Начнем с очевидного: если родились мы, то наших родителей, у бабушек, а также у прабабушек и у прапрапрапрабабушек секс точно был. Причем, если судить по количеству детей, появлявшихся на свет сто и более лет назад, интимные отношения у предков были регулярными и продуктивными.
Если говорить научным языком, то древнеславянская культура относилась к типу просексуальных, то есть позитивно относящихся к близости. Более того, до принятия христианства многие бытовые вещи (например, смена времен года или засевание полей) неизменно сопровождалось эротическими обрядами, и ничего плохого в этом никто не видел.
Девушки обходили поля ночью в чем мать родила, чтобы поделиться силой деторождения с землей-матушкой. Мужчины, засевая поле, также раздевались, чтобы «заключить брак» между работником и землей. Историками описаны случаи, когда славяне, например, перекатываясь туда-сюда по полю, чтобы урожай был хорошим, а всхожесть растений — высокой (читайте также: Для чего на Руси существовало право первой ночи, и почему оно было обязанностью).
Девушки обходили поля ночью в чем мать родила, чтобы поделиться силой деторождения с землей-матушкой.
С огоньком наши предки отмечали и языческие праздники. К примеру, на Ивана Купалу или на Масленицу девушки обязательно прыгали через костер, а чтобы подол платья не загорелся, поднимали его как можно выше, оголяя ноги.
Раньше было можно, а теперь нельзя?
С принятием христианства на Руси многие нормы интимных отношений ужесточились. К примеру, по учению церкви, секс в браке допускался лишь в миссионерской позе, все остальное запрещалось.
До сих пор сохранились требники, содержащие типовые вопросы, которые священник должен был задавать прихожанам, а также информация о том, чем каралась такая провинность. Так вот, за неправильную позу верующим предписывалось длительное покаяние (от 3 до 10 лет), которое должно было сопровождаться ежедневными поклонами.
Также церковью было запрещено любить друг друга стоя. Дело в том, что в этой позиции забеременеть оказывалось намного сложнее, а значит, в интимные отношения люди вступали не для того, чтобы продолжить род, а с целью получения удовольствия, что, конечно, считалось грехом. Славянам не рекомендовалось даже целоваться, не говоря уже о других вариантах вступления в сексуальный контакт.
При этом во многих деревнях было распространено мнение, что Бог дал людям возможность плодиться, а получать от интимных отношений удовольствие не совсем правильно. И наши предки верили, что именно женщина получила от нечисти большую сексуальную силу, чем мужчина, и, пользуясь этим, постоянно провоцирует мужа на грех (читайте также: 10 безумных свадебных традиций на Руси: от них волосы дыбом).
Парадоксально, но строгие церковные запреты всегда соседствовали на Руси (а затем и в России) с чисто языческими представлениями о необходимости «люб телесных». К примеру, в ХIХ веке мысли народа о плотской любви нашли свое отношение в «потаенных» сказках: частушках, анекдотах, рассказах, присказках.
Среди наиболее часто упоминающихся грехов, за которые следовало наказание со стороны церкви, было умыкание девицы (что систематически случалось вплоть до ХV–ХVI веков), но этнографически бытовало как форма заключения брака даже в ХIХ веке.
В языческие времена интимные отношения до брака хоть в открытую не приветствовались, однако и тяжким грехом не считались, а вот после принятия христианства строгое наказание следовало за блуд — добрачную связь.
Причем, как правило, вся вина за это ложилась именно на мужчину, даже если все происходило по совместному сговору. Но вот парадокс: на посиделках и народных гуляньях отношения между парнями и девушками были очень вольными.
Например, девица могла позволить сесть к молодцу на колени, обнять его, поцеловать. С одной оговоркой: девственность требовалось сохранить до брака, а уж если девушка умудрялась забеременеть, не будучи замужем, она не только подвергалась строгому осуждению, но и наказывалась.
…есть у нас такая традиция — ходить в баню
Главные эротические обряды на Руси, конечно, были связаны с церемонией вступления в брак и подготовкой девушки к новой роли. Их огромное множество, и почти в каждой губернии они свои.
Например, накануне брачной церемонии невесту вели в баню, где парили подаренным женихом веником из березы с добавлением веток плодовых деревьев и мыли мылом жениха. Причем в некоторых селах невесту сначала парил вежливец (колдун) или дружка жениха, и только через некоторое время его заменяли подруги девушки. Сопровождалось это подобающими песнями.
Баню, кстати, обязательно топили и наутро после брачной ночи. Делалось это по нескольким причинам: чтобы еще раз соединить молодых, чтобы показать, что невеста была чиста до брака (для этого сваха выводила молодых из избы и размахивала рубахой перед всеми гостями); а также как очистительный обряд и приобщение девушки к культуре другой семьи. Кроме того, по верованиям некоторых предков, вода смывала грех, освобождая молодоженов от скверны первой брачной ночи.
Что было под запретом?
Если вы думаете, что потеря девственности до свадьбы считалась на Руси самым тяжким интимным грехом, то сильно ошибаетесь. Намного страшнее осуждалось и каралось кровосмешение. Комплекс приемов, направленных на предотвращение беременности (предохранение), также оценивался в народе крайне негативно и даже приравнивался к детоубийству.
Не одобрялись на Руси и браки между людьми «старшего» поколения: то есть если мужчине было больше 60 лет, а женщина была старше 50. Считалось, что детей они в этом возрасте уже иметь не смогут, а значит, жениться и вступать в интимную связь планируют только ради получения удовольствия (читайте также: Интимный словарь: 6 вещей о любви и сексе, которые знают только евреи).
Категорически запрещалось вступать в любые сексуальные отношения в дни поста, перед севом, перед дальней дорогой, во второй половине беременности, шесть недель после родов, в канун двунадесятых праздников (среды, пятницы, воскресенья) и т. д.
Наши предки различали такие понятия, как «любовь», «продолжение рода» и, наоборот, «похоть», «грех». Осуждали они измену, жизнь на две семьи или совместную жизнь без законного брака. Эти же моральные устои актуальны во все времена, и порой о них просто нужно почаще вспоминать.