Согласно популярному клише в СССР секса не было. Однако отдельные кадры из кинофильмов, дошедших до нас из прошлой исторической эпохи, оставляют нас в недоумении: «А что это было, если не секс?»
Wday.ru предлагает вспомнить семерку горячих кинофильмов эпохи позднего социализма.
«Агония»
История создания фильма запутанна. Фильм снимался и дорабатывался бессчетное количество раз на протяжении почти 20 лет.
В 1966 году к 50-летию Октябрьской революции режиссер Анатолий Эфрос начал снимать фильм о Распутине по пьесе Алексея Толстого «Заговор императрицы». В основе сюжета — личность Григория Распутина и заговор с целью его убийства. Однако Иван Пырьев, руководитель объединения «Луч» («Мосфильм»), забраковал работу. Он поручил «доработать» фильм Элему Климову. Климов, в свою очередь, решил отказаться от экранизации пьесы Толстого и попросил написать другой сценарий. За новую версию взялись Илья Нусинов и Семен Лунгин (создатели кинофильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»). Работа над фильмом началась, но комитет по кинематографии остановил съемки, аргументируя тем, что, что «нельзя бить царизм по альковной линии» и что недопустимо показывать Распутина «в богатырских тонах». Кстати, роль Распутина блестяще сыграл Алексей Петренко.
В 1971 году вышел голливудский фильм «Николай и Александра», что послужило вызовом советской киноиндустрии. Так фильм о Распутине получил новый шанс. Фильм был готов в 1975 году. Однако к прокату фильм допущен не был и в 1978 году был снова возвращен Климову на доработку. В 1981 году «Агония» была продана за рубеж, показана во Франции, США, других странах. В 1982 году на кинофестивале в Венеции картина получила приз. А позже, в 1985-м, удостоилась Гран-при «Золотой орел» во Франции. И только в том же, 1985 году фильм вышел на экраны советских кинотеатров.
«Бриллиантовая рука»
«Бриллиантовая рука» — знаменитая советская комедия, снятая в 1968 году режиссером Леонидом Гайдаем. Один из самых популярных фильмов в истории советского кино!
«Не виноватая я, он сам пришел!» — фраза, ставшая крылатой, задала градус эротического накала не одному поколению. В знаменитой сцене соблазнения образцового семьянина Семен Семеныча Горбункова есть полный набор: приглушенный свет, вино, музыка. И, конечно, роковая блондинка с умопомрачительными стрелками. Девушка по вызову устраивает сумасшедший стриптиз со стреляющей пробкой, расстегивающей бюстгальтер и рикошетом гасящей свет.
Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко. Но она, прислав соответствующие фотографии на кинопробы, впоследствии отказалась сниматься. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но была утверждена.
Существует легенда, что Леонид Гайдай использовал уловку: добавил в конце фильма ядерный взрыв на море и заявил комиссии Госкино, что согласен удалять любые сцены, кроме этой. На вопрос о необходимости взрыва он ответил: «Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!» Комиссия согласилась оставить фильм без купюр, если будет убран взрыв. На что режиссер и рассчитывал: сцены с девицами легкого поведения не вырезали!
«Экипаж»
После романа Артура Хейли «Аэропорт» тема авиакатастроф была весьма популярной в Голливуде. Свой «ответ Чемберлену» решили снять и в СССР. Так в 1979 году режиссер Александр Митта создает фильм «Экипаж». Несколько изменен традиционный ход повествования: первая серия посвящена личным отношениям героев, а вторая — непосредственно борьбе за выживание на борту самолета.
С определенной долей откровенности в первой части зрителю рассказывается о «земной» жизни летчиков. Семейные дрязги, быт — словом, никакой романтики. Но дальше всех зашел обаятельный пилот Скворцов в исполнении Леонида Филатова. Всем своим поведением он проповедует свободу отношений. Для пущей убедительности он даже оформил интерьер своей квартиры под «сексодром» и приглашает к себе молоденьких девушек. Вот и стюардесса Тамара (Александра Яковлева) попала в его сети. Так свет увидел первую эротическую в полном смысле этого слова сцену. Эротика показана «из-за стекла», глазами невинных аквариумных рыбок. Но так или иначе обнажившаяся Яковлева приобрела статус советской Ким Бейсингер.
