— Сцена — это место, где я счастливая рыба в воде. Когда выхожу на нее, меня всю трясет, я не существую, существует что-то, что любит петь, и такое ощущение с малолетства. Это какой-то космос, другой мир, совершенно не связанный со всей остальной моей жизнью. Только однажды возникло состояние, когда не смогла петь и прервала выступление. Четко ощутила в тот момент, что ненавижу себя и всех. Видимо настолько мне дома душу ранили (певица состояла в браке с композитором Сергеем Муравьевым. — Прим. «Антенны»), что не могла транслировать счастье, которое должна была передавать, потеряла связь со зрителем.
Такого интереса к себе, как сейчас, во время шоу «Суперстар!», я не ощущала лет двадцать. Не могу сказать, что в те 90-е годы не делилась своей историей. Видимо, тогда это мимо ушей у людей проходило, интернет был не так развит. Я бы не хотела жаловаться на жизнь, в том числе и потому, что когда выскажешься, долго потом сама переживаешь. И еще понимаешь, что спектр восприятия у других людей будет разным. Кто-то тебя поймет, а другой осудит, и это больно. Кто-то, может быть, даже не поверит, не прочувствует, потому что на своей шкуре это не испытал, а у кого-то возникнет масса вопросов: «Почему ты сразу не ушла от мужа?» Когда со мной происходило все это издевательство, всем вокруг было по барабану.
Сергей Михайлович — супермузыкант, но характер у него был несладкий, мягко говоря. Когда дело касалось работы, у него всегда и на все находилось свое мнение. В большинстве случаев он был прав, просто интонации неправильные вкладывал в слова, люди не могли с ним сотрудничать, поэтому он и не реализовался. Но какой он был музыкант — уровня просто запредельного, как играл, какую музыку писал (Муравьев был продюсером группы «Лабиринт», в коллективе которой выступала певица. — Прим. «Антенны»).
Я была слишком молодая, когда влюбилась, у нас 20 лет разницы в возрасте. Все, что сейчас осознаю сама, тогда мне говорила мама. Она разложила это в двух предложениях: «Ты понимаешь, что он мой ровесник? Вы из совершенно разных измерений». Конечно, Сергей имел уже другое представление о женщине, я же ему досталась девочкой-неумехой в плане быта, но при этом курицей, несущей золотые яйца, поэтому он в меня и вцепился, никуда от себя не отпускал и объяснял это сильной любовью. Пока мы были вместе, у меня ничего не было — ни кошелька, ни записной книжки. Деньги, полученные за многочисленные гастроли, никогда в руках не держала. Муравьев говорил: «Что значит „твои деньги“? У нас семья, я ими лучше распоряжаюсь. Так же я лучше распоряжаюсь музыкой. У нас профессиональный композитор, нечего в это пятак свой совать». Стихи на музыку писала, но не часто. В основном Муравьев предпочитал сотрудничать с известными или просто другими поэтами. Мои стихи он утверждал только по случаю. И это были только подтекстовки, то есть уже на готовую, написанную им музыку.
Этот человек всегда был рядом. Отслеживал все, для него не было зазорным посмотреть в замочную скважину, проверить, кому я звонила, сидя в закрытой им же на ключ квартире. Он меня запирал, пока сам отсутствовал. Полный тотальный контроль! И не дай бог, чтобы я где-то на кого-то посмотрела, — все, дома был бы очередной мордобой…
Когда я решила уйти и забрать с собой сына, Сереже на тот момент было около трех лет, Муравьев быстро сориентировался, увез ребенка в неизвестном направлении и сказал, что, если не буду вести себя как нужно, не увижу сына как своих ушей. Мои родители приехали за нами из Слюдянки, специально взяли отгулы на работе, Сергей Михайлович поставил ультиматум: «Ты можешь отправляться с ними, тогда сын остается со мной. Либо ты остаешься, я привожу ребенка, но твои родители должны уехать». Естественно, я пошла на условие номер два, и он начал меня еще больше третировать, говорить: «Ты затаилась, я знаю, что у тебя на уме…» Это был ужасный период.
Мы с Сережкой просто чудом сбежали на Байкал, и там я развелась. Меня совершенно не интересовало, что буду делать дальше. Убежали в чем были. Ни денег, ничего, только кольцо обручальное на пальце. Друзья по цепочке помогали, чтобы переправить нас ко мне на родину. И там вся жизнь началась заново. Месяцев через четыре-пять я уехала из Слюдянки в Ангарск, устроилась в местный Дом культуры художественным руководителем. Наверное, случайно ничего не бывает, может быть, и не поехала бы в Ангарск, но сплетни в родном городе замотали: «Вот явилась певичка. Он ее сделал, он ее и закопал». Никому же в голову не приходило, что я тоже кое-что умею. В Ангарске я встретила человека, который когда-то был на моем концерте, помнил меня, мы задружились. Он послушал мой репертуар, который мы с Муравьевым когда-то записывали на английском языке, даже не поверил, что это пою я, и сказал: «Тебе здесь точно нечего делать». После все сложилось как по накату. Он отправил меня в Москву, дал резервные деньги, чтобы могла записать клип, естественно, с отдачей, мы заключили контракт.
