- Ольга, 8 марта состоялась премьера сериала «Марлен», где вы сыграли несостоявшуюся актрису, которая помогает детективу в расследованиях. Чем для вас оказалась интересна эта героиня?
— В моей Любушке соединились Роза Люксембург и Клара Цеткин, у нее обостренное чувство справедливости, жажды к жизни, к свободе творчества. Ее выделяет такое качество, как любопытство, оно дефицитное в нашей жизни. У Любушки никогда не угаснет внутренний огонь, даже не пытайтесь потушить — это опасно! Мне было крайне интересно смотреть на то, как она страстно хочет любить и быть любимой, но изо всех сил делает вид, что ей это совершенно ни к чему, что она не истосковалась по близости и будто бы вообще не из этой оперы. Вот эти танцевальные движения имени любви, когда шаг вперед, а два назад, наверное, я так тоже могу существовать из-за того, что где-то скромность меня может задавить или боязнь проникнуть в чужое пространство. Деликатность — это тот океан, в котором плаваю совершенно комфортно, я там хозяйка.
Любушка искала самого талантливого, пронзительного и невероятного мужчину, каким и является Марлен.
Эта внутренняя дрожь заставляет ее оберегать его, чтобы не снести лавиной любви и зайти не с той стороны, где борщи, котлеты и комплименты в уши, потому что он не из тех мужчин, которые могут пасть, как крепость, от вкусного ужина, а стать ему соратником: чистить пулемет, подносить патроны, вызывать огонь на себя, хамить бандиту в лицо.
— Насколько вы с ней совпадаете в плане таких проявлений, как броситься на амбразуру?
— Для меня это должна быть какая-то очень экстремальная ситуация.
Если придется коня на скаку останавливать, горящие избы пересчитывать, я, конечно, это сделаю, при условии, что объявлен тревожный сбор, но для себя, наверное, сначала все законспектирую, а потом примусь практиковать. Что же касается Любушки, мне кажется, она думает, что невероятно красива в эти моменты.
— Возможно, она ошибается, но это будет утверждать или опровергать зритель.
— Вы когда-то выбрали свою профессию потому, что манила перспектива проживать чужие жизни, перевоплощаться или была мечта видеть себя на афишах города?
— Я хотела именно работать и знала очень давно, с какого-то начального детства, как это буду делать, в чем будет заключаться химическая формула приготовления ролей, спектаклей. Откуда я это знала? Мне это неизвестно. Это как когда однажды оказалась в Лондоне и поняла, что здесь уже была, в прошлой ли жизни или во сне. Не спускалась в метро, передвигалась исключительно пешком по городу и наперед понимала, куда повернуть, чтобы прибыть в нужное место. Даже туристов каких-то консультировала. Это те самые обстоятельства, которые есть в жизни у каждого человека, выбирает ли он профессию, встречает ли свою половинку, видит ли во сне будущего ребенка, эти волшебства со мной рука об руку. Это мое большое счастье.
— Путь вы к нему выбрали не близкий, отправились из родного Красноярска поступать в Москву, где самая большая конкуренция. Почему не остались дома?
— Была очень уверена в том, что удача со мной. Это первое. Второе — я, как благовоспитанная барышня, написала письма во все театральные московские вузы, рассчитывая на ответ, который и получила из Щукинского театрального училища и из ВГИКа. Собственно, туда я и отправилась, когда прибыла в Москву. А безответное молчание других институтов, это пренебрежение приняла на свой счет.
На меня тогда слегка легла пыльца обиды, я подумала, что не буду стучаться в закрытые двери, а торжественно под фанфары въеду в Москву и пойду туда, где ждут. То есть комплекс Наполеона, видимо, присутствовал каким-то образом по молодости.
— Удача вам способствовала и с жилплощадью. Правда, что Театр Вахтангова, где вы служите до сих пор, помог получить первую квартиру в столице?
