Олег Рой — популярный писатель, автор более десятка произведений, большинство из которых обрели известность, в том числе и за рубежом. В этот раз в своем интервью Рой рассказал нам о самой ожидаемой новинке этой весны — новом сентиментальном романе «Натурщица».
– Как возникла идея для нового романа?
– Как это у меня нередко бывает, — случайно. Просто услышал как одна знакомая, вспоминая свою молодость, вскользь обронила, что во времена студенческого безденежья подрабатывала натурщицей. Вот я и задумался о том, что чувствует молодая женщина, когда ей ради заработка приходится раздеться перед целой группой людей. Среди которых, между прочим, есть и мужчины, возможно даже тот, который ей нравится, — но он пока еще об этом не знает.
Работать натурщицей ведь очень непросто, сплошной дискомфорт. Холодно, физически тяжело — попробуй посиди столько времени, не шевелясь. Да еще и без одежды. С одной стороны, натурщице неловко, стыдно. А с другой — где-то даже и обидно.
Она сидит тут голая, а мужчины видят в ней не живую обнаженную женщину, а всего лишь неподвижную натуру для рисунка. Как будто она — ваза с искусственными фруктами для натюрморта или, в лучшем случае, красивый вид для пейзажа. Я задумался о чувствах этой женщины, об ее мотивах, о том, как и почему она могла выбрать такую работу, — и пошло-поехало. Вот в итоге и родился роман.
– Речь в книге идет о художнике. Как вы собирали информацию для книги? Общались с художниками?
– Конечно, общался. Я всегда, когда пишу о какой-то профессии, советуюсь со специалистами, расспрашиваю о деталях, обсуждаю подробности. Да и не только о профессии. Если персонаж болеет чем-то сложнее гриппа, надо обязательно проконсультироваться с врачом, если работаешь над детективом — с юристами и так далее.
Когда создаешь книгу для детей, незаменима помощь детских психологов, педагогов. Плюс информация из интернета, конечно. С появлением всемирной сети писателям стало гораздо проще.
– Ваша Сима — мечтательница, сентиментальный и в чем-то наивный человек. Как вы думаете, ей это больше помогает или мешает в жизни? Хорошо ли так беззаветно верить в чудо?
– Думаю, что эти вопросы не имеют ответа. Каждая личность неоднозначна, каждая черта характера в чем-то помогает, а в чем-то мешает. Таких личностных качеств, которые работали бы только на пользу или только во вред, просто не бывает.
Хорошо ли верить в чудо? Уверен, что да. Хорошо ли верить настолько сильно, как моя героиня? И да, и нет. К мечтательной и наивной Симе можно относиться по-разному: понимать, сочувствовать, поглядывать на нее свысока. Что выбрать — это дело читателя. Можно сколько угодно спорить о ее характере и о том, как живется таким людям. Но с тем, что люди, особенно женщины, похожие на Симу, существуют и в наши дни, думаю, никто спорить не будет.
– Алекс буквально преображается благодаря Симе. Вы думаете, что только любящая женщина способна вывести мужчину из депрессии, вдохновить его на свершения и даже — пробудить те черты характера, о которых раньше никто не догадывался?
– Думаю, что нет, не только. Человек, тем более мужчина, в большинстве случаев способен и сам вывести себя из депрессии. И найти вдохновение каждая творческая личность так же способна сама. Признаться, я не верю людям, которые говорят «я не могу» о чем-то, что зависит только от них.
Внешние обстоятельства — дело немного другое. Но изменить что-то в себе всегда можно и самому — было бы желание. Хотя, конечно, решить такую задачу и справиться с трудностями гораздо проще, когда рядом есть кто-то, кто готов помогать. Прекрасно, когда в жизни мужчины есть такая женщина. У любящих замечательно получается и поддерживать, и вдохновлять, и пробуждать в нас самые лучшие черты.
– Если бы у вас была возможность встретиться с Алексом и Симой лично, чтобы вы им сказали?
– Поблагодарил бы их за то, что они явились ко мне и поделились своей историей. Впрочем, это относится ко всем моим героям. При этом каждый персонаж моих историй — это в какой-то степени я сам. Где-то в глубине моей души живут и Сима, и Алекс, и герои всех других моих романов. Точно так же как живут в ней Бедокур, Дракоша Тоша, Мишка Шмяк и все остальные персонажи моих детских проектов.
– В чем основная мысль романа «Натурщица»? Что вам хотелось сказать своему читателю? Что настоящая любовь все-таки существует и однажды найдет каждого?
– И это тоже, конечно. Только, скорее, не любовь найдет человека, а человек, который действительно ищет любовь, обязательно ее найдет. А существует ли любовь, и какая любовь настоящая, а какая нет, — каждый решает для себя. Ведь это касается именно его собственной жизни, а не «вообще».
Помните, как у Горького в пьесе «На дне» Лука отвечает на вопрос, есть ли Бог? «Коли веришь — есть, не веришь — нет. Во что веришь — то и есть». Так и с любовью. Кто в ней не нуждается, не верит в нее, для того она и не существует.
