Гетеры в античности были женщинами, обладающие весомым положением в обществе. Они имели прекрасное образование и наравне с мужчинами могли обсуждать тонкости философии, литературы, политики. Жрицы любви служили для развлечения, утешения и поддержания беседы после пиршества, когда, насытившись едой и алкоголем, воины и властные мужи вели разговоры «за жизнь», как сказали бы сегодня.
Такими женщинами восхищались, любовались, восторгались и да…приглашали в постель. Но именно гетера сама принимала решение, продолжать ли беседу и сексуальные утехи в спальне или нет. Кстати, за ночь богиня любви получала богатые подарки — украшения, рабов, повозки с лошадьми, иногда плодородные земли. Когда мы говорим «гетера», то чаще всего называем вот этих женщин…
Родопис
Когда-то рабыня из Фракии Родопис, получив образование и навыки гетеры, была продана в греческую колонию в Египте. Красивая и умная девушка сразу выделилась среди действующих греческих гетер. Все были смуглые и кареглазые, а она — с русыми волосами и зелеными глазами. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.).
Красавица Родопис была гетерой при дворе фараона Амасиса. Кто-то сравнивает ее историю со сказкой о Золушке. Мол, фараон сидел и вершил судьбы страны, а тут орел принес ему золотую изящную сандалию, которую далеко от этого места потеряла Родопис. Он тут же захотел познакомиться с прелестной хозяйкой такой ножки и начал поиски. Естественно, нашел в отдаленном городке его владений, привез в Мемфис, женился. После смерти она была похоронена в гробнице в фараоновой пирамиде.
Правда, Геродот опровергает эти сказку и предполагает, что Родопис была «девушкой» брата поэтессы Сапфо. Влюбленный мужчина ежедневно поднимал ее интеллектуальный уровень, щедро делился знаниями (напомним, что в то время образование было доступно только мужчинам). Образованная и красивая Родопис была одной из самых богатых и популярных гетер античности.
Таис (Афинская)
Благодаря роману «Таис Афинская» Ивана Ефремова мы знаем, что эта женщина была невероятно везучей. И дерзкой! Два великих мужа того времени числились в ее возлюбленных.
Первым ее покровителем был сам Александр Македонский, который не расставался с ней ни на минуту, брал в походы, на важные встречи и, естественно, пиршества. Однажды, после очередной успешной битвы над персами, во время финального части ужина она раздразнила и «вдохновила» Македонского и его полководцев на поджог дворца в Персеполе. Говорят, что первый факел кинула именно Таис: она хотела отомстить персам за все ее женские трудности в военных походах, которые она делила вместе с воинами. И ей это удалось.
После смерти первого возлюбленного она стала законной женой друга Македонского — Птолемея. Родила ребенка, хотя не все считали его законным из-за прошлого его матери.
Всю жизнь любила одеваться, подчеркивая свою точеную фигуру, иногда не прочь была поймать хайп, как сказали бы сейчас, обнажая прилюдно свое тело.
Элефантида
Эта гетера прославилась своим эротическим творчеством. Именно она считается автором первой сексуальной энциклопедии. Ее рукописи стали бестселлером еще при жизни, так как она очень подробно и красочно описывала плотские удовольствия. Многие влиятельные мужчины, жившие с ней в Александрии в III в. до н. э., рассматривали ее рассказы как инструкцию по обольщению других гетер.
Аспасия
Вошла в историю как «тайный кардинал» Афин. Образованная и умная Аспасия, попав в Афины, недолго была гетерой при дворе. Сначала она допустила к своему телу одного из самых авторитетных мужей — Перикла. Потом быстро женила его на себе. Получила власть и покровительство своего мужа, могла делать все, что ей хотелось. Например, собирать симпосии (так назывались посиделки после мужских попоек), хотя это право в античности было только у мужчин. К ней приходили все известные философы и поэты того времени, включая Сократа, который считал, что каждый современник должен послушать это «чудо природы — умную женщину».
Историки считают, что многие законы Афин были написаны под чутким руководством Аспасии, которая умело капала на мозги своему любимому мужу, писала ему речи для выступлений. А еще эта женщина была одной из первых, которая рассказала о важности макияжа для женщины.
Прожила в счастливом браке с Периклом 20 лет, потом, похоронив его, умершего от оспы, вышла замуж за другого государственного чиновника.
Фрина
Танцовщица, жившая в IV веке до н.э., родилась в семье врача, который дал своей дочери прекрасное образование. К тому же у нее была неземная красота, точеная фигура, роскошные волосы — это подмечали все окружающие. И Фрина решила, имея такие богатые данные, ум + внешность, получить соответствующие дивиденды, а не прозябать в своем городе, рожая кому-то детишек (в то время, увы, у женщин была только одна задача — воспитывать детей и быть домохозяйкой).
Фрина поставила цель стать гетерой и отправилась в Афины. И ей это удалось. Фрина, наверное, больше, чем кто-либо из гетер, была увековечена в стихах, картинах, статуях. Именно благодаря ей мы знаем, чем занимались гетеры. Влюбленный в нее скульптор Пракситель умолял ее стать натурщицей для своего шедевра — статуя Афродиты Книдской. На полотне «Афродита, выходящая из моря» художника Апеллеса изображена она же. Стихи, рукописи — многие мужчины античности восхищались ее красотой и умом. И мечтали о ночи в ее объятьях.
Говорят, что она была самой дорогостоящей женщиной, которая сама назначала цену за свои любовные услуги. Не отказывала только тем, кто мог заплатить и был симпатичен ей. Она сказал «нет» царю Лидии, неприятному ей, и назвала невероятно огромную сумму в надежде, что он не пойдет на разорение страны. Но он заплатил желаемые деньги, и его народ потом еще долго расплачивался за эту ночь.
Кстати, симпатичным ей мужчинам она сама предлагала провести время в обществе с ней. Так, преклоняясь перед талантом философа Диогена, Фрина легла с ним в постель без оплаты.
Многие гетеры довольно быстро теряли молодость и красоту, проводя много времени на пиршествах. Чтобы эта участь не коснулась Фрины, она собирала и записывала полезные свойства растений и с помощью медиков разрабатывала кремы, которые тестировала на своих рабынях, а потом на себе.
Философ Демосфен говорил:
Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством.
Согласитесь, что может быть лучше, чем быть женщиной для удовольствия?