«Зимняя вишня»
В 1985 году на экраны вышла мелодрама ленинградского режиссера Игоря Масленникова «Зимняя вишня». Это советский фильм о молодой женщине с ребенком, которая отчаянно ищет любовь, но находит только любовников.
Режиссер пригласил на главные роли Наталью Андрейченко и Сергея Шакурова. Но в последний момент Андрейченко отказалась по личным причинам: она уехала в США с Максимилианом Шеллом. В итоге роль Ольги была переписана под Елену Сафонову. Шакуров же начал сниматься, но после нескольких отснятых сцен отказался от работы в фильме. На роль Вадима был утвержден Виталий Соломин, который до этого играл у Масленникова доктора Ватсона в телесериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В сцене на рыбалке, где Вадим и Ольга целуются, показаны ноги Шакурова. Также партнерами Сафоновой по фильму стали Ивар Калныньш и Александр Леньков.
Отдавая сына-дошкольника на пятидневку, а в выходные перепоручая бывшей свекрови, героиня пытается построить личное счастье. Увы, в партнеры она выбирает или отъявленного женатого эгоиста, или неудачника, мечтающего вырваться из-под маминого крыла. Эротическая сцена, в которой полностью обнаженная героиня, проснувшись, подходит к окну домика на озере, чтобы полюбоваться северным пейзажем, стала хрестоматийной в советском кинопрокате. Ее не раз копировали в последние годы советского кино в фильмах для взрослых.
«Сто дней до приказа»
В основу сценария легла одноименная повесть Юрия Полякова. Это произведение одно из первых в отечественной литературе было посвящено неуставным отношениям в советской армии. Повесть не пропустила военная цензура, однако после посадки немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади в 1987 году главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев позвонил в военную цензуру и уведомил о печати повести. «Но мы ее не пропустим», — был ответ цензуры. «Лучше бы вы Руста не пропустили!» — ответил редактор.
Фильм «Сто дней до приказа» фильм режиссера Хусейна Эркенова вышел в прокат в 1990 году. Фильм состоит из нескольких эпизодов, так или иначе заканчивающихся гибелью одного из героев. Коротков крайне негативно отозвался об экранизации, предрекая Эркенову неудачную карьеру. «Пути тебе в кино не будет… Снимай реалистическое кино!» — негодовал Поляков.
После съемок в фильме за актрисой Еленой Кондулайнен закрепилось звание секс-символа СССР. Этот фильм стал первой актерской работой певца, экс-солиста поп-группы «Иванушки International» Олега Яковлева.
«Маленькая Вера»
«Маленькая Вера», дебютный фильм советского режиссера Василия Пичула, вышел на экраны в 1988 году. Фильм сразу же стал скандальным символом перестройки. В истории советского кино он получил известность как первый советский фильм, где был показан половой акт.
Исполнительница главной роли – молодая актриса московского ТЮЗа и дочь режиссера передачи «Спокойной ночи, малыши!» Наталья Негода. Фильм пользовался бешеной популярностью среди молодежи того времени. «Прокатную кассу сорвала лихая наездница, оседлавшая последнего плейбоя советского экрана Андрея Соколова», – писали критики. Негода получила «Нику» за лучшую роль. Пичула начали приглашать на различные фестивали. Современники свидетельствуют, что «плотину прорвало, голые тела хлынули в кино, как на нерест. Каждый режиссер считал своим долгом включить их в фильм к месту и не к месту». Картина «Маленькая Вера» ознаменовала собой конец эротической цензуры.
«Интердевочка»
Совместное производство СССР и Швеции, фильм 1989 года о нелегкой судьбе советских «жриц любви». Ни много ни мало! Режиссер Петр Тодоровский экранизировал одноименную повесть Владимира Кунина. Современные критики называли и повесть, и фильм «конъюнктурой», что не помешало картине стать лидером проката в год выхода на экраны. Советская версия «Красотки», только, увы, с печальным концом.
Героиня Елены Яковлевой – отзывчивая медсестра и валютная проститутка Таня. Дочь скромной учительницы не скрывает, что она выходит замуж не по любви, а потому что хочет иметь квартиру, машину, деньги и мечтает «посмотреть мир своими глазами». Она считает, «все продают себя». Однако мать и представить себе не может, что Татьяна торгует собой в прямом смысле слова, а будущий муж, шведский бизнесмен, – клиент ее дочери. Таня «зарабатывает» маме на шубу, а себе – на выезд в Швецию.