвинем на более поздний срок, не отменив. К сожалению, летняя программа в Суздале нашего фонда «Новые имена» не будет проводиться в июле. Пока мы размышляем по поводу августа. В этот летний творческий лагерь традиционно приезжают со всей страны дети, которые получили наши стипендии, и их здоровьем мы, конечно, рисковать не будем.

И одна из моих самых любимых точек на фестивальной карте — Иркутск, где должен был в сентябре состояться юбилейный XV Музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале». Было запланировано 23 дня с парадом-алле самых знаменитых оркестров, дирижеров, молодых звезд классического искусства. Для меня это крайне важная история, так что я нахожусь на постоянной связи с губернатором Иркутской области, как и с другими губернаторами — из Челябинска и Оренбурга, например.

Рассматриваем период конца лета и осени пока. Думаю, что в Германии уже летом начнутся концерты на открытом воздухе для тысячи зрителей. Это собираются делать и в Италии, что не может не радовать. Это хороший вариант, если учитывать тот факт, что в залы все вернутся в последнюю очередь. Наши артисты сейчас ждут указаний Роспотребнадзора и четких инструкций о том, как обеспечить безопасность музыкантов и публики на концертах, это важный и непростой вопрос, поскольку даже при рассадке в 1,5–2 метрах, к примеру, духовики дуют в свои инструменты, и инфекция может распространяться.

К сожалению, на стандартной сцене обеспечить необходимую социальную дистанцию между музыкантами симфонического оркестра невозможно. Так что этим летом я надеюсь только на концерты на открытых площадках, на то, что они оживят культурную жизнь, потому что смотреть выступления онлайн уже нет сил.

Когда все рухнуло в одночасье, я открыл сезон онлайн-выступлений для тех зрителей, которые привыкли на них ходить. В тот момент это было спасение, глоток свежего воздуха, но будущего у такого формата не будет никогда. Цифры просмотров падают у самых знаменитых исполнителей и театров, что означает, что публика все равно предпочитает смотреть вживую. В отличие от кино классическая музыка подразумевает дыхание заполненного зрителями зала и передачу эмоций от музыканта, их не воспроизведет самая передовая техника. Это химический процесс, который влияет на интеллект, на эмоциональное состояние. Своеобразная терапия.

У меня есть какое-то чутье. В феврале случился острый фарингит. Я уже практически шел с посадочным талоном, чтобы отправиться в США, но почувствовал недомогание, а в больнице мне поставили диагноз. Сразу отменился Сингапур, Китай, Италия. Как раз началась вспышка вируса в Ломбардии, организаторы сами позвонили мне и попросили не лететь. Я также понял, что могу попасть под карантин в США и не полетел туда — к своему любимому Нью-Йоркскому филармоническому оркестру и Валерию Гергиеву. Я сидел и плакал от отчаяния и бессилия. А в итоге концерт и не состоялся, потому что у них тоже уже начиналась эпидемия. Меня остановили не советы врача, а какое-то предчувствие. Сейчас же у меня предчувствие, что скоро весь этот кошмар закончится и мы выйдем из ситуации.

Досье

Родился: 11 июня 1975 года в Иркутске в семье композитора и преподавателя игры на фортепиано.

Образование: Московская государственная консерватория.

Карьера: один из самых популярных пианистов современности, который совмещает в исполнении новаторство и традиции русской фортепианной школы. С 1995 года солист Московской филармонии. С 2004 года представляет ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев», в котором выступают ведущие оркестры России и зарубежья. Победитель XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского, почетный профессор МГУ, народный артист России.

Семейное положение: женат на народной артистке России Екатерине Шипулиной. Дочь Анна (2016 г. р.).