— В прошлом веке это было в порядке вещей, когда существовал так называемый социальный пакет и подобное оберегание своих сотрудников со стороны руководства. В той стране, в которой мы жили, было принято, что стабильность и блестящее будущее, по крайней мере на предмет получения жилплощади, — это данность. Можно было ждать бесконечно долго, но данность никто не отменял. Что касается моего случая, нижайший поклон художественному руководителю Михаилу Александровичу Ульянову. Времена тогда были дикие, неандертальские, когда никто никому не нужен, но я, видимо, оказалась так нужна театру и художественному руководителю, что он приложил усилия к тому, чтобы у меня появилась первая квартира в прекрасном районе на Профсоюзной улице. Как мы благодарим наших учителей, родителей, которые вырастили, окружили заботой и дали нам столько любви, что теперь в этом мире мы ничего не боимся, так же я благодарю театр, Михаила Александровича и всех тех, кто помогал ему, за то, что такая история случилась со мной.
— После с вами случилась «Женская лига», проект, который годами с успехом шел на телевидении. Что он вам дал, какие двери открыл?
— Попытаюсь выразиться емко: я благодарю «Женскую лигу» за то, что каждый, кто видит меня на улице и решил остановить на мне свой взгляд, то первое, что он делает, — улыбается! В наших широтах не свойственно просто так улыбаться, это непонятно. А двери открылись те, над которыми висит приглашение: «Добро пожаловать, смешная женщина!» Но, прежде чем войти в эту дверь, нужно хорошенько подумать, правда ли вы умеете смешить, потому что обладать острым умом, чувством юмора, выносливостью и креативным мышлением — это вещи необходимые. Если все это есть — вперед, если нет — даже не пытайтесь, смейтесь сами с собой.
— Во время съемок этого проекта вы второй раз стали мамой, но не помню, чтобы пропадали из него. Декретный отпуск оказался коротким?
— Его не было.
Я родила 3 декабря, а 11-го уже работала на съемочной площадке (дочерям актрисы Полине 24 года, Марусе 12 лет. — Прим. «Антенны»). Некогда было предаваться таким вещам, которые доступны другим женщинам, не артисткам или артисткам другого свойства. За этим стоит большая серьезная история под названием «я добытчик для своей семьи!».
— Ваша старшая дочка Полина выросла красивой девушкой, тоже стала актрисой и играет с вами в одном театре. Вы были за или против такого выбора пути?
— Счастье мое заключается в том, что если и была против, то не помню, как это. Я целиком и полностью за Полину, и только одно меня может беспокоить: чтобы ей было комфортно и счастливо здесь жить, а на то есть все предпосылки. Она в моем доме (Театре Вахтангова. — Прим. «Антенны»), нашем доме, где была с самых маленьких лет. Можно сказать, что и моя мечта осуществилась, мы обе там, где нас любят, ждут и где можем принести много пользы.
— Встречаться на сцене уже доводилось? Советы наследнице даете?
— Да, сейчас выпускаем спектакль по Оскару Уальду «Саломея», где я буду играть царицу Иродиаду, а Полина — исполнять одну из ролей. Режим советов — это все та же беседа, диалог, который касается и профессии в том числе. Полина — очень наблюдательный человек, любопытствующий, внимательный к деталям, а от этого рождается еще больше вопросов. У нее присутствуют многие сомнения, чему я радуюсь, потому как говорила моя бабушка: «Человек несомневающийся — дурак».
— Полина уже живет отдельно или пока под маминым крылом?
— Конечно, отдельно. Жаль, что я не миллиардерша, а то бы с наслаждением еще вчера купила ей квартиру.
— Наверное, от очереди ее женихов вы уже отбиваетесь.
— Не знаю, как к этому отнесется моя дочь, дело даже не в том, что она очень требовательна…
Хочется понять, мужчины куда улетели, на планету Пандора? Так вот, официальное объявление: мы ждем вашего возвращения, друзья! А то как-то скучно, грустно и некому руку подать.
— Вы себе представляли, какой тещей будете?
— Да, вполне, я буду самая золотая теща! Есть две эмоции, которые уживаются в человеке и держат его на плаву: он будет меня любить и бояться. Вот и весь секрет!
— Младшая дочь Маруся учится в пятом классе. О выборе профессии задумываться еще рано, но все-таки, имея два примера, она к театру тянется?
— Что касается Маруси, давно решено: да, она актриса. Это не то чтобы ультимативно было заявлено, скорее безапелляционно сказано. Когда у ребенка так строится речь, у тебя не возникает моментов, чтобы сказать «подожди», ты отвечаешь: «Конечно, пусть так».