Я вернулась в 1997 году и уже не уезжала из Москвы. За три года раз пять сменила съемное жилье, все время возникали какие-то перипетии. Мама тогда сказала: «Доченька, а может, тебе уже самой попробовать квартиру купить?» «Да это нереально», — ответила я, но за четыре месяца удалось собрать нужную сумму. Мой директор Вадим Приймак, с которым работаю уже 21 год, дал денег на ремонт; пока он шел, мы их отбили. Все это делалось для того, чтобы привезти в Москву сына. Он все эти годы жил с бабушкой и дедушкой. В какое-то лето пыталась оформить его здесь в школу, но намекали на безумные взятки, условия, потому что у меня ни прописки, ничего. Серега был моим главным стимулом.
От бывшего мужа даже подарков сыну не было, не говорю уже об алиментах, хоть их и присудили. Ничего. Он сам у меня неоднократно просил денег, и я давала. Почему? Потому что простила его (Муравьев ушел из жизни в феврале этого года после продолжительной болезни. — Прим. «Антенны»). Для себя просила, чтобы мне сверху послали это прощение. Когда Сережка стал совершеннолетним, папа в его жизни объявился, но хватило ненадолго. Звонил мне периодически, пытался с Сережей общаться. Мы о его отце дома плохо не говорили, сын разве что краем уха мог где-то что-то услышать о том, что он творил со мной. Я не противилась их встречам, но Муравьев потрепыхался месяца три, повозил сына по джазовым клубам, где Сережка на гитаре поиграл, и на этом все. После сын как-то прозрел, понял, видимо, что с папой что-то не то. Сережа такой же, как и я, слухач, без профессионального музыкального образования, но здорово играет блюз и более грамотный в музыке. Хоть они с отцом общались и недолго, но Муравьев, профессионал своего дела, многое в этом плане ему успел дать. Сына нет в моих социальных сетях, он зашифрованный, никогда не будет давать интервью обо мне, не ходит на мои концерты. Наверное, причина в том, что он не хочет, чтобы его когда-нибудь укорили: «Это мама тебе помогла». Не отговаривала Сережу от музыки, каждый должен пройти свой путь, у людей творческих он сложный всегда. Если бы мама в меня не верила, может быть, ничего бы и не получилось. А вот бабушка сомневалась, хотела, чтобы я получила какую-то более серьезную профессию. Когда я сбежала от мужа на Байкал, она говорила: «Вот что ты вернулась? Ни кола, ни двора. Как будешь жить?», даже неудачницей обозвала. Больно было слышать, но на тот момент я таковой и являлась. Это сейчас окончила институт. В 40 лет меня потянуло пойти в университет культуры на режиссуру, потому что художественным руководителем я была неплохим и поняла, что должна это дело добить. Бабушка уже ушла, но я ей на могиле рассказывала с восторгом, что теперь у меня и квартира, и высшее образование.
У меня есть пара концертов на ближайшие месяцы, но ничего, у кого-то и этого нет. Не злорадствую, наоборот, сопереживаю, особенно нашему второму и третьему эшелону артистов, ведь у многих нет накоплений. Каждый выживает как может. Мне повезло с участием в шоу «Суперстар!», я наконец всплыла на поверхность. Люди очень много пишут в социальных сетях, это радует, греет, дает надежду на будущее. Лет десять назад меня уже звали в этот проект, тогда отказалась участвовать, ко мне в руки каким-то чудесным образом попал сценарий, и я поняла, что не то чтобы не выдержу испытаний, не выдержу именно того, кто будет сидеть в жюри. Как мне казалось на тот момент, эти люди не имеют права меня судить. В этот раз по-филосовски отнеслась к ситуации, подумала: пускай судят, но зато у меня будет восемь личных номеров в красивом шоу.
Формат есть формат, поэтому каждый из участников раскрыл на программе что-то душещипательное, сакраментальное. Я беседовала с психологом на камеру, но и вне ее у нас был разговор по душам, тогда я поняла, что все хорошо. Да, вот уже девять лет у меня нет никаких отношений, но психолог сказал, что это абсолютно нормально. Девочка повзрослела, ей уже не надо лишь бы кого рядом. Мне действительно нужен один и на всю оставшуюся жизнь. Если раньше я еще как-то могла относиться к этому как «не сложится и ладно, идем дальше», то сейчас подобное уже не интересно. Наверное, мой мужчина где-то есть, я же нормальный адекватный человек, может быть, слишком добрый. Не хочется, чтобы опять причиняли боль, обижали. Готова эту жизнь прожить и одна, покоряюсь судьбе, главное — быть самодостаточной.
АЛИСА МОН
НА ТВ
«Суперстар! Возвращение», воскресенье, 20:10, НТВ
Досье
Родилась: 15 августа 1964 года в г. Слюдянка (Иркутская обл.).
Образование: Московский государственный университет культуры и искусств, режиссерский факультет.
Карьера: с 1986 по 1989 год работала в группе «Лабиринт» под руководством Сергея Муравьева. Получила приз зрительских симпатий выступая на «Песне-1988» с песней «Подорожник», композиция стала хитом. В 1991 году стала дипломантом конкурса Midnight Sun в Финляндии, где исполнила песни на финском и на английском языках. В 1997 году состоялось громкое возвращение на сцену с песней «Алмаз».
Семейное положение: не замужем, сын Сергей (31 год).