Еще в школе историю жен декабристов нам преподносили как героическое сказание о женщинах, которые не побоялись лишений и отправились вслед за мужем в ссылку. Фраза «а ты прямо как жена декабриста» стала чем-то вроде комплимента. На самом деле эти словам больше тянут на оскорбление, и вот почему.
После всем известных событий на Сенатской площади сосланы были 100 декабристов, из них всего 25 были женаты. В этом нет ничего удивительного, в то время мужчины не спешили заводить семью, ведь вначале нужно было отдать долг родине, а потом уже можно было задумываться о потомстве.
Император Николай I разрешил женам развестись в одностороннем порядке со своими сосланными мужьями, согласились всего 3 женщины, остальные решили хранить верность супругу. В итоге большинство жен приняли решение отправиться в ссылку вслед за мужем. Мало того, что они в этом случае лишались всего своего имущества и не имели права вернуться, так они бросали на произвол судьбы своих детей.
Да, император запретил брать с собой в ссылку детей, поэтому женам декабристов нужно было выбирать: оставаться в Петербурге, продолжать безбедную жизнь (государство обещало платить компенсацию) и воспитывать детей или ехать на край света ради любимого, но при этом навсегда расставшись с детьми. Многие, к сожалению, выбрали второе. К тому же дети декабристов и уехавших за ними жен, в один момент превращались в бесправных людей, которых отдавали на воспитание в бедные крестьянские семьи.
Справедливости ради стоит сказать, что все же некоторым женщинам удавалось пристроить своих отпрысков на воспитание дальним родственникам. Но это не означало, что жизнь их детей стало счастливее. Большинство брошенных детей умерли, некоторым из них и не было 2 лет. Например, сын Марии Волконской. Женщина только оправилась от тяжелых родов и вместо того, чтобы оставаться с ребенком, отправилась за мужем в Сибирь. Как только она добралась до любимого, супругам сообщили, что их ребенок умер. Неизвестно, этот факт послужил разладу в браке или нет, но отношения с супругами так и не сложились.
Александра Муравьева отправилась за супругом, будучи глубоко беременной, не думая, как долгая дорога отразится на еще не рожденном ребенка и судьбе двух младенцев, которые остались дома на попечении нянек. Позже она сильно жалела о своем поступке и даже впала в депрессию, она так и не простила себе этот сиюминутный поступок.
Причем помогать пережить мужу все лишения можно было, оставаясь дома, Наталья Шаховская тому доказательство. Женщина не только вела переписку с мужем, но и регулярно высылала ему деньги и необходимые вещи. Когда ее муж заболел, Наталья добилась перевода супруга в монастырь, где условия были более комфортными. Она так и не вышла замуж, храня верность супругу. Да, она больше никогда не увидела своего мужа, но воспитала двоих детей и дала им достойное образование, оба мальчика построили военную карьеру и женились.
Так почему же «мать-кукушка» — это оскорбление, а «жена декабриста» — это символ благородства? Женщина должна в первую очередь думать о себе и своих детях, а уже потом заботиться о муже. Декабристы — это взрослые люди, которые сделали выбор и, вероятно, понимали все риски и должны были сами нести ответственность за свои поступки.
Почему мы должны восхищаться женами декабристов, называя их героинями, если эти женщины бросились облегчать жизнь взрослым мужикам, отрекаясь от своих малолетних детей?