— Когда случился карантин, вы смогли насладиться делами, на которые обычно не хватает времени, или удаленно работали?
— Надо было сначала избавиться от звона в голове, который возник в результате обвала количества свободного времени. Когда справилась с этим, все встало на свои места. Но потом был ряд обстоятельств драматического свойства, я боролась за жизнь своих родных, как и многие в мире, пыталась держать руку на пульсе и решать вопросы, связанные с медициной, с финансированием. Спасибо театру, который не оставил в этой ситуации. Это была даже не подушка безопасности, а комфортная ложа, и если бы ты в ней оступился и завалился на бок, ничего бы не случилось, потому что театр и руководство сделали все, чтобы все как один пережили эту чудовищную эпопею и вышли, как сейчас, на работу.
На карантине я, барышня, которая родилась в прошлом веке и знаю только режим «включить-выключить», и платформу ZOOM освоила, мы даже снимали какие-то новогодние истории — на фоне камина читала текст, нарядившись в роскошные одежды и накрасив себя сама. Зажгла икебану новогоднюю, она порывалась пару-тройку раз сгореть, но мы ее вовремя гасили. Вот так это все было.
— Есть у вас свой рецепт, как справиться со стрессом?
— Где бы ты ни была, кто бы тебя ни окружал, какие бы ни были обстоятельства, достань красную помаду и накрась губы. И все станет намного лучше.
— Еще помогает новая стрижка!
— Да, кстати, я ее недавно сделала, учтя все необходимые вещи, связанные со спектаклями, образами и, возможно, с грядущими проектами, чтобы никого не подвести, потому что если подстрижешься под Джастина Бибера, то даже не знаю, что скажут люди, которые готовятся выпустить тебя на сцену в образе Екатерины II. Во всем мера нужна, даже в красоте.
— Скоро, 3 апреля, у вас день рождения. Как относитесь к своему личному празднику и отмечаете?
— Это всегда неожиданно для меня, будто бы я забыла о нем или внезапно вспомнила. Много дней рождения провела на сцене, играя спектакль, или на съемочных площадках, это одно из самых интересных времяпрепровождений деньрожденческих. Я почему замуж-то не выхожу? Видите ли, вот эти все мероприятия официальные сопряжены с каким-то сном ужаса. Поскольку не хочется спать и вздрагивать, я откладываю все это. У меня все спонтанно, понимаете, я даже покупки так делаю — пришла, увидела, победила, то есть купила.
— На многих сайтах встречала такой акцент на вашей биографии: «актриса никогда не была замужем официально». У вас принципиальная позиция по этому поводу?
— Все социальные обстоятельства штампа в паспорте мне известны, я со стороны это уважаю. Институт брака создан давно, и не мне его отменять или критиковать, но для меня это вещи пока неочевидные. Поэтому откладываю размышления на этот счет.
— Не поверю, что никто настойчиво не звал вас под венец, не уговаривал.
— Уговаривание в данном случае очень сходно с занудством, а я в такой ситуации поступаю как Маленький Мук: надеваю свои остроносые туфли и уношусь в пространство.
Блицопрос
— Что вы коллекционируете?
— Парфюм.
— Ваше коронное блюдо?
— Блины.
— На что вам жаль тратить деньги?
— Ни на что.
— Чем вас можно вывести из себя?
— Глупость.
Спорим, вы не знали, что… глаза актрисы испещрены искорками шоколадного и золотистого оттенка. Люди думают, что она носит линзы, но Ольга их никогда не примеряла.
Досье
Родилась: 3 апреля 1972 года в Красноярске.
Образование: окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина
Карьера: в 1995 году была принята в труппу Театра имени Вахтангова, где служит до сих пор. В кино начала сниматься с 1998 года с картины «Самозванцы», сыграла более чем в 70 фильмах и сериалах, среди которых «Жизнь забавами полна», «Дом кувырком», «Журов», «Елки», «Чемпионы», «Людмила Гурченко», «В созвездии Стрельца», «Лед-2», «Спасская», «Гудбай, Америка!» и др. Заслуженная артистка России.
ОЛЬГА ТУМАЙКИНА НА ТВ: «Марлен», понедельник — пятница 21:20, НТВ