А тому, кто хочет любви, я каждой своей книгой, не только «Натурщицей», но и всеми остальными, хочу сказать: «Хочешь — ну так и люби! Не жди чуда, не жди, пока явится суперфея и подарит тебе суперлюбовь. Люби сейчас, дорожи тем, кого любишь, заботься о нем, вдохновляйся этой любовью на творчество, на добрые дела, просто на радость жизни». Даже если эта любовь безответна.
– Как вам кажется, нужен ли современному читателю хэппи-энд? Или напротив, ему требуется показывать все мрачные реалии жизни?
– Мрачных реалий жизни читателю напоказывались уже достаточно. И в приснопамятные девяностые, когда отовсюду поперла сплошная чернуха, и гораздо раньше, еще со времен моды на всеобличающий критический реализм. Но ведь жизнь — это не мрачные реалии. Это череда событий, которые в большинстве своем окажутся именно такими, какими ты будешь их воспринимать, как будешь к ним относиться.
Это как детская раскраска. Можно раскрасить ее яркими цветными карандашами, а можно замазать все сплошь одним черным. Все зависит только от тебя. Ты сам хозяин, сам демиург своей жизни.
Если вернуться к вопросу о хэппи-энде в книгах, то для меня оптимистичный финал чаще предпочтительнее. Мне нравится писать не о том, как все плохо, а о том, как люди справились с трудностями. И важно помнить, что хэппи-энд — это вовсе не обязательно «они поженились, жили долго и счастливо и умерли в один день». Да и вообще свадьба в финале уже совсем не обязательна. В современной жизни много других возможностей, и много людей, которые с этим полностью согласны.
– В вашей библиографии и детские, и взрослые книги. Как удается совмещать два настолько разных направления?
– Возможно, секрет кроется в том, что на самом деле этих направлений вовсе не два, а гораздо больше. Ведь то, что называется общими словами «детское направление» на самом деле далеко не единое целое. Согласитесь, что крошечная сказка для малышей о Дракоше Тоше и его друзьях, маленьких пандочках Няше и Яше — это совсем не то же самое, что подростковая фэнтези-трилогия.
А у меня есть и такие книги, в скором времени выйдет в свет серия «Дори. Волшебный кубок» для детей 10-12 лет — возраста, который почему-то больше всего обделен книгами. Не знаю, по какой причине, но большинство детских авторов предпочитает писать для ребят либо младше, либо старше.
Да и «взрослые книги» — это тоже далеко не одно направление. Мне нравится работать в разных жанрах, и их немало — не только сентиментальный роман, к которому относят «Натурщицу», но и психологический роман, и мистический, и триллер, и детектив, и фантастика, и сатира, и нонфикшн.
Все это ведь тоже совершенно разные направления, каждое имеет свою специфику и требует особого подхода. Но именно так и только так мне и интересно работать — разнообразно, постоянно ища что-то новое. Думаю, что если б направлений моей работы было бы действительно только два, это было бы труднее. И уж точно — гораздо скучнее.
– Кто ваш читатель? Для кого пишете именно вы?
– Крайне трудно ответить на этот вопрос автору, который, как я только что сказал, пишет для всех возрастных категорий и в совершенно разных жанрах. Соответственно, и мои читатели тоже очень разные. Это дети и взрослые, мужчины и женщины, поклонники экшена и романтики, фантастики и мистики… Но при всей их непохожести есть и то, что их объединяет.
Это по-настоящему симпатичные люди, доброжелательно и оптимистично настроенные, которые хотят сделать мир — включая и свой собственный внутренний мир — лучше, светлее и гармоничнее. И, конечно же, все они любят читать.
– Какие у вас ближайшие творческие планы? Готовы поделиться?
– Планов и у меня всегда множество, гораздо меньше, к сожалению, чем времени и возможности воплотить их в жизнь. Недавно я поставил себе цель все-таки реализовать хотя бы кое-что из того, что давно лежит в загашнике и ждет своего часа, и вернулся к работе над фэнтези-сагой «Соратники».
По многочисленным просьбам работаю над продолжениями нескольких особенно полюбившихся читателям книг — это, например, вторая часть мистического романа «Старьевщица» о таинственной женщине, которая за большие деньги покупает у людей самые дорогие им воспоминания. Скоро выйдет продолжение лирической комедии «Трудности перевода» о любви русского писателя и американской певицы.
Еще одна новинка, которая, надеюсь, появится в книжных магазинах совсем скоро, это роман «Вкус жизни». На создание этой истории меня тоже вдохновили просьбы моих давних читательниц, которые порой выговаривают мне за то, что у меня так мало возрастных героев и героинь — как будто к пятидесяти годам жизнь полностью заканчивается.
Но это далеко не все, поскольку, как я уже говорил, я работаю в разных жанрах и для разной аудитории. Я не только писатель, но ещк и продюсер различных многогранных проектов, в том числе детских анимационных сериалов, работа над которыми никогда не прекращается. Назову только некоторые из них: «Волшебная лавка Есении», «Супер Мяу», «Дракошия», «Суперфеечки» и многие другие.